На страже государственных интересов
Борьба с таможенной
преступностью. От древности до современности.
Плетью за контрабанду
Социально-экономическое развитие
любой страны тесно связано со сферой внешней торговли и ее составляющей –
деятельностью таможенных органов.
Такое развитие постоянно
сопровождалось активным противодействием преступлениям в сфере
внешнеэкономической деятельности и борьбой с контрабандой, которая в свою
очередь является следствием процесса экономического развития государства, и
неразрывно связано с таможенными пошлинами.
Таможенная пошлина, как регулятор
поступления фискального сбора и таможенного обложения, впервые была применена в
глубокой древности – за несколько столетий до нашей эры в городе Тарифе на юге
Испании.
Она представляла собой таблицу.
А название ее и пошло от названия
самого города – Тарифе, и стала называться таможенный тариф.
Он позволял регулировать
таможенные сборы и пополнять государственную казну.
Между тем применение таможенного
тарифа породило и негативные процессы.
Торговцы стали стремиться уходить
от таможенного оформления, чтобы тем самым избежать уплаты пошлин.
Как ответ государства возникла
необходимость в обеспечении принудительного взимания пошлин.
Другими словами, появился
институт охраны прав государства, началась правоохранительная деятельность в
сфере внешней торговли.
Наша страна в этой сфере
правоотношений не исключение.
На протяжении всей истории
внешнеэкономической деятельности борьба с незаконным перемещением товаров через
границу в России являлась одной из основных задач, решаемых государством.
Исторические документы
свидетельствуют о применении таможенных пошлин на Руси еще до принятия
христианства, о чем, например, сказано в договоре Олега с греками 907 года.
В документе излагались условия
пребывания русских купцов в Константинополе.
К лицам, совершавшим незаконное
перемещение товаров, применялись самые строгие наказания.
Так в судебнике князя Владимира
говорится, что за попытку провести товар, не уплатив пошлину, следует наказание
в виде конфискации товара и избиения плетью.
Из этого можно сделать вывод :
таможенные преступления и борьба с ними возникли вместе с зарубежной торговлей.
Во все времена ее представители
стремились снизить свои издержки при перемещении товаров.
Удобное расположение городов и
правильно организованная внешняя торговля способствовали бурному экономическому
росту государства.
Вместе с тем развитие внешней
торговли вело не только к увеличению доходов государственной казны, но и к
росту преступлений в этой сфере.
Регулирование вопросов
таможенного обложения, поступления фискальных сборов и борьба с таможенной
преступностью требовали создания специальных органов – таможен.
Интересно и происхождение слова «
таможня ». Экономический рост Киевской Руси способствовал появлению новых
городов, развитию внутренней торговли и таможенного обложения.
Пошлина за право провоза товаров
называлась мыт.
Не случайно, например, в
Белоруссии таможня и по сей день называется мытня.
У нас же на Руси в результате татаро-монгольского
нашествия возникло слово «тамга», что в переводе с тюркского означает клеймо.
От тамги образовался глагол «тамжить», то есть ставить печать и взыскивать пошлину.
Впоследствии место, где
взыскивалась пошлина, стало называться таможней, а лицо, взыскивающее пошлину,
– таможенником.
До середины XVI века таможенные
преступления из-за неразвитости внешней торговли не носили массового характера
и не представляли серьезную угрозу для экономической безопасности государства.
Однако уже в период правления
Ивана Грозного была создана система центральных органов управления государством,
называемых приказами.
Судебно-сыскными функциями ведал
Разбойный приказ, просуществовавший вплоть до 1701 года.
Он сменил несколько названий :
Разбойный сыскной приказ, Сыскной приказ, Приказ сыскных дел.
Однако лишь Соборное уложение,
утвержденное царем Алексеем Михайловичем в 1649 году, определило в главе IX порядок
взыскания таможенных пошлин и меры борьбы с незаконным провозом товаров.
С этого времени ведет отсчет
российское таможенное дело и совершенствование таможенного законодательства,
взявшего курс на защиту национальных интересов России в международной торговле
через таможенные тарифы.
Так, в 1649 году были отменены
ранее существовавшие привилегии иностранцам.
