Одним из ключевых условий развития
внешней торговли является создание условий, позволяющих участникам ВЭД
совершать таможенные операции быстро и удобно. В целях улучшения
таможенного администрирования в последние годы ФТС России проводит
серьезные реформы в этой области, внедряет передовые информационные
технологии, оптимизирует таможенные процедуры. Эта работа проводится в
рамках реализации Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года и двух дорожных карт национальной
предпринимательской инициативы «Совершенствование таможенного
администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и
поддержка экспорта».
Хотя к самому рейтингу Всемирного Банка
Doing Business, с которого, собственно, и началась история дорожных
карт, можно относиться по-разному, поскольку он признается лишь в
нескольких странах и содержит субъективные оценки, в том числе из-за
некорректно проводимых опросов, тем не менее он оказал позитивное
воздействие, заставив задуматься над вопросами, как сложно устроена
таможенная сфера и как важно взаимодействие всех ее участников – и
государственных органов, и негосударственных структур. Сегодня
мониторинг дорожных карт показал, что проблемы участников ВЭД, которые
они сами раньше связывали с работой таможни, большей частью возникают
вне сферы прямой ответственности таможенных органов и для своего решения
требуют скоординированных усилий со стороны многих организаций.
Среди основных показателей успешной
работы таможенных органов – быстрота совершения ими таможенных операций.
По итогам 2014 года сроки осуществления таможенных операций для
товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, составляли при
экспорте – 1 час 33 минуты, при импорте – 5 часов 41 минута.
С полутора часов до 30 минут сократился
срок совершения таможенными органами операций, связанных с
осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах
пропуска. В дальнейшем в соответствии с дорожной картой нам предстоит
сократить этот срок в автомобильных пунктах пропуска до 20 минут, в
железнодорожных – до двух часов. Что касается выпуска товаров, срок
прохождения таможенного контроля должен быть сокращен для товаров,
перевозимых воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом до
двух часов, морским транспортом – до разгрузки судна.
Значительно сокращен перечень
документов, представляемых при декларировании товаров: отменены
требования о предоставлении паспорта сделки, документов, подтверждающих
полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме,
уплату или обеспечение уплаты таможенных платежей, соблюдение требований
в области валютного контроля, транспортных перевозочных документов для
вывозимых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Кроме
того, не представляется ряд документов, подтверждающих соответствие
требованиям технических регламентов и соблюдение запретов и ограничений.
Таким образом, среднее количество документов при экспорте составляет
шесть единиц, при импорте – восемь (минимальное количество: при экспорте
– три, при импорте – пять). Дальнейшая работа по сокращению количества
разрешительных документов связана с обеспечением бесперебойного
функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия,
которая должна стать основой для реализации механизма единого окна. На
сегодня разработано 45 технологических карт межведомственного
взаимодействия, для технической реализации которых создано несколько
десятков электронных сервисов.
Преимущества электронного декларирования
Добиться существенного ускорения
операций в пунктах пропуска и сокращения сроков выпуска товаров нам
позволило масштабное внедрение современных информационных технологий. В
частности, с 1 января 2014 года таможенные органы и участники ВЭД
перешли на обязательное электронное декларирование товаров.
В 2014 году было подано более 4,3 млн
деклараций на товары в электронной форме с использованием сети Интернет.
Это – 99,9% общего количества деклараций на товары. Электронную форму
декларирования применили более 80 тыс. участников ВЭД, а это – 99,5%
общего числа участников ВЭД, подавших декларации на товары. В 2015 году
высокий уровень применения электронной формы декларирования сохранился: к
началу июня подано почти полтора миллиона электронных деклараций –
около 99,8% от общего декларационного массива.
Развитие электронного декларирования
позволило начать внедрение и иных перспективных технологий, в том числе –
удаленного выпуска товаров, то есть возможности подавать таможенную
декларацию в виде электронного документа в уполномоченный таможенный
орган вне зависимости от места нахождения декларируемых товаров. Сейчас с
применением технологии удаленного выпуска оформляется десятая часть
всех деклараций. Удаленный выпуск осуществляется через центры
электронного декларирования, которые созданы по всей стране.
Мы считаем эту технологию перспективной,
однако в ходе ее практической реализации выявились серьезные риски
ухода от уплаты таможенных платежей. Дело в том, что при удаленном
выпуске получатель товара находится в одном месте, товар - в другом, а
декларация – в третьем. С одной стороны, это удобно для участников ВЭД, а
с другой – это усложняет контроль. У нас нет стремления всех проверять и
перепроверять, но объективная картина такова, что сейчас мы
вырабатываем контрмеры, которые позволят при внедрении упрощений
противодействовать нарушениям законодательства.
