03.10.2012 Вопреки ожиданиям экспертов, Совет по денежной политике не стал понижать базовую процентную ставку, оставив ее на уровне 4,75 процентов. Осторожность Совета его председатель и одновременно председатель правления Национального банка Польши Марек Белька объяснил ссылкой на относительно высокие темпы инфляции (3,8% в августе, тогда как установленный банком целевой показатель инфляции на 2012 г. составляет 2,5%). Несколько неожиданное решение Совета немедленно привело к укреплению польского злотого на бирже. Аналитики, однако, уверены, что процентная ставка будет снижена уже в следующем месяце, а в целом до конца текущего года она снизится на 0,5 процентных пункта. С одной стороны, с каждым месяцем всё сильнее ожидания либерализации монетарной политики в целях поддержания замедляющихся темпов роста национальной экономики. С другой стороны, на ближайшие кварталы прогнозируется снижение показателей инфляции. (Puls Biznesu, 04.10.2012). 04.10.2012 Государственная газотранспортная компания Gaz-System подписала соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на получение кредита в размере 300 млн польских злотых (почти 100 млн долл. США) на 12 лет для сооружения терминала сжиженного газа в порту Свиноуйсьце. Тем самым удалось окончательно и полностью обеспечить финансирования данного проекта. Общая его стоимость оценивается в 2,7 млрд злотых (включая сопутствующие расходы на первичную закупку газа и т.п.). ЕБРР изучает также возможности финансирования проектов по разведке и добыче в Польше сланцевого газа, однако, реально участвовать в их реализации практически он сможет не ранее, чем через несколько лет. Между тем, многие эксперты горько сетуют на то, что осуществления указанных проектов тормозится не столько отсутствием необходимого финансирования, сколько различного рода бюрократическими барьерами, неясностью перспектив налогообложения добычи сланцевого газа и изменений в экологическом законодательстве. К настоящему времени в стране выполнено 30 вертикальных бурений и только 2 горизонтальные проходки, тогда как лишь для точной оценки запасов сланцевого газа в стране необходимо произвести не менее 100 бурений. Геологоразведочные работы сейчас ведут только четыре компании, и ускорения темпов их работы пока не ожидается (Rzeczpospolita, 05.10.2012). 08.10.2012 Опубликованы последние данные Института исследования автомобильного рынка «Самар», согласно которым в январе – сентябре 2012 г. по сравнению с тем же периодом предшествующего года производство легковых автомобилей в Польше сократилось на 22% – до 498 тыс. штук. В такой же пропорции сократился и экспорт. Главная причина – снижение спроса на рынках Евросоюза. При этом существенное значение имеет и структура польского экспорта автомашин. В некоторых случаях он ориентирован на те рынки, на которых падение спроса было наиболее глубоким. Так, основная часть экспорта польского завода «Фиата» в г. Тыхы традиционно направляется на сильно просевший итальянский рынок. Дополнительной проблемой польского завода «Опеля» в г. Гливице стал появление сильного конкурента для главного его продукта – Astra IV – в лице Golf VII. Производство Astra IV в Гливице сократилось наполовину. В то же время хорошей новостью для польских автостроителей стало решение шведского концерна «Вольво» о полном переносе производства автобусов из Швеции во Вроцлав. В настоящее время на заводе «Вольво» в этом польском городе производится в среднем 800–900 автобусов в год. (Rzeczpospolita, 08.10.2012). 09.10.2012 Несколько польских изданий прокомментировали высказываниях президента Сбербанка Г. Грефа о перспективах развития бизнеса крупнейшего российского банка за рубежом. Как отметили польские СМИ, Греф рассказал, что банк имеет сложный актив в восьми странах Центральной Европы – во всех, кроме Польши. Но после урегулирования проблем с этими активами банк подумает и о выходе на польский рынок. Озвученные планы Сбербанка относительно Польши не вызвали, как это бывало ранее, особых эмоций у польских комментаторов, поскольку, очевидно, речь идёт о достаточно отдалённой перспективе. (По материалам польских СМИ). 