Торговля для них стала возможной
только при наличии особых государственных грамот.
Кроме того, значительно выросли
таможенные пошлины.
А в 1667 году после введения
Новоторгового устава они и вовсе были увеличены в четыре раза.
В этот период за сокрытие товаров
и занижение их продажной цены была введена конфискация, а при повторном
нарушении виновных избивали кнутом.
Еще более усилилось наказание к
лицам, наносившим ущерб казне путем недобора пошлин после издания Именного
Указа с боярским приговором от 11 июля 1681 года.
У тех, кто был уличен в таких
деяниях, отбирали дворы и усадьбы, а за покупку сокрытых товаров наказывали
штрафами.
Кстати, поощрялись те, кто
сообщал о сокрытии.
Они награждались в размере
четвертой доли от обнаруженного с их помощью товара.
Однако и за ложный донос
полагалось наказание.
Оно было таким же, как и наказание
за сокрытие товаров.
Между тем ужесточение законодательства,
направленного на защиту национальных богатств и пополнение казны, не приводило
к желаемым результатам.
Рост таможенных преступлений,
обусловленный низким экономическим уровнем развития, замкнутости торговли,
продолжался, несмотря на меры физического наказания и конфискации сокрытых
товаров.
К тому же такие меры сдерживали
развитие торговли.
И казаки не спасали ...
В период
правления Петра I также принимались меры по усилению борьбы с таможенной
преступностью.
В 1723 году был издан Указ,
учредивший таможенные заставы, форпостные военные команды, из числа которых
высылались разъезды, выставлялись караулы и патрули для пресечения незаконного
провоза товаров.
Для противодействия попыткам
незаконного провоза груза с моря выделялись специальные суда.
Фактически с указанного времени
берет начало оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Для управления торговлей была учреждена
Коммерцколлегия, в ведении которой находилась вся торговая деятельность,
таможни, суды в купеческих тяжбах, городские привилегии и ярмарочные права,
денежные дворы.
Однако и Петровские
преобразования не остановили незаконный провоз товаров.
Только в тридцатые годы XVIII
века их поток несколько уменьшился.
Это произошло в результате
введения в 1731 году более умеренного тарифа пошлин.
По Указу Елизаветы в 1754 году в
связи с незаконным ввозом товаров и нанесением огромного материального ущерба
государственной казне был создан институт таможенных объездчиков.
На него возложили обязанности
поимки контрабандистов.
Его введение ознаменовало начало
охраны границы в экономическом отношении.
Государственные границы
укреплялись, перекрывались рвами, рогатками надолбами.
В помощь объездчикам были приданы
драгунские полки, перекрывавшие участки границы от набегов.
Система охраны государственной
границы находилась в двойном подчинении, ее обеспечивали военное и гражданское
ведомства.
Между тем принятые меры также не
остановили негативные явления.
Напротив, они даже увеличили
потоки незаконного ввоза товаров, после того как в 1757 году были увеличены
таможенные пошлины.
При этом массовый характер
приобрели злоупотребления чиновников.
Процесс обеспечения надлежащего
таможенного контроля и противодействия незаконному провозу через
государственную границу товаров в истории нашей страны был достаточно сложным и
противоречивым.
Как только повышались ставки
таможенных платежей, то следом возрастал поток контрабанды.
Это требовало принятия
дополнительных мер по защите границы и обеспечения экономической безопасности.
Поэтому причиной создания в 1782
году указом Екатерины II пограничной таможенной стражи явился доклад Коммерцколлегии
о масштабах контрабанды в государстве.
На стражу, находящуюся в каждой
пограничной губернии, возлагалась обязанность контроля участков границы для
предотвращения проникновения контрабандистов.
Она состояла из таможенных
объездчиков и таможенных пограничных надзирателей.
Указ также обязывал всех
окрестных жителей оказывать помощь таможенникам при пресечении контрабанды.
Можно сказать, что в период
правления императрицы Екатерины II борьба с контрабандой стала вестись системно.
