26
декабря 2016 года проведено очередное заседание рабочей группы по
вопросам повышения эффективности таможенного контроля после выпуска
товаров с использованием методов (стандартов) аудита, утвержденной
приказом ФТС России от 21.11.2014 № 2275 (далее – рабочая группа).
На данном заседании были подведены итоги
эксперимента по установлению возможности использования таможенными
органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей
таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 14.10.2015 №
2053.
Эксперимент был проведен в период с 14
октября 2015 года по 14 октября 2016 года. Рабочей группой был
разработан и рекомендован участникам эксперимента (аудируемым лицам и
аудиторам) перечень вопросов, подлежащих проверке и оценке по правилам
(стандартам) аудита аудиторской организацией.
По завершении аудиторских проверок
аудируемые лица представили в ФТС России аудиторские заключения для
рассмотрения и анализа членами рабочей группы.
В ходе рассмотрения и анализа
аудиторских заключений члены рабочей группы установили, что не все
представленные аудиторские заключения дают возможность оценки
финансового положения юридического лица, его способности осуществлять
платежи в полном объеме и установленные сроки, а также финансировать
свою внешнеэкономическую деятельность и могут быть использованы
таможенными органами при определении степени выборочности применения
форм таможенного контроля, в качестве дополнительного источника
информации при осуществлении контроля за соблюдением условий включения в
реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, при
категорировании участников ВЭД в рамках системы управления рисками.
Также могут быть подвергнуты сомнению используемые в аудиторских
заключениях формулировки относительно достоверности заявляемой
таможенной стоимости, обоснованности установления кодов ТН ВЭД ЕАЭС,
отсутствию нарушений валютного законодательства и т.п.
По итогам рассмотрения сделаны выводы о
том, что аудиторские заключения могут использоваться Аналитическим
управлением при категорировании участников ВЭД в рамках системы
управления рисками в качестве дополнительного критерия оценки
деятельности организации, в случае раскрытия в этом заключении вопросов
по общему и специализированному разделам.
По компетенции Главного управления
таможенного контроля после выпуска товаров аудиторские заключения могут
использоваться при выборе объектов контроля на этапе после выпуска
товаров для участников ВЭД, отнесенных к низкому риску нарушения
законодательства, при условии однозначно положительного заключения
аудитора и отсутствия у таможенных органов информации о рисках нарушения
таможенного законодательства.
Кроме того, в 2016 году на площадках
Российско-Германской внешнеторговой палаты, Франко-Российской
торгово-промышленной палаты, Итало-Российской торговой палаты прошли
встречи с бизнесом, в которых принимали участие представители Главного
управления таможенного контроля после выпуска товаров, Управления
торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Управления
товарной номенклатуры и Главного управления федеральных таможенных
доходов и тарифного регулирования.
Главными темами данных встреч являлись
«Государство и бизнес: Совместные цели и пути к сближению»,
«Постконтроль и таможенный аудит», «Таможенный аудит как новый институт
таможенного контроля».
На данных встречах представителями
бизнеса был сделан акцент на становление и развитие независимого
профессионального таможенного аудита. По мнению бизнеса, независимый
профессиональный таможенный аудит, как инструмент таможенно-налогового
администрирования даст российскому бизнесу уверенность в отсутствии
нарушений законодательства, подтверждение эффективности внутреннего
контроля, а иностранным контрагентам основание для выбора благонадежного
контрагента в России.
С учетом проделанной работы, а также
имеющейся заинтересованности представителей бизнеса в развитии института
аудита, который может быть направлен на поддержку законопослушных
участников ВЭД в вопросах предотвращения законными методами возможных
последствий при своевременном выявлении ими нарушений, рабочей группой
приняты следующие решения:
1. Продолжить работу по установлению
использования аудиторских заключений для таможенных целей и проработать
следующие вопросы, касающиеся:
- разработки проектов стандартов,
методики проведения аудита в таможенной сфере, форм отражения
результата, предложений в КоАП России по составу нарушений и мерам
ответственности аудиторов за недостоверное представление сведений;
- формирования перечня и порядка
аккредитации аудиторов, а также контроля уровня их квалификации для
аудирования вопросов в сфере таможенного дела.
2. По итогам проработки и решения вопросов, указанных в п.1 подготовить проект приказа о проведении второго этапа эксперимента.