Задачи и функции, возложенные на таможенные органы, разнообразны и
многоплановы. Одной из важнейших задач на сегодняшний день, особенно в условиях
мирового кризиса, является взимание таможенных пошлин и налогов, включающее в
себя контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, а также
принятие мер по их принудительному взысканию.
Контроль за поступлением в бюджетную систему Российской Федерации обеспечивается
как на этапе декларирования товаров, так и на этапе таможенного контроля после
выпуска товаров. И на каждом из этапов большое значение имеет информация,
имеющаяся в распоряжении таможенных органов, от наличия или отсутствия которой
применяются в том или ином объеме формы таможенного контроля.
ФТС России развивает сотрудничество с иными федеральными органами исполнительной
власти в части организации и совершенствования информационного обмена
информацией, способной оказать влияние на принятие таможенным органом отдельных
видов решений в сфере таможенного дела.
Приоритетное место в списке всех соглашений, заключенных ФТС России с
федеральными органами исполнительной власти, занимает соглашение о
сотрудничестве с Федеральной налоговой службой. Основанием такого приоритета
являются сведения, которыми располагает ФНС России.
Это сведения юридического, фактического и экономического характера о юридических
лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые прямо либо
косвенно принимали или принимают участие в обороте иностранных товаров, сведения
о финансовом положении таких лиц. Они признаются ФТС России достоверными и
значимыми, способными оказать существенное влияние на решения, принимаемые
таможенными органами.
Начало взаимодействия таможенных и налоговых органов в сфере информационного
обмена было положено в конце 90-х годов прошлого века, когда была принята и
вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
Таможенными и налоговыми органами за более чем 15-летний срок информационного
обмена выработаны базовые основы информационного обмена, механизмы и инструменты
реализации задач, которые находятся в компетенции ФТС России и ФНС России, что
нашло свое отражение в Соглашении о взаимодействии между ФТС России и ФНС
России, подписанном в 2008 году.
С момента его подписания в соглашение неоднократно вносились изменения, в том
числе, в части расширения состава сведений, используемых при взаимном обмене
информацией, что свидетельствует о готовности двух служб, ориентируясь на общую
конечную цель – увеличение доходной части бюджета Российской Федерации, быть
открытыми и конструктивными в диалоге.
Объекты и вопросы контроля у служб разные: таможенный орган контролирует товар в
его физических характеристиках, налоговый орган контролирует финансовый
результат деятельности налогоплательщика, принимавшего участие в обороте
иностранного товара, либо использовавшего иностранный товар в своей
хозяйственной деятельности.
Несмотря на очевидную взаимосвязь между собой, нарушения в сфере таможенного
дела не всегда влекут за собой изменение величины налоговых обязательств
налогоплательщика, также как и налоговые правонарушения не всегда
свидетельствуют о нарушениях в сфере таможенного дела. Именно поэтому информация
сторон тщательно анализируется на предмет имеющихся возможных рисков нарушения
законодательства по компетенции служб, а лишь потом принимается решение о
необходимости проведения совместного скоординированного контрольного мероприятия
или формы контроля в одностороннем порядке.
Итогом проведенных совместных таможенных и налоговых проверок, в случае
выявления каких–либо нарушений законодательства о таможенном деле и
законодательства о налогах и сборах, является сумма дополнительно начисленных
таможенных и налоговых платежей, которая формирует доходную часть бюджета
Российской Федерации.
На сегодняшний момент перед ФТС России и ФНС России поставлены первостепенные
задачи по объединению усилий, направленных на повышение собираемости бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 12 Министерству
финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
таможенного дела.
В новых условиях были пересмотрены и подходы по проведению таможенного и
налогового контроля.
В вопросах совершенствования деятельности сделан акцент на необходимость
повышения эффективности проводимых совместных контрольных мероприятий.
Развитие вертикально и горизонтально интегрированных структур (холдинги,
корпорации и др.) привело к появлению множества сделок между компаниями,
принадлежащих одной корпорации и находящихся в разных странах мира и имеющих
различную степень аффилированности, что, в конечном итоге, предоставляет им
возможность применять различные формы и способы уклонения от уплаты таможенных и
налоговых платежей. Задачи таможенной и налоговой служб – воспрепятствовать
этому как путем выявления и пресечения незаконных схем, так и путем создания
условий, при которых использование таких схем будет просто невозможным.
Основой для реализации в этом направлении задач стал формируемый совместно двумя
службами ежеквартальный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости
налоговых и таможенных платежей, который учитывает как направления
совершенствования деятельности, так и формирование конкретных отраслей контроля.
Аналитическая работа и таможенные проверки будут более эффективными, если
налажен максимально оперативный информационный обмен между ФТС России и ФНС
России, а также с иными федеральными органами исполнительной власти.
Для оптимизации обмена информацией, имеющейся в распоряжении ФТС России и ФНС
России, в настоящее время проводится работа по сближению информационных систем.
Эта работа станет, своего рода, одним из элементов механизма прослеживаемости
движения товаров, или иными словами – сквозного контроля, от момента их ввоза на
таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, в которой ФТС
России принимает самое активное участие.
Федеральной таможенной службой были выработаны концептуальные предложения,
которые легли в основу прорабатываемых на сегодняшний день на площадке ЕЭК
базовых документов.
Сквозной контроль в отношении товаров, лиц и совершаемых операций обусловлен
необходимостью: – обеспечения полноты и своевременности перечисления в
федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей; – повышения качества
таможенного и налогового контроля для мобилизации доходов федерального бюджета;
– выявления резервов собираемости таможенных и налоговых платежей на основе
системы управления рисками; – создания условий, исключающих использование лицами
различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей; –
противодействия незаконным схемам оттока капитала из Российской Федерации.
Введение такого механизма прослеживаемости движения товаров позволит федеральным
органам исполнительной власти всех государств – членов ЕАЭС проводить
эффективный государственный контроль, в том числе, в вопросах администрирования
таможенных и налоговых платежей.
В сегодняшней работе учитывается единая цель при определении приоритетных
направлений развития межведомственного взаимодействия – выявление и пресечение
схем уклонения от уплаты платежей и налогов, обеспечение полноты собираемости
бюджета. Для достижения этой цели ФТС России и ФНС России используют все
возможные ресурсы и инструменты, имеющиеся у двух служб, и динамика роста
пополнения бюджета государства по линии наших ведомств свидетельствует о том,
что векторы развития выбраны верно.
Руслан ДАВЫДОВ Заместитель руководителя ФТС
Источник: журнал Таможня № 17 [400] 2016 г.