Однако в начале XIX века назрела
необходимость очередной реформы в области защиты экономических интересов
Российского государства на границе, поскольку ее охрана военными и местными
жителями и подчиненность одновременно военному и гражданскому ведомствам
отрицательно сказывались на обеспечении экономической безопасности.
В то же время успехи военных в
борьбе с незаконным переходом границы позволили правительству в 1822 году
принять решение об упразднении таможенной стражи и создании пограничной
таможенной стражи.
Охрана границы была поручена
казачьим кавалерийским полкам.
Увы, и эти преобразования не принесли
ожидаемого успеха.
Казачьи полки, оторванные от Дона,
разлагались, сами начинали потворствовать контрабанде, сближались с преступниками.
Такое положение дел послужило
основанием для проведения новой реформы.
В 1827 году была образована новая
Таможенная пограничная а с военной организацией по типу регулярной армии.
Прежняя таможенная стража была
упразднена, казачьи полки отозвали с границы и отправили на Дон.
В этот период получило дальнейшее
развитие и законодательство о контрабанде.
Таможенный устав 1819 года
признавал контрабандой не только пронос или провоз товаров через границу мимо
таможни, но и товары, не указанные в предъявленных документах.
Принятые меры значительно облегчили
борьбу с незаконным перемещением товаров за границу и существенно снизили
злоупотребления чиновников.
Между тем, несмотря на отмену
крепостного права в 1861 году и индустриализацию страны, промышленная революция
шла недостаточно быстро.
Это обстоятельство, как и то, что
уровень производства товаров в европейских государствах, граничащих с Россией,
был значительно выше, влияли на размеры контрабандных потоков.
Они росли по мере повышения
пошлин.
Таможенной или пограничной страже
оказывалось вооруженное сопротивление, нередко оно заканчивалось гибелью людей.
Такое положение требовало усиливать
оперативную работу и организацию розыска.
Для этого во все таможенные
округа регулярно направлялись систематически обновляемые списки контрабандистов,
выделялись средства на агентурную работу, для выявления намерений
контрабандистов и изучения номенклатуры контрабандных товаров.
Однако положение усугублялось
малочисленностью пограничной стражи, совершенствованием способов сокрытия
товаров при пересечении границы и расширением числа пособников контрабандистов.
На границе стали действовать уже
организованные банд-группы.
Для исправления создавшейся ситуации
и обеспечения более эффективной борьбы с преступностью Пограничная стража в
1894 году была преобразована в Отдельный корпус.
Это существенно повысило возможности
противодействия преступлениям в сфере таможенного дела.
Но в начале XX века в условиях
спада производства незаконный ввоз и вывоз товаров постоянно увеличивался и
продолжался даже в годы промышленного подъема с 1909 по 1913 год.
Способы совершения преступлений
становились все более ухищренными.
В этих условиях правительство вынуждено
было принять меры по расширению прав таможен и полиции.
Так, органам таможенного надзора
и полиции было предоставлено право розыска контрабандных товаров в пределах
100- верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских
берегов, а за пределами полосы – с помощью судов.
Предусматривались и меры
вознаграждения лиц, задержавших контрабанду.
Новая структура – новые функции
В советское время борьба с незаконным перемещением товаров через границу являлась одной из важнейших задач таможенных подразделений . 16 ноября 1922 года в составе Таможенного управления была организована комиссия по борьбе с контрабандой, а в 1923 году создается секретариат Центральной комиссии по борьбе с контрабандой.
В 1925 году образуется Главное
таможенное управление, в структуре которого создается отдел по борьбе с
контрабандой.
Это управление почти в неизменном
виде просуществовало до 1991 года.
История развития правоохранительных
подразделений таможенных органов с 1990 года свидетельствует, что в указанном
году в структуре Главного управления государственного таможенного контроля при
Совете министров СССР ( ГУГТК СССР ) в рамках правового блока функционировали
Управление таможенного права и Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями
таможенных правил.
В Управлении таможенного права
имелся сектор контроля за соблюдением законности в производстве по делам о
контрабанде ( совершенной физическими лицами в неторговом обороте ). Интересно
отметить, что до 1991 года понятие « контрабанда » охватывало не только
уголовно-наказуемые деяния, совершаемые при незаконном перемещении товаров и
других предметов через таможенную границу, но и иные незаконные перемещения,
влекущие административную ответственность.