10.10.2012 Министр транспорта Польши Славомир Новак заявил, что реконструкция и строительство 473 километров автомагистралей и 335 км региональных дорог страны завершится к 2015 году. По оценкам главы транспортного ведомства, данный проект в ближайшие три года обойдется государственной казне в 43 миллиарда злотых (10,5 млд. евро), добавив, что сегмент магистрали А1, соединяющей Краков и Тарнов, будет завершен до конца текущего года, в то время как полностью работы будут выполнены в 2014 году. Тендер на прокладку дорог в южной части страны, обеспечивающих быстрый доступ к аэропортам, будет проведен в следующем году. (Rzeczpospolita, 11.10.2012). 11.10. 2012 Президент Чехии Вацлав Клаус надеется на дальнейшее развитие отношений с Польшей и с оптимизмом смотрит в будущее, в котором взаимоотношения обеих стран могут перейти на совершенно новый уровень. Данное заявление было сделано во время визита в Варшаву, где прошла встреча глав обоих государств, а также ряд совещаний и переговоров по вопросу развития двухсторонних отношений, и торговли. Вацлав Клаус, чей второй и последний срок на посту президента подходит к концу, прибыл на днях в Варшаву по приглашению своего коллеги Бронислава Комаровского. Особое внимание было уделено налаживанию торговых отношений, привлечению международных инвесторов для финансирования совместных программ и развитию туризма в регионе. (Dziennik Gazeta Prawna, 12.10.2012). 12.10.2012 Премьер-министр Д.Туска выступил перед депутатами Сейма и Сената с программной речью (т.н. «экспозе»), в которой изложил программу действий правительства Польши на ближайший период, в том числе в экономической сфере. Логическим продолжением заявления главы правительства стало выступление ключевых министров экономического блока. Эксперты особо выделяют инициативу министра госимущества М. Будзановского по созданию инвестиционного фонда, в котором планируется концентрировать финансовые активы, преимущественную массу которых составят доходы от приватизации госимущества. Планируется, что новый инвестиционный фонд будет действовать по принципу Банка национальной экономики (BGK). Полученные от реализации государственных пакетов акций предприятий, собираются использовать для предоставления гарантий под кредитные и финансовые инвестиции. Тем не менее ряд оппозиционно настроенных политиков и экспертов не преминули упрекнуть экономический блок правительства в отсутствии креативных идей, ссылаясь на то, что подобные фонды и инвестиционные банки уже функционируют на еэсовском уровне для стимулирования экономического роста. (По материалам печатных и электронных СМИ). 13-14.10. 2012 Польские СМИ продолжают комментировать программное выступление премьер-министра Д. Туска. Газета «Пульс Бизнесу» приоритетное внимание в освещении экономического блока экспозе Д.Туска обращает на энергетические и инфраструктурные инициативы премьер-министра. В частности отмечается, что какого-либо намека на перелом в энергетической политике страны обозначено не было, по-прежнему одним из ключевых для страны приоритетов остается сланцевый газ. Примечательно, по мнению газеты, стало практически полное игнорирование со стороны премьера тематики развития атомной энергетики Польши. Среди инфраструктурных проектов особое внимание правительство будет приковано к строительству скоростных автострад и развитию железнодорожной сети. (“Puls Biznesu” 13-14.2012). 15.10. 2012 По ходу того как экономический кризис набирает обороты в Испании и Греции, все больше специалистов стараются найти работу в других странах, в том числе в Польше. Руководство международных агентств по трудоустройству отмечает неожиданный приток иностранных работников, которые стараются устроиться в Польше. По имеющимся данным, наибольшим спросом пользуются преподаватели испанского языка, архитекторы и IT-специалисты. Представители этих профессий не имеют никаких шансов на трудоустройство на родине из-за коллапса экономической системы. Уровень безработицы в Испании составляет более 25%, за последние два года страну покинуло, по меньшей мере 350.000 человек в возрасте от 25 до 35 лет. Эксперты утверждают, что рынок труда Польши может стать спасением для оставшихся без работы специалистов проблемных стран еврозоны. (Польский информационный портал onet.pl). 