На пути к автоматическому выпуску
Введение обязательного электронного
декларирования дало также возможность перейти к следующему качественному
изменению порядка при декларировании товаров – постепенной
автоматизации принимаемых таможенными органами решений. Эта работа
предусматривает три этапа. Первый этап – внедрение технологии
автоматической регистрации деклараций. Второй – внедрение технологии
автоматического выпуска деклараций в пилотных зонах. Третий –
полномасштабное внедрение технологии автоматического выпуска в отношении
товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски.
С мая 2014 года на 97 таможенных постах в
рамках пилотного проекта реализуется технология автоматической
регистрации деклараций на вывозимые товары. Уже зарегистрировано около
50 тысяч деклараций на товары в автоматическом режиме.
Что касается технологии автоматического
выпуска, предусмотренной новым Таможенным кодексом Евразийского
экономического союза, проект которого проходит процедуры
внутригосударственных согласований, то она предполагает автоматическое
выявление рисков. Мы к этому готовимся. В одобренной коллегией ФТС
России 29 мая прошлого года новой концепции системы управления рисками
лежит субъектно-ориентированный подход к управлению рисками на основе
отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД. Применение
субъектно-ориентированного подхода позволило оптимизировать процесс
переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования
и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, а также сократить
число дополнительных проверочных мероприятий при декларировании товаров
участниками внешнеэкономической деятельности, которые относятся к
категории низкого уровня риска. Доля товарных партий с таможенным
досмотром сократилась в девять раз, с таможенной экспертизой – в три
раза, с запросом дополнительных документов и сведений – в пять раз.
Средний срок выпуска товаров при импорте для таких внешнеэкономических
операторов сократился в три с половиной раза. В перечень организаций,
относящихся к категории низкого уровня риска, в начале года было
включено свыше 2,3 тысяч участников ВЭД. На их долю приходилось 42%
общего количества оформленных деклараций на товары и более 56% общей
суммы таможенных платежей при импорте товаров.
Расширятся сфера предварительного информирования
Отдельно хотелось бы остановиться на
институте предварительного информирования таможенных органов о
перемещаемых через таможенную границу товарах. 17 июня 2012 года было
введено обязательное предварительное информирование о товарах,
перемещаемых через границу Таможенного союза автомобильным транспортом, 1
октября 2014 года – о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом.
Сейчас ведется подготовительная работа
по введению обязательного предварительного информирования в отношении
товаров, перемещаемых воздушным и морским видами транспорта. Совместно с
рядом авиакомпаний мы внедряем систему международного стандарта
электронного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок.
Для морских пунктов пропуска разработано программное обеспечение –
прототип портала «Морской порт», который был запущен год назад в пяти
морских пунктах пропуска на объектах пилотной зоны на Дальнем Востоке,
на Северо-Западе и на Юге России.
Прототип портала «Морской порт» является
связующим звеном между всеми участниками логистического процесса в
морском порту – операторами портовых терминалов, декларантами,
перевозчиками, государственными контролирующими органами. Работа с этим
программным продуктом позволяет принимать решения о выгрузке товаров с
борта морского судна до прихода судна, указывать участникам процесса на
необходимость заблаговременного предоставления тех или иных
разрешительных документов. Это позволяет в свою очередь сократить время
оформления морских судов в морском порту и исключить какие-либо
задержки, а также минимизировать время таможенного оформления товаров.
В Союзе должна быть единая система таможенного транзита
Одним из важнейших инфраструктурных
элементов функционирования единого экономического пространства является
создание единой системы таможенного транзита. Это подтверждается опытом
Европейского союза, который реализовал единую систему таможенного
транзита товаров NCTS. В перспективе возможна интеграция единой
транзитной системы ЕАЭС с европейской транзитной системой, что позволит
транспортным компаниям осуществлять перевозки на всем протяжении от
Лиссабона до Владивостока с минимальным объемом таможенных
формальностей.
4 июня в Казахстане прошло 15-е
заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов
Таможенного союза, на котором была утверждена технология информационного
взаимодействия при контроле за перевозками товаров в соответствии с
таможенной процедурой таможенного транзита. Кроме того, в целях создания
благоприятных условий для участников ВЭД принято решение о продолжении
работы по формированию единых гарантийных механизмов при транзите
товаров по территории Евразийского экономического союза и о доработке
Концепции механизма взаимодействия таможенных органов и поручителей при
применении таможенной процедуры таможенного транзита.
Меры обеспечения соблюдения таможенного
транзита предусмотрены пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса
Таможенного союза, это – таможенное сопровождение, предоставление
обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, установление маршрута
перевозки. Здесь тоже возрастает значение информационных технологий.