В Управлении по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил были образованы секторы : организации борьбы с
контрабандой наркотиков; организации борьбы с контрабандой и анализа в
неторговом обороте.
Эти подразделения непосредственным
расследованием дел не занимались, а осуществляли координацию деятельности
отделов по борьбе с контрабандой с подразделениями, осуществляющими таможенный
контроль и таможенное оформление, организовывали проведение таможнями
контрольно-заградительных мероприятий, обеспечивали связь ГУ ГТК СССР с
органами прокуратуры СССР и иными правоохранительными органами СССР, а также с таможенными
службами иностранных государств по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических
средств.
В соответствии с Таможенным кодексом
СССР таможенным органам предоставлялось право производства предварительного расследования
в форме дознания по делам о контрабанде.
Однако такое дознание скорее носило
форму производства неотложных следственных действий, поскольку проводилось по «
горячим следам » в целях обнаружения и фиксации доказательств и установления виновных
в совершении контрабанды лиц.
После этого уголовные дела передавались
в следственные органы для производства дальнейшего расследования.
В августе 1991 года в связи с упразднением
ГУ ГТК СССР и созданием Таможенного комитета СССР сектор контроля за производством
по делам о контрабанде и по делам о нарушении таможенных правил в сфере внешнеэкономических
связей был преобразован в отдел организации дознания Управления по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил ТК СССР, должностные лица которого осуществляли
непосредственное расследование уголовных дел.
В январе 1992 года в составе Государственного
таможенного комитета Российской Федерации ( ГТК ) было создано Управление по борьбе
с контрабандой и нарушением таможенных правил.
В нем были учреждены отделы : по борьбе
с контрабандой наркотиков ; по борьбе с контрабандой в неторговом обороте ; организации
дознания ; по контролю за соблюдением законности по делам о нарушении таможенных
правил.
Впоследствии отдел по контролю за
соблюдением законности по делам о нарушении таможенных правил был выделен из состава
управления в самостоятельный отдел, непосредственно подчиняющийся председателю ГТК
РФ, и в дальнейшем преобразован в управление, а после ликвидации ГТК - и создания
9 марта 2004 года Федеральной таможенной службы Российской Федерации ( ФТС ) – в
группу отделов в составе Правового управления ФТС России.
В 1994 – 1995 годах в системе таможенных
органов были созданы отделы таможенных расследований и отделы ( отделения ) дознания.
На них возложили полномочия организации
производства по делам о нарушениях таможенных правил в таможенных органах России
и их методическое обеспечение.
На указанные подразделения возлагались
также обязанности криминалистического обеспечения таможенных органов, защиты интересов
ГТК РФ в судебных инстанциях, непосредственное расследование дел о нарушениях таможенных
правил и уголовных дел о контрабанде.
Отделу организации дознания также
принадлежит инициатива подготовки законопроекта о наделении таможенных органов полномочиями
по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и созданию оперативно-розыскных
подразделений.
Однако право осуществления оперативно-розыскной
деятельности таможенные органы получили лишь в 1996 году, когда приказом Государственного
таможенного комитета России No 145 было утверждено Временное положение о региональном
таможенном управлении по борьбе с таможенными правонарушениями ( РТУ по БТП ). Практически
весь советский период и часть новейшего, российского таможенные органы были лишены
права осуществления ОРД не только в противодействии контрабанде, но и в борьбе с
коррупцией в собственных рядах, поскольку организация противодействия данным преступлениям
была возложена на органы государственной безопасности.
В дальнейшем отделы по борьбе с контрабандой
в торговом и неторговом обороте трансформировались в оперативно-розыскные подразделения
и на их базе впоследствии и было создано Главное управление по борьбе с контрабандой.
В 1995 году правоохранительный блок
ГТК России приказом от 30.11.1995 No 722 был выведен в самостоятельное РТУ по БТП.
