Центральное таможенное управление не только одна
из крупнейших структур ФТС России. Здесь, на базе самого управления
и его подразделений – таможен и постов –успешно отрабатываются новейшие технологии, внедряются самые современные формы
таможенного администрирования, «обкатываются»создаваемые программные продукты.
Сегодня об особенностях совершения таможенных операций в отношении
товаров, прибывающих в Москву под
таможенным контролем железнодорожным транспортом, рассказывает начальник ЦТУ Сергей Прусов.
[/b]
[b]Сергей Николаевич,несколько лет подряд Центральное таможенное управление планомерно
осуществляло вывод таможенного оформления грузов, поступающих в Московский регион автомобильным
транспортом в приграничные области.Настал черед железнодорожных перевозок
– Не совсем так. Перемещение грузов, поступающих тем или иным видом транспорта под таможенным
контролем из одного региона в другой – не самоцель. Продолжается процесс оптимизации логистических
потоков
Мы тесно сотрудничаем
с Правительством Москвы в сфере решения проблемы транспортной загруженности столицы.Также наши действия согласуются со Стратегией
развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.Согласно этому документу, на 2016-2030 годы запланирован этап динамичного расширения железнодорожной
сети, который предусматривает создание инфраструктурных
условий для развития новых точек экономического роста в стране. Предусмотрено формирование и развитие эффективной
сбалансированной терминально-складской сети на всей территории России, совершенствование технологии и процедур таможенного
декларирования, формирование глубокого обхода
московского узла.
– То есть речь идет о масштабной реформе
логистических векторов на железнодорожных терминалах?
– Основной объем грузов под таможенным контролем
направляется в Москву и Московскую область железнодорожным транспортом с северо-западного,юго-западного и восточного направлений. При этом терминально-складская инфраструктура находится
в черте города. Она морально и физически
устарела, не соответствует требованиям грузооператоров
и грузовладельцев, площади для ее полноценного
развития отсутствуют, пропускная способность
уличнодорожной сети, в местах нахождения
этих грузовых дворов, весьма ограниченна.
Железнодорожные грузовые
дворы не выполняют логистической функции. Они притягивают в центр грузовой автотранспорт,но возможностей для обработки грузов нет.В то же время они формируют весьма крупный
поток грузового автотранспорта практически в центре столицы. При этом доля транзита составляет в среднем 45-50 процентов
от общего грузопотока. Например, до 65 процентов грузов, прибывающих на Москву-Товарную-Павелецкую ( крупнейший грузовой двор ) – транзитные.
Вы только представьте
себе : с этого грузового двора в рабочий
день выезжают примерно 600 грузовиков. Они загружают дороги в центре города. Более того, около 52 процентов
грузовиков выезжают с территории грузовых дворов ОАО РЖД в утренние и вечерние часы
пик. В связи с этим, власти столицы стремятся как можно скорее вынести
перевалку транзитных грузов из Москвы. В
то же время ОАО РЖД готово закрыть крупнейшие дворы не ранее 2018 года,когда достроят новые логистические центры( ТЛЦ ) в столице.
– Насколько
велик объем таможенных грузов в этом потоке
– Грузы, перемещаемые
железнодорожным транспортом и находящиеся под таможенным контролем, составляют около десяти процентов от объема всех
грузов, поступающих на железнодорожные станции
в Москве. А это весьма внушительные фактические
объемы.
В настоящее время
таможенные операции в отношении товаров, поступающих в Москву таким транспортом, совершает Московский железнодорожный таможенный
пост Московской таможни, в структуру которого
входят шесть ОТОиТК. Он осуществляет контроль
за деятельностью восьми СВХ и пятнадцати зон таможенного контроля. Только за первое полугодие нынешнего года этим
таможенным постом были выпущены товары по 4784 декларациям.За этот период поступило 11349 транспортных средств. А общий вес брутто поступивших товарных партий
за период составил 193,2 тысячи тонн
– Получается,что несмотря на все предпринятые ранее шаги,автотранспортные средства, перевозящие грузы с железной дороги, продолжают отрицательно влиять на дорожную ситуацию
в Москве
– Понимание этой проблемы возникло не вчера. Еще в 2011 году
на совещании в мэрии Москвы по вопросу о перевозках товаров железнодорожным транспортом
по территории мегаполиса было принято решение о реализации мероприятий по выводу
за пределы столицы мест совершения таможенных операций, связанных с фактическим контролем, разгрузкой или перегрузкой товаров. Кроме того, на первом этапе долгосрочной программы (2010 – 2015 годы ) было
запланировано создание терминально-логистического центра « Белый Раст » в Московской области. Однако этот ТЛЦ на сегодняшний день так и не построен
и не введен в эксплуатацию.
Москва — крупный
центр оптовой торговли с огромной перевалкой. И эти мощности необходимо выносить за пределы города,причем логистические возможности Подмосковья
это позволяют сделать. В свою очередь, мы предлагаем рассмотреть вопрос о выводе в Московскую
область и иные близлежащие регионы, в частности,в Калужскую область, таможенного декларирования большей части товаров,поступающих сегодня железнодорожным транспортом
в столичный регион.