16.10.2012 Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали ежегодный доклад «Ведение бизнеса – 2013», согласно которому Польша занимает 76 место среди 185 стран во всемирном рейтинге условий ведения бизнеса, поднявшись за год на 7 позиций. Место страны в рейтинге и его динамика оценивались на основе 10 показателей с одинаковыми весами в общем индексе. Наибольшего прогресса в сравнении с предыдущим докладом Польша достигла в категориях «Разрешение неплатежеспособности» (37-е место, рост 54 пункта) и «Обеспечение исполнения контрактов» (56-е место в мире, рост 28 пунктов). Также способствовало повышению Польши в рейтинге упрощение процедуры регистрации предприятия - 62-е место и совершенствование системы налогообложения - 114-е место против прежнего 124-го. Вместе с тем по ряду категорий рейтинг Польши снизился. Негативное влияние на него оказали ухудшение положения с защитой прав инвесторов (49 место), усложнение процедур получения разрешений на строительство (161-е место) и подключения к системе электроснабжения (137-е место). По оценкам экспертов Всемирного банка, экономика Польши в 2012 году продемонстрировала наиболее значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса, опередив такие страны, как Италия (73 место), Чехия (65 место) и Россия (112 место).(Rzeczpospolita, 17.10.2012). 18.10.2012 В газете «Жечпосполита» опубликовано интервью с профессором К. Шамалекем, авторитетным польским экспертом в области геологии, в котором он подверг сомнению экономическую целесообразность разведки и добычи сланцевого газа в Польше. По его мнению, оценки запасов сланцевого газа в стране произведенные Агентством по энергетике США в объеме 5,3 триллионов кубометров являются ошибочными и базируются на старых польских данных. К. Шамалек подчеркнул, что по оценкам Польского геологического института не доказанные объемы сланцевого газа в стране составляют всего лишь от 346 до 768 млрд кубических метров. Кроме того, стоимость бурения одной только скважины в Польше достигает 10 - 15 млн долларов, что значительно больше чем в США. (Rzeczpospolita, 18.10.2012г.) 19.10.2012 В газете «Наш Дженник» опубликовано интервью президента Ассоциации польских садоводов М. Малишевского, основной темой которого стало обсуждение вопросов связанных с экспортом польских овощей и фруктов в Россию. По оценкам экспертов, в 2012 году Россия стала самым крупным импортером польских яблок. При этом 90 процентов польского экспорта яблок приходится на Россию, и лишь 10 процентов попадает в другие западные страны. Ежегодный объем экспорта составляет от 200-300 тысяч тонн яблок в неурожайные годы и до практически миллиона. По мнению М. Милашевского польским сельхозпроизводителям не легко войти на сложный российский рынок, поэтому торговля в настоящее время в основном ведется через российских или украинских посредников. Сложностей в сотрудничестве добавляет осторожность чиновников в трактовке права, проблемы с получением различных разрешении и сертификатов в связи с использованием стандартов качества отличных от норм ЕС. В то же время, М. Милашевский подчеркнул, что для продвижения польских компаний и фруктов Ассоциация польских садоводов планирует запуск в России и на Украине трехлетней программы по рекламе потребления польских овощей и фруктов. (Nasz Dziennik, 19.10.2012 г.) 22.10.2012 Институтом исследования автомобильного рынка САМАР опубликованы аналитические данные о состоянии автомобильного рынка Польши, согласно которым в стране наблюдается снижение производства легковых автомобилей. За девять месяцев 2012 года в Польше было произведено 498,3 тыс. легковых автомобилей, что на 109,6 тыс. единиц или 22,0 процента меньше чем за аналогичный период прошлого года. Согласно опубликованным данным, объемы производства на заводах Опель в Гливицах и Фольксваген в Познани сократилось на 28,3 и 4,5 процента соответственно. Крупнейший производитель легковых автомобилей в стране компания Фиат произвела на 24,7 процента меньше автомобилей, чем годом ранее. В тоже время эксперты отмечают, не значительное влияние кризиса на производителей запасных частей и автокомплектующих, объем экспорта которых за семь месяцев 2012 года составил 4 млрд. евро, что на 5,0 процентов больше прошлогоднего показателя. (Rzeczpospolita, 22.10.2012г.) 23.10.2012 Польская компания по производству древесно-стружечных плит АО «Флейдерер Граево» (Pfleiderer Grajewo S.A.) опубликовала пресс-релиз, в котором сообщила о подписании с производственным подразделением шведской Группы компаний ИКЕА «Шведстпан» соглашения о продаже своего предприятия по производству ДСП в Новгородской области, которое является одной из крупнейших польских инвестиций в России. Стоимость контракта составляет 182 млн евро. До завершения сделки компаниям предстоит выполнить несколько условий, в том числе получить разрешение Федеральной