Так, поручительство в качестве способа обеспечения может оформляться в
виде как бумажного документа, так и электронного с применением
электронных подписей. Оформляя поручительство с применением
информационных технологий, достаточно указать в электронной копии
транзитной декларации сведения о регистрационном номере дополнения к
договору поручительства, данный номер сообщается поручителем
перевозчику, при этом оформление гарантийных сертификатов в пунктах
пропуска не требуется.
Прощание с бумагой – неизбежный, но не
всегда быстрый процесс. И определенная часть деловых кругов настроена
враждебно по отношению к новшествам, поскольку их бизнес-схемы основаны
на «бумажных технологиях» и развитие информационных технологий угрожает
их схемам извлечения доходов. Книжки МДП – это классический пример
бумажных технологий в таможенном деле. Когда-то они были хороши, но
сегодня настало время бизнес-решений на основе информационных
технологий.
В мае-июне текущего года между
руководством ФТС России и руководством АСМАП были проведены переговоры,
результатом которых стало урегулирование ситуации с применением книжек
МДП. Мы решили восстановить взаимодействие в рамках Соглашения об
обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о
международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенного 7
июня 2004 года между Государственным таможенным комитетом РФ и
Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков.
Определен перечень пунктов пропуска для
применения процедуры МДП с учетом их текущей и перспективной
загруженности, инфраструктуры и подразделений контролирующих органов.
Это позволяет обеспечить прохождение автомобильного транспорта без
очередей и своевременную доставку грузов.
Еще одним результатом переговоров стала
договоренность о совместной поддержке ФТС России и АСМАП предложений
российской стороны по модификации Конвенции МДП 1975 года. Ключевыми
направлениями доработки конвенции станут обеспечение надежного механизма
взыскания с гарантийного объединения причитающихся таможенных платежей в
полном объеме; обеспечение прозрачности деятельности МСАТ и
национального гарантийного объединения; повышение уровня ответственности
и контроля со стороны таможенных органов, в которых открывается книжка
МДП, в целях минимизации рисков недостоверного декларирования, уклонения
от уплаты таможенных платежей и иных нарушений таможенного
законодательства; расширение членского состава Исполнительного совета
Конвенции МДП и установление правил о его формировании преимущественно
из представителей стран, на долю которых приходится обслуживание
основного грузооборота в режиме МДП.
Развитие удаленной уплаты таможенных платежей
Информационные технологии сегодня
помогают решать и одну из важнейших задач, стоящих перед таможенной
службой, – пополнение доходной части государственного бюджета. За пять
месяцев 2015 года собрано 1974,98 млрд рублей (34,55% прогнозного
задания).
Стремясь к созданию условий для
участников ВЭД, ФТС России проводит масштабную работу по внедрению
перспективных технологий уплаты таможенных платежей. В настоящее время в
соответствии со статьей 116 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» уплата таможенных
пошлин, налогов может осуществляться через электронные или платежные
терминалы, банкоматы. Введение обязательного электронного декларирования
создало предпосылки для активного развития технологии удаленной уплаты
таможенных платежей.
С 2001 года в таможенных органах активно
применяются способы уплаты таможенных платежей, основанные на
применении специализированных микропроцессорных банковских карт
(таможенных платежных карт). Заинтересованность участников ВЭД в
использования этого инструмента платежа, широкое применение в банковской
сфере технологий интернет-платежей, использования мобильных устройств
оплаты создали объективные предпосылки для дальнейшего расширения в
таможенной сфере современных высокотехнологичных способов и средств
платежа, предусмотренных Федеральными законами «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» и «О национальной платежной
системе».
Применение данных технологий по уплате
таможенных платежей с использованием электронных терминалов, платежных
терминалов и банкоматов позволяет существенно сократить время проведения
таможенных операций.
В целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей в настоящее время разработаны и внедрены следующие технологии:
1) удаленная уплата таможенных
платежей с применением электронной подписи при подаче декларации на
товары в электронной форме, содержащей признак удаленной уплаты
(распоряжение ФТС России от 19.12.2013 № 406-р);
2) уплата таможенных платежей
физическими лицами через электронные терминалы, платежные терминалы и
банкоматы банковскими картами или наличными денежными средствами,
обслуживание которых обеспечивают операторы таможенных платежей
(распоряжение ФТС России от 29.12.2012 № 378-р);
3) уплата таможенных платежей
физическими лицами в отношении товаров для личного пользования,
перемещаемых перевозчиками (транспортными - экспедиторскими компаниями и
службами курьерской доставки) в адрес физических лиц-получателей
товаров с применением механизма холдирования (резервирования) денежных
средств на банковском счете плательщика в размере подлежащих уплате
таможенных платежей (распоряжение ФТС России от 23.06.2014 № 178-р);
4) информирование плательщика
таможенных платежей о состоянии его лицевого счета посредством сервисов
личного кабинета плательщика на сайтах операторов таможенных платежей
(распоряжение ФТС России от 07.10.2014 № 281-р).
