|
|
|
|
» Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза - взгляд из Беларуси
14 сентября 2010 | Новости таможни |
|
|
Одним из ключевых моментов в формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.
Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.
Таможенный кодекс таможенного союза – одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года – с 6 июля 2010 года.
Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС) разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году. В Республике Беларусь и Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.
ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.(Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей)
При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь.
ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.
Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:
порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);
ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.
Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:
I. Основные положения.
II. Таможенные платежи.
III. Таможенный контроль.
Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза.
На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе.
ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.
Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.
Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий – «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним – «таможенная процедура».
Кроме общих положений, определенных в главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:
таможенных представителей (в ТК Республики Беларусь – «таможенные агенты»);
таможенных перевозчиков;
владельцев складов временного хранения;
владельцев таможенных складов;
владельцев магазинов беспошлинной торговли;
уполномоченных экономических операторов (аналог Добросовестных участников ВЭД в Республике Беларусь).
ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.
В настоящее время в Республике Беларусь деятельность в области таможенного дела является лицензируемым видом деятельности. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выдает лицензии в порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц – через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.
Порядок включения в реестры и исключения из них, ведение таких реестров отнесены к компетенции национального законодательства государств-участников таможенного союза. На данный момент подготовлен соответствующий нормативный правовой акт, которым будут регулироваться эти правоотношения.
Существенными отличиями от действующих в Республике Беларусь требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение статуса таможенного представителя, таможенного перевозчика и уполномоченного экономического оператора, является введение на уровне норм ТК ТС обязательного требования по предоставлению этими лицами конкретных сумм обеспечений уплаты таможенных пошлин, налогов, в частности:
в сумме 1 миллион евро для получения статуса уполномоченного представителя (ТК Республики Беларусь подобных требований не установлено);
в сумме 200 тыс. евро для получения статуса таможенного перевозчика (ТК Республики Беларусь предусмотрено поручительство на сумму не менее 15 тыс. базовых величин, что составляет порядка 187 тыс. долл.);
в сумме 1 миллион евро для получения статуса уполномоченного экономического оператора (Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» предусмотрено наличие удовлетворительной в соответствии с законодательством структуры бухгалтерского баланса за год, предшествующий обращению, либо наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 тыс. базовых величин (для юридических лиц), что составляет порядка 1 млн. долл., а для индивидуального предпринимателя – наличие в собственности основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 10 тыс. базовых величин.).
Такое обеспечение может быть представлено в виде залога имущества, банковской гарантии, поручительства либо внесения денежных средств на счета таможенных органов.
Следует отметить, что для Республики Беларусь предусмотрен переходный период для вступления в силу положений кодекса:
- о названных требованиях к таможенным представителям – через один год после вступления в силу кодекса;
- о названных требованиях к уполномоченным экономическим операторам – через полтора года после вступления в силу кодекса.
Среди иных новых требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, можно отметить такое условие включения лиц в реестры владельцев складов временного хранения и таможенных складов, как наличие договоров страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам, находящихся на хранении на соответствующих складах.
В настоящее время в Республике Беларусь такое требование не предъявляется к лицензиатам на деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных владельцев складов временного хранения и таможенных складов.
Размер страховой суммы таких договоров страхования будет определен дополнительно законодательством Республики Беларусь.
Согласно положений ТК ТС лица, которым будет присваиваться статус таможенного представителя, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, будут осуществлять свою деятельность в этом качестве только на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они включены в соответствующий реестр.
Статус таможенного перевозчика будет признаваться на всей территории таможенного союза. Таможенные перевозчики государств-членов таможенного союза будут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Уполномоченные экономические операторы (Добросовестные участники «ВЭД»).
О новых требованиях для присвоения лицам статуса уполномоченного экономического оператора отмечено выше.
Этот статус присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.
Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов определяются национальным законодательством государств-членов таможенного союза.
Статьей 41 ТК ТС определены упрощения, представляемые уполномоченным экономическим операторам, к ним относятся:
временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;
проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.
К иным специальным упрощениям можно отнести возможность непредставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если декларантом этой процедуры будет выступать уполномоченный экономический оператор (подп.1 п.2 ст.217 ТК ТС).
