Тема создания в России национальной
системы платежных карт получила новый импульс в связи с неприятными
событиями, связанными с введением Западом санкций. Честно могу сказать,
до этого я никогда не задумывалась над тем, что представляют собой
международные платежные системы Visa или MasterCard, не думала, что
любая транзакция, которую я осуществляю, прозрачна для кого-то и ее
могут заблокировать. И было грустно сознавать, что в современном
глобализированном мире мы во многом зависим от иностранных компаний и
что в России не существует национальной системы платежных карт. В
таможне такая система существует, поскольку таможенные органы всегда
стремились использовать новые технологии, в первую очередь для
совершенствования порядка уплаты таможенных платежей как краеугольного
камня организации таможенного дела.
Для нас всегда представляла большую
проблему необходимость содержания кассы таможенного органа, поскольку
она должна быть организована в соответствии с требованиями Центробанка и
Счетная палата в ходе проверок постоянно обнаруживает какие-то
недостатки. Поэтому в конце 90-х гг., когда мы увидели, что появился
инструмент, который позволит нам уменьшить эту проблему и в то же время
создаст серьезные удобства для участников ВЭД, мы начали работать над
тем, чтобы встроить технологию платежных карт в систему уплаты
таможенных платежей. Как известно, выпуск товара осуществляется только
при условии поступления денежных средств на счет в федеральном
казначействе (ранее – уполномоченного банка). Представители бизнеса и
таможенной службы совместно стали думать, каким образом возможно
использование пластиковых карт для уплаты таможенных платежей. Впервые
прием таможенных платежей с применением пластиковых карт Эксибанка (т.н.
экси-карты) был организован в 1998 г. в Санкт-Петербургской, Балтийской
и Пулковской таможнях. Причем на тот момент полностью отсутствовало
правовое регулирование. Проект вызвал очень большой интерес у участников
ВЭД, поскольку технология представляла плательщикам ощутимые
практические преимущества, позволяя оперативно осуществлять уплату
таможенных платежей и выпускать товары до фактического поступления
денежных средств на счета таможни. В свою очередь таможенные органы были
избавлены от рисков, связанных с приемом фальшивых денежных знаков, а
также от необходимости осуществления инкассации денежных средств из
кассы таможенного органа.
Опыт этих таможен в использовании
пластиковых карт для уплаты таможенных платежей в дальнейшем был учтен в
технологии расчетов по таможенным и иным платежам с применением
микропроцессорных пластиковых карт (т.н. таможенных карт) и утвержден
приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. № 757 «О совершенствовании
системы уплаты таможенных платежей». Данная технология позволяла
декларантам одновременно с подачей в таможенный орган ГТД уплачивать
таможенные платежи посредством таможенной карты с использованием
электронного терминала, установленного непосредственно в месте
проведения таможенного оформления. Фактически выпуск товара происходил
до поступления информации о зачислении денежных средств на счет
таможенных органов Главного управления федерального казначейства Минфина
России. Координатором эмиссии таможенных карт было определено ООО
«Таможенная карта». При этом в соответствии с генеральным соглашением
ООО «Таможенная карта» несло перед ГТК России обязательства по полноте и
своевременности зачисления денежных средств на счета таможенных
органов, обеспеченные соответствующими гарантиями. Положительные
результаты экспериментального использования указанной технологии
состояли в следующем: обеспечение идентификации таможенных платежей
строго в соответствии с видом платежа и кодом бюджетной классификации,
возможность эффективного управления участниками ВЭД своими денежными
средствами при таможенном оформлении и осуществления контроля за их
расходованием, минимизация затрат участников ВЭД, связанных с
сокращением сроков проведения таможенного оформления.
Все эти положительные результаты были
сохранены при переходе к промышленной эксплуатации данной технологии. В
2003 г. электронные терминалы для приема таможенных платежей посредством
таможенных карт были установлены практически во всех таможенных
органах. Преимущества, предоставляемые использованием таможенных карт,
привлекли к участию в системе уплате таможенных платежей посредством
таможенных карт, более 3 000 участников ВЭД и более 100
банков-эмитентов. Объем таможенных платежей, уплаченных с использованием
данной технологии, в 2008-2010 гг. составлял 15-30 млрд рублей в месяц
(5-7% общего объема таможенных платежей). С 2008 г. к системе уплаты
таможенных платежей посредством таможенных карт присоединился второй
координатор эмиссии таможенных карт – ООО «Таможенная платежная
система».
Новый этап развития системы уплаты
таможенных платежей с применением пластиковых карт связан с вступлением в
силу федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации», в статье 116 которого впервые
была законодательно закреплена возможность уплаты таможенных платежей,
авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием
электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов. Кроме того,
законом № 311 предусмотрена возможность формирования указанными
устройствами документа в электронной форме, являющегося подтверждением
осуществления перевода денежных средств на счет федерального
казначейства и на счет, определенный международным договором государств –
членов ТС. Закон окончательно определил статус лиц, взаимодействующих с
ФТС России при организации уплаты таможенных и иных платежей с
применением электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов,
введя понятие «оператор таможенных платежей». Основной задачей оператора
таможенных платежей является осуществление информационного обмена между
участниками расчетов при уплате таможенных платежей. Постановлением
Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 285 утверждены требования к
операторам таможенных платежей. В настоящее время оператор таможенных
платежей предоставляет обеспечение надлежащего исполнения принимаемых на
себя обязательств в размере 200 млн рублей в форме безотзывных и
безусловных банковских гарантий организации, включенной в реестр банков,
формируемый ФТС России, со сроком действия не менее одного года или
денежных средств, внесенных на счет федерального казначейства. Кроме
того, оператор таможенных платежей должен быть включен в реестр
операторов платежных систем в соответствии с федеральным законом от
27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
В 2013 г. статус оператора таможенных
платежей получили два юридических лица – участника национальной
платежной системы – ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная
платежная система». Работа с ними определена в соответствующих приказах
ФТС. Операторы таможенных платежей в настоящее время обеспечивают
информационный обмен при уплате таможенных платежей независимо от
функционирования международных расчетных систем. Они являются
российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в
соответствии с законодательством РФ. При уплате таможенных платежей
используются микропроцессорные пластиковые карты, эмитированные
российскими банками. Международные пластиковые карты Visa и MasterCard в
данной технологии не применяются. При организации информационного
обмена используются программно-аппаратные комплексы, принадлежащие
операторам таможенных платежей на праве собственности – владения либо
пользования.
В заключение хочу сказать, что наша
работа, которую мы начали с 1998 г. практически инициативно, не имея
нормативно-правовой базы, сейчас получила новый импульс, поскольку
развитие таможенной системы платежных карт связано с получением
преимуществ и выгод, которые дают разработанные таможенной службой
технологии, в первую очередь удаленный выпуск. Кроме того, накопленный
ФТС России положительный опыт проведения расчетов участниками
национальной платежной системы, по нашему мнению, может быть использован
и другими федеральными органами при организации уплаты денежных
средств, формирующих доходы бюджетов различных уровней.
Доклад Татьяны Голендеевой,
статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России, на конференции
«Практические аспекты организации уплаты таможенных платежей участниками
национальной платежной системы».