В дальнейшем Приказом ГТК России от
11.10.1999 No 691 РТУ по БТП было упразднено и преобразовано в ГУБК, пятая служба
которого в 2000 году выделена в самостоятельное Управление таможенных расследований
и дознания ГТК России ( УТРД ). В Управлении таможенных расследований и дознания
были созданы отделы : организации дознания, криминалистики, информационно-аналитический, отдел регионального курирования, отделение делопроизводства ( с 2004 года отдел
), отдел взаимодействия с судебными органами ( октябрь 2002-го, переименован в
августе 2005 года в отдел взаимодействия с органами прокуратуры и судами ). Подразделения
разные – цели одни В современных условиях правоохранительные функции таможенных
органов выполняют специально уполномоченные подразделения по соответствующим направлениям
правоохранительной деятельности.
Так в системе таможенных органов России
функционируют оперативно-розыскные и иные правоохранительные подразделения, осуществляющие
борьбу с контрабандой и другими таможенными правонарушениями.
Они обеспечивают противодействие коррупции
и собственную безопасность, оперативно-поисковое сопровождение ОРД и радиоэлектронную
безопасность объектов таможенной инфраструктуры, проводят дознание и административные
таможенные расследования.
Наряду с перечисленными функциями
задачей правоохранительных подразделений является создание условий для выполнения
таможенными органами планового задания правительства по собираемости таможенных
платежей.
В центральном аппарате ФТС России
основными правоохранительными подразделениями являются : Главное управление по борьбе
с контрабандой ( ГУБК ); Управление таможенных расследований и дознания ( УТРД );
Управление по противодействию коррупции ( УПК ). В составе правоохранительного блока
также функционируют Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности
объектов таможенной инфраструктуры ( РЭБОТИ ) и Региональное оперативно-поисковое
управление ( РОПУ ). Эти оперативные подразделения осуществляют вспомогательные
функции для способствования иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных
задач.
Составной частью правоохранительного
блока таможенных органов Российской Федерации является Кинологическая служба.
В нее входят Кинологический центр
ФТС России, кинологические службы оперативных таможен и кинологические отделы таможен.
Основными функциями Кинологической
службы являются обеспечение участия должностных лиц кинологических подразделений
со служебными собаками в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях
в качестве специалистов, а также осуществление эффективного таможенного контроля,
способствующего пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических
средств, психотропных веществ, боеприпасов, оружия, взрывных устройств и иных товаров,
обладающих индивидуальным запахом.
На уровне региональных таможенных
управлений функционируют оперативные таможни, являющиеся специализированными таможенными
органами, входящими в единую федеральную систему таможен.
Оперативная таможня является правоохранительным
органом Российской Федерации и вышестоящим таможенным органом по отношению к таможенным
органам региона ее деятельности, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение
законодательства Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, уголовном
судопроизводстве, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях
и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В таможнях функционируют следующие
правоохранительные подразделения : отделы административных расследований ; отделы
дознания ; отделы кинологической службы ; отделы по борьбе с особо опасными видами
контрабанды ; оперативно-розыскные отделы ; отделы по борьбе с контрабандой наркотиков
; оперативно-аналитические отделы.
Эти подразделения подчинены заместителям
начальников таможен по правоохранительной работе.
Общее руководство деятельностью правоохранительных
подразделений таможенных органов Российской Федерации осуществляет заместитель руководителя
ФТС России, курирующий оперативно-розыскную деятельность таможенных органов.
В настоящее время продолжается процесс
совершенствования как структуры правоохранительных подразделений таможенных органов,
так и нормативного регулирования в таможенной сфере.
Так, 08.12.2011 вступил в силу Федеральный
закон No 420- ФЗ « О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации », существенно изменивший
статус и процессуальные полномочия таможенных органов, как органов дознания.
С этого времени они были лишены возможности
производства предварительного расследования в форме дознания, однако могли производить
неотложные следственные действия по 17 составам преступлений, а именно, в соответствии
с пунктом 3 части второй статьи 157 УПК РФ предусматривалось право производства
ими неотложных следственных действий по шести статьям : 189, 190, 193, 194, 226.1,
229.1 УК РФ.
Без однодневок Оперативная обстановка
в сфере внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории продолжает
характеризоваться как нестабильная.