Разделы II «Таможенные платежи» и III «Таможенный контроль» корреспондируют с аналогичными с разделами VII и VIII Таможенного кодекса Республики Беларусь и содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля.
Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:
для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 17 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
для целей исчисления вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлина в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.
Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов:
IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации.
V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
VI. Таможенные процедуры.
VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
VII. Переходные положения.
По концепции ТК ТС все таможенные операции, под которыми понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, можно разделить на две основные группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Порядок совершения таких таможенных операций, места их совершения и перечни представляемых документов, определены в главах 23 – 25 ТК ТС.
Вышеназванные положения ТК ТС по существу аналогичны порядку определенному ТК РБ для прибытия товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, их убытия с такой территории, а также таможенной процедуре временного хранения товаров.
Среди отличий можно отметить увеличение срока временного хранения товаров. (Справочно: в соответствии со статьей 125 ТК Республики Беларусь срок временного хранения составляет шестьдесят календарных дней, без возможности продления).
Согласно ТК ТС (ст.170), срок временного хранения составляет два месяца и по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя продлевается таможенным органом. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру включают в себя действия связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, ее регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).
Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:
декларация на товары;
транзитная декларация;
пассажирская таможенная декларация;
декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации будут определены решениями Комиссии таможенного союза.
Как и ТК Республики Беларусь, ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой. Случаи и порядок использования таких документов в качестве таможенной декларации определены как в ТК ТС, так и могут быть установлены дополнительно решением Комиссии таможенного союза.
ТК ТС воспринял подходы белорусского законодательства в части определения сроков подачи таможенной декларации:
в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза – до истечения срока временного хранения товаров;
в отношении товаров вывозимых с таможенной территории таможенного союза – до их убытия с такой таможенной территории.
Следует отметить, что на начальном этапе формирования таможенного союза сохранится, так называемый, принцип резиденства в отношении представления товаров таможенным органам для совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенные процедуры.
Таможенную декларацию в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза или вывозимых с этой территории можно будет подать таможенному органу только того государства-члена таможенного союза, в соответствии с национальным законодательством которого создано, зарегистрировано или на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров.
Такой подход носит временный характер и закреплен в переходных положениях ТК ТС (ст. 368). Впоследствии предполагается введение возможности представления товаров и подача в отношении их таможенной декларации любому таможенному органу государств- членов таможенного союза.
Таможенные режимы - таможенные процедуры в ТК ТС.
ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202), из них:
14 определены непосредственно в кодексе;
2 (свободная таможенная зона, свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств-членов таможенного союза;
1 (специальная таможенная процедура) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств-членов таможенного союза в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза (товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств-участников таможенного союза и т.п.).
В настоящее время ТК Республики Беларусь предусмотрено 14 таможенных режимов, из них:
13 определены кодексом;
1 (свободный склад) Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005г. № 545 «Об утверждении Положения о свободных складах».
Различия в названиях некоторых таможенных процедур и их определениях приведены в сравнительной таблице.
