Правительство внесло на рассмотрение
Государственной думы законопроект, подготовленный ФТС, о применении
процедуры свободного склада.
Татьяна Голендеева, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России):
- Такая процедура предполагает
освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, неприменение мер
нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров, а также
запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза,
размещаемых и используемых на свободном складе.
В рамках нормативного регулирования
свободный склад – это аналог особой экономической зоны. Однако для
успешной работы такого склада нужны меньшие финансовые, технические,
трудовые и временные затраты.
В соответствии с целью государства –
поддержкой предприятий, деятельность которых направлена на производство,
импортозамещение и экспортно ориентированную торговлю, – в первую
очередь содействие будет оказано предприятиям малого и среднего бизнеса.
Суть в том, чтобы предоставить такую
возможность и привлечь инвестиции для конкретного предприятия,
нацеленного на создание рабочих мест, на производственные процессы, но
не торговых организаций.
Если предприятие представит
бизнес-проект по производству товара с использованием иностранных
материалов или комплектующих, то свободный склад позволит упростить
процесс их приобретения. При использовании принципа свободного склада
компания не должна вносить таможенные платежи на этапе ввоза необходимых
деталей и лишь после выхода производимой продукции в свободное
обращение может рассчитаться с бюджетом по платежам, исходя из
определённых процедур (к примеру, за переработки или плата с готового
изделия).
В данный момент процедура другая: заплатить за комплектующие детали компания обязана ещё до начала производства.
Таким образом, свободный склад – это
серьёзный финансовый инструмент, помогающий предприятию встать на ноги.
Для предприятия проще создать такие условия, чем стать резидентом
какой-то экономической зоны.
Между тем сама процедура свободного
склада прописана в Таможенном кодексе, а вот механизм её реализации
внесён в национальное законодательство (в рамках договора о создании
единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также
Таможенного кодекса Таможенного союза), и наши белорусские и
казахстанские коллеги этой процедурой пользуются достаточно активно. У
нас же нормативной базы, которая регулировала бы правоотношения,
предусмотренные Таможенным кодексом ЕЭС, нет.
Поэтому мы разрабатываем
законодательство, регламентирующее в России применение процедуры
таможенного регулирования с учётом ясных условий включения/исключения
владельцев склада из реестра, учёта, предусмотренных нарушений и
последующей ответственности за них.
Когда будет прописана методология работы
принципа, тогда мы сможем запустить механизм, который, на наш взгляд,
должен показать такую же эффективность, как и в мировых практиках.