Это объясняется наличием таких негативных
факторов, как международный терроризм, организованная преступность и коррупция,
незаконный оборот наркотиков и оружия, отмывание преступных доходов, незаконная
миграция и других.
В этих условиях был принят и вступил
в силу Федеральный закон от 28.06.2013 No 134- ФЗ « О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым
операциям » ( далее – Закон 134- ФЗ ), ознаменовавший новый этап принятия действенных
мер борьбы с легализацией преступных доходов и незаконным вывозом финансовых средств
за рубеж.
В подготовке проекта Закона 134-ФЗ
активное участие приняли сотрудники УТРД.
Необходимость его принятия объяснялась
усилением борьбы с легализацией доходов, полученных в результате совершения преступлений,
а также выполнением международных обязательств (рекомендаций ФАТФ – Группа разработки
финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) в этой сфере.
Кроме того, после декриминализации
деяния, предусмотренного статьей 188 УК РФ ( в части незаконного перемещения наличных
денежных средств через границу Таможенного союза ), каких-либо барьеров, способных
сдерживать незаконный вывоз валюты за рубеж, не осталось.
Очевидно, что такое положение дел
не могло остановить массовый и неконтролируемый вывоз за рубеж наличных денежных
средств, в том числе, возможно, криминального происхождения.
По официальным данным Центрального
Банка России, только в 2012 году объем незаконно вывезенных из России денег составил
49 миллиардов долларов.
В результате внесенных Законом ФЗ134
в действующее законодательство изменений созданы условия для предотвращения незаконных
финансовых операций ( в том числе с использованием фирм-однодневок ), легализации
преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных
платежей, а также получения коррупционных доходов.
Для таможенных органов принятый и
вступивший в силу Закон 134-ФЗ важен прежде всего потому, что возвратил таможне
право производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным
делам о преступлениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 194 ( Уклонение от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица ) и частью 1 статьи
2001 УК РФ ( Контрабанда наличных денежных средств и ( или ) денежных инструментов
). Кроме того, таможенные органы получили право производства неотложных следственных
действий по 31 составу преступлений, предусмотренных 12 статьями УК РФ.
Из них четыре состава относятся к
особо тяжким преступлениям, десять – к тяжким, семь – к преступлениям средней тяжести
и тринадцать – к преступлениям небольшой тяжести.
Ранее Федеральным законом от 04.03.2013
No 23- ФЗ « О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской
Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации » ( далее – Закон
23- ФЗ ) введена процедура дознания в сокращенной форме.
Это сделано для сокращения сроков
расследования за счет отказа от необходимости дублирования – путем проведения следственных
действий – результатов до следственной проверки.
Так, статья 144 УПК России дополнена
пунктом 1.2, в котором сказано, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении
сведения могут быть использованы в качестве доказательств.
Существенно расширен перечень проверочных
действий, которые могут производить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель
следственного органа при осуществлении проверки сообщения о преступлении до возбуждения
уголовного дела.
Указанные лица по правилам части 1
статьи 144 УПК России вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования,
истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК России,
назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение
эксперта в разумный срок, а также производить осмотр места происшествия, документов,
предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок,
ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих
действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное
поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, в течение многих столетий
развитие торговых отношений между странами сопровождалось неотъемлемым для них явлением
как незаконное перемещение товара.
Чем активнее и масштабнее становилась
торговля, тем большие желания и устремления были у торговцев, чтобы избежать таможенного
оформления и уплаты пошлины.
Это вынуждало государство принимать
адекватные меры противодействия, издавать и совершенствовать законы, усиливать правоохранительные
органы, вести разумную таможенно-тарифную политику.
Очевидно, что пока между государствами
существуют границы, через которые перемещаются товары, их незаконное перемещение
как явление будет существовать и отрицательным образом воздействовать на процессы
в сфере внешней торговли, а правоохранительные подразделения таможенных органов
будут противодействовать этому злу.
Однако успешность борьбы с таможенными
преступлениями напрямую зависит от эффективности взаимодействия государственных
структур и не только правоохранительных, как внутриведомственных и межведомственных,
но и международного уровня.
Источник: журнал "Таможня"