Доля таможенных платежей, уплаченных с
применением современных технологий по уплате таможенных платежей с
использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов
составляет более 10% от общей суммы всех таможенных платежей уплаченных
в федеральный бюджет.
Рост объемов таможенных платежей, уплачиваемых с применением современных технологий подтверждается статистикой.
За 2013 год с использованием электронных
терминалов, платежных терминалов и банкоматов таможенных платежей в
федеральный бюджет было уплачено 388 999, 96 млн рублей (6% всех
платежей в федеральный бюджет), за 2014 год – 911 570, 85 млн рублей
(12,85%), за январь – май 2015 года – 219 765, 65 млн рублей (11,72%).
Было уплачено таможенных платежей
удаленно с применением электронной подписи за 2013 год – 28 356, 75 млн
рублей (доля удаленной уплаты от всех платежей, уплаченных таможенными
платежными картами, составляет 7,3%), за 2014 год – 174 776, 28 млн
рублей (31,33%), за январь – май 2015 года – 96 844, 67 млн рублей
(44,07 %).
Под удаленной уплатой таможенных
платежей понимается предоставление плательщику возможности осуществить
уплату таможенных платежей с применением электронного терминала
непосредственно со своего рабочего места с указанием в декларации на
товары, поданной в электронном виде, специального признака удаленной
уплаты таможенных платежей.
В качестве электронного терминала при
уплате таможенных платежей применяются как аппаратные средства, так и
программные средства, устанавливаемые оператором таможенных платежей на
рабочем месте плательщика, в том числе на основе сервисов личного
кабинета.
Внедрение данной технологии позволило
совместить возможности электронного декларирования и удаленной уплаты
таможенных платежей, исключающие непосредственный контакт должностных
лиц таможенных органов с участниками ВЭД. Исключена необходимость
предоставления декларантом в таможенный орган документов, подтверждающих
уплату. Снижена нагрузка на таможенные органы за счет исключения
выполнения непрофильных функций, связанных с обслуживанием устройств
приема платежей, установленных операторами таможенных платежей в
таможенных органах. Обеспечено списание таможенных платежей по
декларациям на товары строго с чеков, указанных в соответствующей графе
декларации на товары. Созданы практические предпосылки для применения в
таможенных органах технологии автоматического выпуска деклараций на
товары без участия таможенного инспектора.
Дальнейшим шагом в развитии
информационных технологий уплаты таможенных платежей считается
проведение централизации учета таможенных платежей на уровне ФТС России.
Разработка централизованной системы ведения единых лицевых счетов
плательщиков таможенных платежей изначально была нашей инициативой, но
впоследствии ею заинтересовались участники ВЭД и она была включена в
дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» (пункты
55-57).
В чем преимущества новой системы учета
таможенных платежей? В настоящее время каждый участник ВЭД может иметь
несколько лицевых счетов в различных таможенных органах в зависимости от
места декларирования товаров. С переходом на новую систему у
плательщика таможенных платежей будет единый централизованный счет на
уровне ФТС России, а таможенные органы получат доступ к данному счету в
части платежей, используемых при декларировании товаров на конкретном
таможенном посту. При централизованном учете участники ВЭД, используя
денежные средства, внесенные на один лицевой счет, смогут осуществлять
таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе. Кроме того,
плательщики смогут централизованно получать информацию и отчетность о
движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций,
обсуждать с таможенными органами вопросы движения денежных средств в
электронном виде, что приведет к ускорению расчетов по таможенным
платежам, сокращению финансовых издержек и количества документов,
представляемых в таможенные органы на бумажном носителе. После введения
единого лицевого счета учет таможенных платежей будет осуществляться не
по отдельным платежным документам, как сейчас, а по единому остатку
денежных средств на лицевом счете. Соответственно, в таможенной
декларации будет указываться не номер платежного документа, а ИНН
участника ВЭД и номер его лицевого счета.
Воспользоваться новой системой учета
таможенных платежей смогут юридические лица и индивидуальные
предприниматели. Кстати, новый порядок учета денежных средств
предусматривает ведение лицевого счета по месту налоговой регистрации
плательщика. Предполагается, что до конца года система будет доработана,
с начала 2016 года предполагается ее введение в опытную эксплуатацию, и
мы приглашаем участников ВЭД принять участие в эксперименте по переходу
на ведение лицевых счетов.