Сравнительная таблица таможенных процедур ТК ТС и таможенных режимов, таможенной процедуры таможенного транзита ТК Республики Беларусь
таможенные процедуры ТК ТС
|
таможенные режимы и таможенная процедура транзита ТК Республики Беларусь
|
выпуск для внутреннего потребления
таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС
|
свободное обращение
таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством1 в отношении использования иностранных товаров на таможенной территории
|
экспорт
таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами
|
экспорт
таможенный режим, допускающий вывоз и (или) постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории
|
таможенный транзит
таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования
|
таможенный транзит
таможенная процедура, определяющая специальный порядок осуществления международной и внутриреспубликанской перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, между зонами таможенного контроля
|
таможенный склад
таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования
|
таможенный склад
таможенный режим, допускающий хранение иностранных товаров на таможенном складе в течение установленного срока (срока действия таможенного режима таможенного склада)
|
переработка на таможенной территории
таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза
|
переработка на таможенной территории
таможенный режим, допускающий совершение на таможенной территории операций переработки иностранных товаров в течение установленного срока (срока действия таможенного режима переработки товаров на таможенной территории), в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для вывоза с таможенной территории
|
переработка вне таможенной территории
таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза
|
переработка вне таможенной территории
таможенный режим, допускающий вывоз товаров с таможенной территории для проведения операций переработки товаров в течение установленного срока (срока действия таможенного режима переработки вне таможенной территории), в том числе с использованием при таких операциях иностранных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для ввоза на таможенную территорию
|
переработка для внутреннего потребления
таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки
|
|
временный ввоз (допуск)
таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта
|
временный ввоз
таможенный режим, допускающий использование иностранных товаров на таможенной территории в течение определенного срока (срока действия таможенного режима временного ввоза)
|
временный вывоз
таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта
|
временный вывоз
таможенный режим, допускающий использование товаров за пределами таможенной территории в течение определенного срока (срока действия таможенного режима временного вывоза)
|
реимпорт
таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования
|
реимпорт
таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование на таможенной территории товаров, ранее вывезенных с таможенной территории и ввезенных на эту территорию в установленные сроки, без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов
|
реэкспорт
таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования
|
реэкспорт
таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин
|
беспошлинная торговля
таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
|
беспошлинная торговля
таможенный режим, допускающий реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим с таможенной территории, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.
|
уничтожение
таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования
|
уничтожение
таможенный режим, допускающий уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории
|
отказ в пользу государства
таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования
|
отказ в пользу государства
таможенный режим, допускающий безвозмездную передачу товаров в государственную собственность
|
свободная таможенная зона*
|
свободная таможенная зона
таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования
|
свободный склад**
|
свободный склад
таможенный режим, при котором допускаются размещение иностранных товаров, перечисленных в пункте 20 Положения о свободных складах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 545, и их использование путем совершения с ними предусмотренных в этом Положении операций в пределах территории свободного склада
|
специальная таможенная процедура***
|
|
_________________________
* регулируется Соглашением по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года
** регулируется Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года
*** может быть установлена законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010г. № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условия помещения товаров под такую таможенную процедуру»
Таким образом, для Республики Беларусь ТК ТС вводятся две новые таможенные процедуры – специальная таможенная процедура и процедура переработки товаров для внутреннего потребления.
Процедура переработки товаров для внутреннего потребления заимствована из Киотской конвенции и допускает использование в установленные сроки иностранных товары в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих без уплаты ввозных таможенных пошлин, но с уплатой налогов и применением запретов и ограничений. Полученные в этой процедуре продукты переработки, подлежит помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к этой продукции.
Отдельно следует остановиться на таможенной процедуре таможенного транзита.
Эта таможенная процедура будет применяться при перевозке по единой таможенной территории таможенного союза:
иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 ст. 215 ТК ТС, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
Новым для Республики Беларусь подходом будет отмена обязательности помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта. Пунктом 5 статьи 215 ТК ТС определено, что такие товары перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза.
Учитывая «территориальность» применения таможенной процедуры таможенного транзита, предельный срок этой таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС будет определяться из расчета двух тысяч километров за один месяц.
К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС относит:
обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;
таможенное сопровождение;
установление маршрута перевозки товаров.
Предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется если:
в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
это установлено международными договорами;
товары перевозятся под таможенным сопровождением;
в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, например, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пятистам евро (п. 2 ст. 85 ТК ТС).
Пунктом 3 статьи 85 ТК ТС определено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения таможенному органу.
Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, будут определены международным договором государств-членов таможенного союза.
Определены ТК ТС и особенности определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Такая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (п.1 ст.88 ТК ТС).
Такая мера обеспечения соблюдения таможенного транзита, как установление маршрута перевозки товаров, может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.
Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.
В Разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:
особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;
особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;
особенности перемещения товаров для личного пользования;
особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|
Другие новости по теме:
ФТС РФ разъяснены некоторые вопросы, касающиеся сроков полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозокТаможенные преференции особых экономических зонНовый таможенный кодекс - перспективы для бизнесаОсновные новшества Таможенного кодекса таможенного союзаЧто новый Таможенный Кодекс нам готовит?!
Вернуться
|
|
|
|
|
|
|
|
|