антимонопольной службы России. Сделку планируется завершить в течение следующих нескольких месяцев. Президент компании АО «Флейдерер Граево» В. Гонткевич заявил журналистам, что большая часть средств полученных от продажи российских активов компании планируется направить на обеспечение внешнего долга и разработку наиболее привлекательных и перспективных направлений на рынке. (Puls Biznesu, 23.10.2012 г.) 24-25.10.2012 Польские СМИ с тревогой отмечают признаки ухудшения экономической конъюнктуры в стране. Согласно последним данным Главного статистического управления Польши, в сентябре объем розничных продаж сократился по сравнению с предыдущим месяцем на 1,3 процента, а с учетом изменения цен этот показатель сократился также и в годовом исчислении - на 0,4 процента. Небольшой рост отмечен только в торгующих дешевыми товарами магазинах-дискаунтерах, в которых предпочитают делать покупки все большее количество поляков. Еще один тревожный фактор – сокращение новых заказов в промышленности. В сентябре их количество снизилось на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в августе сокращение составило всего 5,2%. «Слабым звеном» здесь выступает прежде всего строительный сектор, а конкретно – резкое сокращение спроса на продукцию фирм, выпускающих стройматериалы. Итоги третьего квартала еще не подведены, но тенденция к замедлению экономического роста очевидна. По оценкам экспертов, рост ВВП в III квартале не превысит 1,5%, по сравнению с 2,3% во II квартале. В IV квартале ВВП увеличится не более чем на 1%, а в будущем году рост экономики будет соответствовать уровню 2009 года, то есть составит примерно 1,7 - 1,8 процентных пункта. При этом отдельные эксперты не исключают даже возможность рецессии, то есть отрицательного роста ВВП в I или II квартале 2013 года. На этом фоне излишне оптимистичными выглядят прогнозные показатели, озвученные министром финансов Яцеком Ростовским в ходе обсуждения в Сейме проекта бюджета на 2013 год – рост ВВП на уровне 2,2 процента, реальный рост заработной платы - 1,9%, рост занятости на 0,2%, инфляция – не выше 2,7%. В качестве важных факторов эконогмического роста он отметил меры, предусмотренные в экспозе премьер - министра Д. Туска: реализацию программы «Польские инвестиции» и программ помощи для малых и средних предприятий, поддержка инноваций, сокращение административных барьеров в экономике. Оппозиционные партии критически оценили представленный правительством проект бюджета и заявили, что его не поддержат. (По материалам польских СМИ). 25-26.10.2012 На страницах польских СМИ активно обсуждается возможная смена приоритетов польской энергетической политики. Толчком послужило выступление председателя правления Польской энергетической группы «ПГЭ» Кшиштофа Килиана на международной энергетической конференции, в ходе которого он заявил о невозможности одновременной реализации двух проектов - строительства атомной электростанции и добычи сланцевого газа. Этот тезис получил дальнейшее развитие в выступлении министра госимущества Миколая Будзановского в нижней палате польского парламента, который заявил, что приоритетным направлением развития польской энергетики на данный момент является сланцевый газ, а окончательное решение относительно атомной программы будет принято не ранее, чем в конце 2014-начале 2015 года. В газетных комментариях отмечается, что за этими высказываниями стоит реальная проблема возможной нехватки финансовых ресурсов. Затраты на строительство АЭС составят порядка 50 млрд. злотых, на реализацию программы добычи сланцевого газа потребуется примерно такая же сумма. Это может превзойти возможности «польских чемпионов» - крупнейших энергетических и добывающих компаний, заключивших стратегические союзы для реализации этих амбициозных энергетических проектов, даже с учетом активного участия в инвестициях зарубежных партнеров. К 2015 году, когда будут приняты решения по строительству АЭС, уже будут известны достоверные данные по запасам сланцевого газа в Польше, и если они окажутся достаточными для обеспечения энергетической безопасности страны, то отказ от дорогостоящего проекта строительства АЭС – полагают польские эксперты - будет вполне обоснованным. К тому же этот шаг будет вполне соответствовать модной в Европе тенденции к отказу от атомной энергетики (к примеру, Германия планирует закрыть 2022 году все свои АЭС). Чтобы успокоить ситуацию, с заявлением выступил премьер-министр Д.