Кроме того, мы начали разрабатывать
сервис предоставления отчета о состоянии лицевого счета участника ВЭД
посредством личного кабинета плательщика на интернет-сайте ФТС, где
будет отображаться история движения денежных средств, информация о
совершенных таможенных операциях и т.п. Такое информирование будет
реализовано после создания централизованной системы единых лицевых
счетов. В настоящее время создана и проходит тестовое испытание
технология для держателей таможенных карт, позволяющая информировать
участников ВЭД о движении денежных средств на лицевых счетах.
Предполагается возможность открытия лицевых счетов и для физических лиц,
например, при уплате таможенных платежей при получении посылок из
интернет-магазинов. Данные лицевые счета предполагается вести в
упрощенном режиме, регистрировать счет можно будет по паспорту и ИНН.
Одной из наиболее острых проблем,
стоящих перед таможенными органами в настоящее время, является
необходимость ускорения и упрощения таможенных операций в отношении
товаров, перемещаемых физическими лицами для личных целей. Для решения
этой задачи разработана временная технология по уплате физическими
лицами платежей с использованием платежных терминалов и банкоматов.
Данная технология позволяет гражданам уплачивать таможенные платежи как с
использованием банковских карт, так и наличными денежными средствами.
Для упрощения процесса уплаты, сокращения количества ошибок при вводе
обязательных банковских реквизитов и другой необходимой информации, в
частности 20-значного кода бюджетной классификации и кода таможенного
органа, сегодня применяется штрих-кодирование, а в перспективе будет
использоваться технология электронного ввода информации, то есть
заполнение пассажирской декларации в электронном виде с последующей
передачей информации о начислениях на платежный терминал.
Сегодня достаточно активно развивается
интернет-торговля, и Федеральная таможенная служба внедрила технологию,
позволяющую гражданам через Интернет уплачивать таможенные платежи за
товары для личного пользования, которые заказаны в интернет-магазинах и
доставлены из-за рубежа экспресс-перевозчиками. Этот сервис,
разработанный ФТС России совместно с оператором таможенных платежей ООО
«Мультисервисная платежная система», после успешного завершения
тестирования запущен в опытную эксплуатацию. Сейчас осуществляется
дальнейшая наладка взаимодействия информационных систем таможенных
органов и экспресс-перевозчиков. Данная технология совмещает возможности
электронного декларирования и удаленной уплаты таможенных платежей и
позволяет сократить время совершения таможенных операций.
Уже сейчас физические лица могут через
Интернет со своей банковской карты самостоятельно оплатить таможенные
платежи за товары для личного пользования, которые куплены в
интернет-магазинах и ввозятся на территорию Российской Федерации
экспресс-перевозчиками, принимающими участие в эксперименте. Чтобы
воспользоваться сервисом удаленной оплаты таможенных платежей,
физическому лицу достаточно перейти по ссылке на оплату с сайта
экспресс-перевозчика или интернет-магазина и оплатить таможенные
платежи, введя данные своей банковской карты. В настоящее время этот
сервис внедрили в том числе такие экспресс-перевозчики, как DPD и UPS.
Впервые успешная растаможка произведена
27 января 2015 года Шереметьевской и Внуковской таможнями при участии
компаний, осуществляющих экспресс-доставку грузов. При этом был
произведен полный цикл таможенных операций с товарами физических лиц,
ввозимыми для личного пользования. Он включал подачу электронного
реестра и оплату таможенных платежей непосредственно получателями
посылок. Электронный реестр подается в таможенный орган
экспресс-перевозчиком в соответствии с приказом ФТС России от 15
сентября 2014 года № 1772 «О совершении таможенных операций в отношении
товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками
(транспортно-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в
адрес физических лиц – получателей товаров». Уплата таможенных платежей
осуществляется получателями посылок в соответствии с распоряжением ФТС
России от 23 июня 2014 года № 178-р «Об утверждении Временного порядка
действий должностных лиц таможенных органов при уплате таможенных
платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и
банкоматов, установленных вне мест расположения таможенных органов, в
отношении товаров для личного пользования».
В заключение хочу подчеркнуть, что
несмотря на завершение реализации мероприятий национальной
предпринимательской инициативы 31 декабря 2015 года, ФТС России и в
дальнейшем будет продолжать работу по совершенствованию таможенного
администрирования на основе новых информационных технологий в целях
создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической
деятельности и граждан, перемещающих товары через таможенную границу.
Источник: журнал "Ракурс"