Проведенный анализ
статистических данных и позиция мэрии Москвы показали, что это возможно. Дело в том, что поступающие в столицу под таможенным контролем
грузы не представляют стратегического значения для жизнедеятельности города.
В основном грузы,перемещаемые ж / д транспортом под таможенным
контролем, поступают в Москву по Московской
железной дороге, поэтому в качестве альтернативного
места их декларирования предлагается Мультимодальный логистический комплекс « Фрейт
Вилладж Ворсино » ( МЛЦ ) в индустриальном парке « Ворсино » в Калужской области. На его территории расположено семь железнодорожных
путей полезной длиной от 750 до 1620метров, которые имеют прямое примыкание к железнодорожной
станции Ворсино Московской железной дороги. На терминале есть вся необходимая погрузочно-разгрузочная техника. К преимуществам склада относится и его удобное
территориальное местонахождение – прямое примыкание к федеральной трассе М -3 Москва – Киев,Большому Московскому кольцу А -108. Удаленность от границы с Новой Москвой составляет
всего 20 километров.
– Кроме удачного
географического положения, что может предложить
такой комплекс грузооператорам и грузовладельцам в плане инфраструктуры
– Терминал работает круглосуточно, 365 дней в году. Контейнеровместимость под кран – 3000 ДФЭ( двадцатифутовый эквивалент ), площадка под порожние контейнеры – 7000 ДФЭ,а пропускная способность – более
500 000 ДФЭ в год
Следует отметить,что терминал создан для принятия ускоренных
контейнерных поездов до 71 условного вагона.
Зона таможенного контроля
и СВХ – с возможностью единовременного размещения 210 ДФЭ.
Этот складской комплекс
также обладает АСУ Solvo, которая
позволяет клиентам подавать заявки и отслеживать статус контейнеров на терминале
в режиме онлайн. Скажу больше : крупными Российскими ритейлерами заключены контракты
с терминалом, и его площади используются
для сортировки товаров и последующей отправки в розничные торговые сети. Это свидетельствует о востребованности у бизнеса
подобных терминалов вблизи Московского региона. Контроль за деятельностью данного склада осуществляет
Обнинский таможенный пост Калужской таможни, общая штатная численность которого составляет 52 единицы.За первое полугодие 2015 года
Обнинским таможенным постом и ОТОиТК No 2 Обнинского таможенного поста осуществлен выпуск
товаров по 13652 ДТ. В случае
перемещения на Обнинский таможенный пост объемов декларирования Московского железнодорожного
таможенного поста нагрузка на должностных лиц увеличится не существенно, в среднем – на 30 процентов.
– Помимо Калужской
области, будут ли задействованы в данном
процессе еще какие-либо регионы
– Безусловно. В качестве места декларирования рассматриваемой
категории товаров можно обозначить Александровский таможенный пост Владимирской
таможни – здесь проходит Горьковская железная дорога. Надо отметить, что это очень перспективное сегодня направление
: Дальний Восток и Китай
В дальнейшем возможен
перенос в Тульской области, где в стадии
строительства находится индустриальный парк « Узловая » со специализацией на машиностроении и станкостроении.В рамках его строительства предусмотрена
модернизация железнодорожной транспортной инфраструктуры станции Узловая Юго-Восточной
железной дороги
– Как все эти
новшества отразятся на структуре таможенных органов, подчиненных ЦТУ
– По мере создания и развития соответствующей инфраструктуры– строительства и обустройства контейнерных площадок,транспортно-логистических комплексов и иных
объектов околотаможенной инфраструктуры, с учетом изменения логистики перемещения товаров
железнодорожным транспортом, будут проработаны
вопросы оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, совершающих операции в отношении названных товаров
Тульской и Московской областной таможен.Проводимые мероприятия позволят развивать
инфраструктуру регионов, снизят нагрузку
на дорожную сеть Москвы и Подмосковья и освободят столицу от устаревших и ненужных
объектов. Для осуществления таких мероприятий
в планах ЦТУ направить в ФТС России предложения об ограничении компетенции Московского
железнодорожного таможенного поста совершением таможенных операций исключительно
в отношении товаров, перемещаемых физическими
лицами железнодорожным транспортом, а также
товаров, прибывающих железнодорожным транспортом
в адрес физических лиц, отдельных категорий
лиц, которым предоставлены льготы в соответствии
с главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза, уполномоченных экономических операторов, производственных предприятий, функционирующих в черте города
В случае положительного
решения будут проведены организационно-штатные мероприятия, связанные с ликвидацией подчиненных МЖТП некоторых
ОТОиТК с сокращением штатной численности данного таможенного поста, предусмотрев в его структуре ОТОиТК ( по месту нахождения таможенного поста, без отдельного ведомственного кода ) и отдел таможенного досмотра, а также изменением его местонахождения путем перемещения
его на площади, находящиеся в оперативном
управлении таможенных органов.
Источник: журнал "Таможня" No 22 [381] ноябрь 2015