Туск, который подчеркнул, что «для польского правительства и атомная энергетика, и инвестиции в сланцевый газ являются приоритетами. Здесь ничего не изменилось». Однако, по оценке аналитиков, проблема выбора приоритетов энергетической политики является для Польши вполне реальной, и вопрос пока остается открытым. (Rzeczpospolita”,25.10.2012, “Gazeta Wyborcza», 26.10.2012). 25.10.2012 В газете «Жечпосполита» опубликовано интервью с Войцехом Бальчунем - председателем правления крупнейшего польского железнодорожного грузоперевозчика компании ПКП «Карго». Г-н Бальчунь подтвердил информацию о предстоящей в конце 2013 –начале 2014 года приватизации компании путем эмиссии акций и их размещении на Варшавской фондовой бирже. Рассказывая о планах компании в сфере международных грузоперевозок, он дал свою оценку неудачной попытке создания международной компании Eurasia Rail Logitics с участием немецких, российских, белорусских и польских железных дорог, которая должна была стать оператором трансконтинентального транспортного коридора «Восток-Запад». По его словам, проект провалился из-за отсутствия равенства между партнерами. Глава польской компании также заявил, что внимательно наблюдает за планами РЖД, касающимися строительства широкой колеи до Вены в обход Польши. Напомнив о существовании широкой колеи, проложенной еще во времена Советского Союза до польского Славкова, В. Бальчун подчеркнул, что Польша открыта для переговоров с восточными партнерами и выразил надежду на то, что приоритетом для российской стороны будут не политические интересы, а экономическая целесообразность. (Rzeczpospolita, 25.10.2012). 29.10.2012 Министерство финансов заплатило последний транш по кредитам, которые были предоставлены Польше еще в 70-е годы, когда первым секретарем ЦК Польской Объединенной Рабочей Партии был Эдвард Герек. К началу 80-х годов задолженность достигла 25 млрд. долларов. Поскольку валюты для погашения кредитов не хватало, обслуживание задолженности отложили почти на 10 лет, однако проценты по ней нарастали. В 90-х годах Польше удалось договориться с кредиторами – коммерческими банками, членами т.н. «Лондонского клуба»: половина суммы долга была списана, а оставшаяся часть обеспечена выпуском специальных облигаций на сумму 8 млрд. долларов. Последний их транш был выкуплен в минувший понедельник польским Минфином за 300 млн. долларов. Со времен социалистической Польши остается еще задолженность в размере около 50 млн. долларов перед т.н. «Парижским клубом» - зарубежными государственными кредитными учреждениями. Это кредит, полученный от Японии, которая не согласилась на его досрочное погашение. Окончательное урегулирование этой задолженности наступит в 2014 году. В настоящее время, по данным Минфина Польши, внешний долг составляет 73,5 млрд. долларов. Большая его часть – более 57 млрд. долларов – это облигации в иностранной валюте, проданные иностранным инвесторам. 16 млрд. долларов приходится на кредиты международных финансовых институтов – Мирового Банка (6,5 млрд. долларов), Европейского инвестиционного банка (более 9 млрд. долларов) и Банка развития Совета Европы (0,2 млрд. долларов). (Rzeczpospolita,30.10.2012). 31.10.2012 Польская государственная нефтегазовая корпорация ПГНиГ планирует улучшить газоснабжение северо-восточной части Польши, а также построить в районе г.Остроленка (Подлясское воеводство) газовую электростанцию. Для реализации этих планов необходимо существенно увеличить объемы поступающего в эти регионы «голубого топлива». С этой целью «Мазовецка Спулка Газовництва» – территориальное подразделение ПГНиГ, отвечающее за газообеспечение восточных воеводств Польши, проводит переговоры с оператором транзитных газопроводов «Ямал – Европа» компанией ЕвРоПол Газ о создании нового пункта отбора газа в районе г. Замбров в Подлясском воеводстве. В настоящее время отбор газа из ямальского газопровода осуществляется в Польше только в двух пунктах – Львувек (Великопольское воеводство) и Влоцлавек (Куявско-Поморское воеводство). Улучшению ситуации с газообеспечением северо-восточных воеводств будет способствовать также строительство газопровода Литва-Польша. Его протяженность составит 562 км, объем финансирования – не менее 470 млн. евро. Польша и Литва рассчитывают, что Евросоюз окажет им финансовую помощь при реализации данного проекта. (Rzeczpospolita,31.10.2012).
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|