С 12 октября2015 года вступает в действие Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». С этого времени здесь будет установлен облегченный
визовый режим, введены налоговые льготы,снижены административные барьеры. Статус свободного порта Владивостока законодательно
закреплен для 15 территорий Приморского края. Президент РФ Владимир Путин предложил распространить
режим свободного порта на все гавани Дальневосточного федерального округа. Дальний Восток должен стать мощным транспортным
и индустриальным узлом, который раскроет
большой потенциал юга Дальнего Востока. Накануне
этих важных событий мы встретились с начальником службы организации таможенного
контроля Дальневосточного таможенного управления Владимиром ТЕРЕМЕЦКИМ.
– Владимир Александрович, придание статуса свободного порта ряду территорий
Приморского края определило новые ориентиры в работе таможенников. Какие таможенные подразделения Дальнего Востока
окажутся на переднем крае?
– Территория, определенная федеральным законом для введения особого
режима свободного порта, находится в регионе
деятельности четырех таможен : Владивостокской,Находкинской, Уссурийской и Хасанской. Сотрудникам этих таможен предстоит реализовать
на практике историческое решение, призванное
превратить Дальний Восток в мощный логистический центр, территорию,привлекательную для бизнеса.
– Что для этого
должно измениться в работе?
– В соответствии с положениями вступающего в силу
закона, в пунктах пропуска через государственную
границу российской федерации останутся только два контрольных органа : пограничная и таможенная службы. Таможенники будут в полном объеме проводить санитарно-карантинный,карантинный фитосанитарный контроль, а также ветеринарный надзор. Это потребует увеличения штата таможенных органов,а также их дополнительной профессиональной
подготовки.
Кроме того, в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта, необходимо будет обеспечить круглосуточный режим
работы таможенных органов. Для этого также
потребуются дополнительные штатные единицы.
– Все эти изменения
призваны способствовать развитию деловой активности в крае и в регионе. А какие конкретно преференции получат участники
ВЭД?
– Федеральный закон о свободном порте Владивосток
предусматривает существенные льготы для резидентов. Резидентам предоставляется возможность ввоза и
использования на территории свободного порта иностранных товаров без уплаты таможенных
пошлин, налогов. Такие льготы предусмотрены таможенной процедурой
свободной таможенной зоны.
При этом территория
свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне. Особые условия, предоставленные резидентам свободного порта, позволят
создать на его территории промышленные производства, основанные на новейших технологиях с использованием
современного оборудования, которое может
ввозиться в рамках процедуры свободной таможенной зоны. Кроме того, закон призван обеспечить развитие рыбо-перерабатывающего
комплекса, а как следствие – позволит
направлять на внешний рынок продукцию глубокой переработки с высоким уровнем добавочной
стоимости. С учетом имеющейся в регионе сырьевой
базы, реализация такой возможности видится
нам как одно из самых перспективных направлений.
– Чем это мотивировано?
– Федеральный закон предусматривает возможность применения
на отдельных участках морских портов, включая
акваторию морского порта, а также на отдельных
участках территории аэропорта, находящихся
на территории свободного порта Владивосток, таможенной процедуры свободной таможенной зоны,установленной для портовой особой экономической
зоны. На земельном участке, прилегающем к автомобильному или железнодорожному
пункту пропуска свободного порта Владивосток, может применяться таможенная процедура свободной
таможенной зоны, установленная для логистической
особой экономической зоны.
При ввозе иностранных
товаров на территории указанных зон с территории государств, не являющегося членом Евразийского экономического
союза, таможенное декларирование товаров не потребуется.В отношении таких товаров предусмотрены только
таможенные операции, связанные с прибытием
товаров на таможенную территорию ЕАЭС. При
этом, такие товары считаются помещенными
под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с момента их ввоза на территорию
портовой или логистической особой экономической зоны ( ОЭЗ ). Однако это не касается товаров, ввозимых резидентами на территорию портовой или
логистической ОЭЗ для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, которые расположены на территории портовой и логистической
ОЭЗ.
– Как таможенники
будут контролировать товары, помещаемые под
процедуру свободной таможенной зоны?
– В соответствии с приказом ФТС России No 1631 до
создания на территории свободного порта специализированного таможенного органа только
таможенный пост Морской порт Владивосток обладает компетенцией по совершению операций,связанных с регистрацией таможенной декларации
в отношении товаров, ввозимых ( вывозимых ) на ( с )территорию ( или ) особых экономических зон. Это касается и помещения товаров под таможенную
процедуру свободной таможенной зоны и при завершении ее действия. Кроме того, создание зон таможенного контроля, на территории которых применяется процедура свободной
таможенной зоны, будет осуществляться таможнями
на основании заявления резидента. И соответственно
ими же будет проводиться контроль созданных зон и находящихся в них товаров.
– Изменятся
ли сами таможенные операции?
– В качестве нововведений следует отметить обязательные
требования предварительного информирования в отношении ввозимых товаров, перемещаемых всеми видами транспорта, а также предоставления в пунктах пропуска документов
для государственного контроля в электронном виде. Выполнение участниками ВЭД этих двух требований
позволит максимально сократить время нахождения товаров в пунктах пропуска.
– Что позволит
создать максимально комфортные условия для участников ВЭД, резидентов свободного порта и инвесторов?
– Все таможенные операции, связанные с ввозом товаров на территорию свободного
порта и последующим их контролем, станут
максимально автоматизированными. С учетом
требования предоставления необходимых документов в электронном виде их обработка
будет осуществляться с использованием штатных программных средств таможенных органов.Должностное лицо сможет получать обоснованные
рекомендации о возможных решениях в отношении объекта контроля.
В качестве одного
из элементов автоматизации таможенных процессов в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, мы видим разрабатываемый комплекс программных средств« Портал « Морской порт », который в ближайшее время поступит для опытной
эксплуатации в таможенные органы, включенные
в пилотную зону. На Дальнем Востоке это таможенные
посты Морской порт Владивосток и Морской порт Восточный.
– Какие сложности
могут возникнуть при реализации закона о свободном порте Владивосток?
– Реализация этого Федерального закона ставит перед
таможенными органами непростые задачи. С
одной стороны, необходимо создать максимально
комфортные условия для бизнеса, в том числе
в части таможенного администрирования, а
с другой – необходимо
обеспечить эффективный контроль иностранных товаров, ввозимых без уплаты таможенных пошлин, налогов. Предоставляемые резидентам преференции не должны
стать инструментом для недобросовестных участником ВЭД, которые попытаются ввезти или вывезти без соответствующего
оформления товары ЕАЭС. И здесь свое весомое
слово должны сказать таможенные органы. От
их профессионализма и гражданской позиции будет зависеть очень многое. Ускоренное социально-экономическое развитие Дальнего
Востока является сегодня национальным приоритетом. Руководство Дальневосточного таможенного управления,понимая важность и ответственность стоящих
перед таможенными органами региона задач, ориентирует таможенные коллективы на их неукоснительное
и качественное выполнение. Результат работы
таможенных и других государственных органов в режиме свободного порта должны в скором
времени почувствовать и представители бизнеса, в том числе международного, и все жители Дальнего Востока.
Источник: журнал "Таможня" No 20 [379] октябрь 2015