Непрерывное снижение оптовых цен на бензины, начавшееся в октябре, вызывает у нефтяников тревогу. Всё чаще поднимается вопрос об отмене заградительных пошлин на бензины. Однако правительство в лице И. Сечина не предполагает в ближайшие месяцы снимать ограничения, установленные в виде заградительной экспортной пошлины, рассчитанной по формуле 0,9 от экспортной пошлины на нефть. В ноябре бензиновая пошлина составляла 353,70 доллара за тонну против незаградительной – $259,30/тн. Безусловно, принятые меры правительства, хоть и с запозданием, но практически перекрыли экспорт бензинов и устранили, разразившийся весной топливный кризис.
Причина кризиса общеизвестна, мощности нефтепереработки в России отстали от потребностей внутреннего рынка. И в этой связи, до тех пор, пока нефтепереработка не будет сбалансирована с внутренним спросом, отпускать бензины на экспорт означает наступить на одни и те же грабли вторично. С другой стороны, нефтяные компании сильно лукавят, когда призывают открыть экспорт бензинов, т.е. устранить заградительные пошлины. К чему это приведёт? Опять к очередному импульсу роста цен. Подсчитаем. На графике представлены динамика изменения цены на бензин марки Аи-95 на внутреннем рынке по данным биржи СПбМТСБ (http://www.s-pimex.ru/infocenter/indicators/) и расчётное значение индекса экспортных цен (нетбэк) по методике РТС-ойл (http://www.rts.ru/ru/index/oil/values.aspx) , как если бы отгрузка проводилась с Московского НПЗ на Северо-Западную Европу.
Более чем два месяца нефтяные компании продавали бензин Аи-95 на внутренний рынок со средней премией 8800 р/тн (35%) относительно экспорта. Предположим, что заградительные пошлины на бензины не устанавливались бы совсем. В таком предположении нетбэк повысился бы в среднем на 94…97 долларов за тонну, а спрэд между внутренними ценами и экспортом сократился с 8800 р/тн до 5800 р/тн. К чему отмена приведёт, не говоря пока о потерях бюджета? Возрастёт экспорт прямогонного бензина, оставив внутреннюю переработку без базового сырья. Опять возникнет дефицит, что даст нефтяникам козырь подтягивать внутренние цены к заветным 8800 р/тн. Смогут ли НК поддерживать столь высокие цены внутреннего рынка? Сомнительно. Сдержать аппетиты нефтяников может импорт. На внутренний рынок может пойти импорт топлива из Белоруссии, располагающей избыточными мощностями нефтепереработки. И он уже частично пошёл. На бирже СПб МТСБ в ноябре заключены первые сделки с белорусским дизельным топливом сорта, что подтверждает ценовую привлекательность российского рынка. Например, цена бензина Аи-95 в Белоруссии составляет $0,64 за литр, в России – $0,92 за литр. Естественно, белорусам выгоднее отправлять топливо в Россию. Со слов А. Лукашенко «До конца этого года мы поставим до 40 тыс. т высокооктанового бензина, то, чего не хватает сегодня в Российской Федерации». Он отметил, что Беларусь готова и дальше поставлять в Россию подобную востребованную продукцию. Возникает вопрос, почему белорусам выгоден российский рынок при том, что нефть они покупают в России, затраты на переработку сопоставимы с российскими, а наши НК постоянно требуют от правительства льгот и преференций?
Внутренние цены на дизельное топливо также хорошо коррелируются с экспортными. Внутренний рынок даёт премию относительно экспорта в среднем 4800 р/тн (18%). Какие же премии удовлетворят нефтяников, чтобы полностью развернуть товар на внутренний рынок? Здесь опять нужно вернуться к давнему предложению ФАС, согласно которому потолок внутренних оптовых цен должен рассчитываться как нетбэк плюс некий фиксированный процент, отражающий премию внутреннего рынка. ФАС предлагал установить 5%. Однако предложение не было поддержано то ли по причине лоббистских действий нефтяников, то ли в надежде правительства на биржевую торговлю, которая сформирует реальные рыночные цены. Вот биржа и сформировала «рыночные» цены, на 17% выше, чем для европейцев, - пишет www.fuelservice.ru.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter