Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Что ждет таможню завтра
21 мая 2011 | Новости таможни

В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА

- Владимир Владимирович, следует ли ожидать кардинальных изменений в работе таможенной службы к 2020 году? Какие цели и задачи вы ставили при разработке Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года ?

- Наша Стратегия является частью общегосударственных программ по совершенствованию деятельности государства во всех областях. Многие министерства в последние годы разрабатывают свои стратегические документы. Значительное количество поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации направлены на модернизацию не только экономики, но и на усиление и внедрение инновационных подходов во всех сферах деятельности государства.

ФТС России тоже не остается в стороне, и, безусловно, должна иметь стратегический документ, определяющий направления развития хотя бы до 2020 года. Во-первых, Стратегия базируется на достижениях таможенной службы, которые уже есть сейчас. Во-вторых, в ней учтены поручения Президента и Правительства Российской Федерации, которые были даны в последнее время, то есть с учетом тех задач и целей, которые ставит перед собой государство в области внешней торговли. 

Сама природа таможенного контроля не меняется. Однако механизм реализации и эффективность, с которой осуществляется таможенный контроль, должны быть на таком уровне, который бы удовлетворял потребности общества. Таможенная служба должна иметь такой набор инструментов и механизмов, который позволил бы менять акценты  в деятельности в зависимости от тех поручений, которые ставит руководство страны, в зависимости от меняющейся внешней и внутренней конъюнктуры развития государства и других факторов. Поэтому основными направлениями Стратегии являются создание универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности  службы  до уровня,  достаточного для надежного обеспечения выполнения не только задач, которые стоят перед ФТС России сегодня, но и тех, которые будут поставлены  государством через какое-то время.

Это, безусловно, повсеместное внедрение электронного декларирования и применение электронного документооборота не только при подаче деклараций, но и при проведении контрольных процедур. В перспективе электронное декларирование должно стать обязательным. То есть все необходимые сведения, информация для принятия решения о выпуске должны представляться в электронном виде. Не будет контакта не только между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов, но и в перспективе перестанут применяться  бумажные документы. Какая-то информация будет признана избыточной, и она вообще не должна будет предоставляться, а какая-то станет структурировано представляться в электронном виде. Будет также налажен коммуникативный канал между таможенным органом и декларантом для вопросов и ответов, уточнений в процессе декларирования товаров.

- Что еще должно стать обязательным?

- Также обязательным, с нашей точки зрения, должно стать предварительное информирование. Как это уже сделано в Евросоюзе, где с первого января нынешнего года оно стало обязательным. Кроме того, важным направлением развития является предварительное декларирование, когда до прихода товара есть не только предварительная информация о нем, но уже подается декларация и осуществляется основной объем операций по таможенному декларированию, уплачиваются платежи. В результате, после прихода товара,  остается небольшой объем работы, связанный с завершением таможенного декларирования.

Несомненно, будут развиваться Центры электронного декларирования (ЦЭД), которые начали создаваться в этом году. Именно они возьмут на себя основную часть нововведений. Конечно же, помимо  доработки технологий, будут корректироваться приоритеты в деятельности ФТС России в соответствии  с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации. Прежде всего, речь идет о стимулировании экспорта, снижении административных барьеров, упрощении процедур, развитии интеграции с коллегами из Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза (ТС). Необходимо обеспечить эффективную деятельность этого интеграционного объединения таким образом, чтобы на его базе было проще строить следующий уровень интеграции – единое экономическое пространство.

Хотелось бы подчеркнуть, что цели Стратегии соответствуют целям модернизации бюджетного процесса. Как известно, сейчас этот процесс перестраивается на принципы обеспечения более эффективной отдачи от вложений бюджетных средств. То есть, бюджетные средства будут направляться на содержание госаппарата не по принципу бухгалтерского планирования, а под те задачи, которые должно решать государство. Уже определен набор задач и функций, которые выполняет государственный аппарат.

Под каждую задачу, соответственно, выстраивается комплекс мер и перечень мероприятий для их реализации и оценивается, какие средства необходимо выделить из бюджета для достижения поставленной задачи. То есть финансирование будет идти под задачи, а не под содержание. Ну и, соответственно, в связи с этим возрастает необходимость правильного определения задач, четкое их формулирование, определение комплекса мер и перечня мероприятий для их реализации. Все это делается для того, чтобы было понятно, как тратятся бюджетные деньги. 


ИНФОРМАТИКА В ПОМОЩЬ

- Какие новые формы взаимодействия с бизнесом, помимо коммуникативного диалога в процессе электронного декларирования, о котором вы сказали, и общения, к которому таможенную службу обязывает закон «О таможенном регулировании в РФ», рассматриваются в Стратегии?    

-     Определение действенных механизмов взаимодействия с бизнесом, учета его интересов, обсуждение с бизнес-сообществом наиболее актуальных проблем развития таможенного дела, безусловно, является частью работы над Стратегией. Важно, чтобы обсуждение различных проблем в области таможенного дела велось с учетом интересов государства и бизнеса таким образом, чтобы и государство было уверено в безопасности и легитимности внешней торговли и бизнес, соответственно, не видел в таможне административных преград для осуществления своей деятельности. Предлагается несколько направлений: общение на встречах и конференциях, консультации с бизнесом при разработке нормативных актов, общение и налаживание обратной связи через Интернет, и, конечно же, регламентное общение.

Будет подготовлен порядок, в соответствии с которым ФТС России будет осуществлять взаимодействие с наиболее представительными структурами бизнес-сообщества, такими, например, как РСПП. Кроме того, будет подготовлен регламент для постоянного диалога путем привлечения экспертов, изучения мнений, получения заключений и так далее, не только на Общественно-консультативном совете (ОКС) при ФТС России, но и путем создания рабочих групп, а также постоянного канала связи для совершенствования нормативного регулирования таможенной деятельности.

- Как идет реализация Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ?

 - Концепция реализуется. Не везде так быстро, как нам бы хотелось, но процесс идет. Вблизи границы, около 24 самых крупных и самых загруженных пунктов пропуска, уже созданы 26 складов терминального типа, где размещены таможенные органы и реально идет декларирование. Например, в Брянской, Смоленской и Выборгской таможнях объемы декларирования товаров в 2010 году выросли в два раза. Помимо роста поступлений в бюджет на местном уровне это означает, что появились новые рабочие места, в местный бюджет поступают дополнительные налоги, идет развитие инфраструктуры. Благодаря этому у таможенной службы сложились хорошие отношения с администрациями приграничных областей, всячески содействующих реализации Концепции.

В то же время, есть определенные задержки по обязательствам создания инфраструктуры, необходимой для размещения в приграничных областях наших сотрудников не только на работе, но и вне ее. К сожалению, в этой части реализация Концепции задерживается, поскольку ФТС России не находит понимания в Минфине России. Несмотря на то, что есть прямое правительственное поручение  и есть поддержка со стороны всех остальных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, включая Минэкономразвития России, позиция Минфина России не позволяет ФТС России реализовать проекты в рамках Концепции из-за отсутствия финансирования.

При этом часть Концепции, которую взял на себя бизнес, уже во многом реализована. Построены склады, здания и сооружения, необходимые для размещения и работы таможенных органов. Кроме того, имеются технические средства таможенного контроля, и даже выделяется для этого дополнительная штатная численность. Но наши сотрудники в приграничных областях сталкиваются с элементарными проблемами: недостатком жилищного фонда, отсутствием учреждений социальной сферы, торговых точек и так далее. Тем не менее, мы возлагаем определенные надежды на Государственную пограничную комиссию, заседание которой пройдет в июне 2011 года. Этот вопрос в повестке дня. 

- Большие изменения на границе грядут с первого июля 2011 года, когда в пунктах пропуска будут работать только две службы: пограничная и таможенная. К каким изменениям в работе таможенной службы это приведет?   

- В данном случае речь идет о новых функциях таможенных органов, осуществляемых непосредственно в пунктах пропуска. И сделано это для того, чтобы не разрывать единый процесс контроля на ведомственные блоки. В самом деле, в результате реализации закона контроль будут осуществлять две службы: пограничная, которая помимо своих непосредственных функций будет осуществлять еще миграционный контроль, и таможенная, на которую кроме непосредственных обязанностей возлагается транспортный контроль в полном объеме, и в документарном виде -  ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль.

Все это приведет к тому, что общее время нахождения транспортных средств в пункте пропуска уменьшится. Безусловно, перечень операций, которые совершаются сотрудниками таможен, увеличится, поскольку помимо таможенного контроля будут выполняться и другие функции. Поэтому сейчас идет подготовительный процесс. Во взаимодействии с другими контролирующими органами готовятся соответствующие документы Правительства РФ, направленные на реализацию закона.


ТС: КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

- Можно ли ожидать в этом году внесения изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и в закон «О таможенном регулировании в РФ»? О какого рода поправках и изменениях может идти речь?

- Практика показывает, что предложения по корректировке, изменениям и дополнениям в законодательстве начинаются практически сразу же после вступления в силу закона. В этом смысле и ТК ТС, и закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» – не исключения.

ТК ТС принимался в сжатые сроки. У ФТС России практически не было времени на доработку, несмотря на глубокие и принципиальные разногласия между странами-членами ТС по ряду вопросов. Так сложилось, что за то время, когда мы были независимыми государствами, по ряду вопросов  законодательной работы и правоприменительной практики страны разошлись и у них сложились разные традиции, в том числе и в области таможенного администрирования. Поэтому так быстро синхронизировать наши подходы было невозможно. Те вопросы, которые удалось решить быстро, вошли в ТК ТС, а те, которые на тот момент решить не удалось, реализованы в ТК в виде отсылочных норм на международные договоры, решения КТС и на национальные законодательства. Ясно, что это компромиссный вариант, нерешенные вопросы остались и их необходимо решать.

Помимо технических ошибок, допущенных в связи с ограниченным сроком подготовки документов, ФТС России считает необходимым внести изменения, направленные на большую унификацию деятельности в рамках ТС, для чего необходимо исключить как ссылки на иные акты ТС, так и на национальное законодательство. Максимальное количество норм в законе должно стать нормами прямого действия. Поэтому Федеральная таможенная служба инициирует в Комиссии таможенного союза (КТС) обсуждение вопроса о начале работы по корректировке ТК ТС.

Процесс не будет быстрым, и в этом году, наверное, ФТС России не удастся внести изменения в ТК ТС. Тем не менее, нами подготовлен пакет изменений (95 поправок), который уже  направлен в таможенные службы Белоруссии и Казахстана, в Минэкономразвития России. Коллеги по ТС нас поддержали и готовы начать работу. Подготовленные ФТС России предложения широко обсуждаются бизнес-сообществом. Ждем, чтобы КТС приняла решение о создании рабочей группы и начале работы. Планируем, что в мае 2011 года эта работа будет запущена.

Что касается закона «О таможенном регулировании в РФ», то предложения по внесению в него изменений, также появились почти сразу же после его вступления в силу. Скорее всего, в этом году часть изменений будет обсуждаться на уровне депутатских законопроектов в Госдуме, поскольку есть ряд предложений, вытекающих из поручений Президента РФ, и их необходимо реализовывать. Однако я бы не сказал, что это будет масштабным пересмотром закона, если сравнивать с ТК ТС, где предлагается пересмотр ряда норм, чтобы сделать их нормами прямого действия. В этом случае, скорее всего, закон будет дополнен какими-то новыми нормами в связи с президентскими и правительственными поручениями, а также корректировкой определенных норм в связи с изменившейся ситуацией. Глобального пересмотра подходов к закону не будет. 

- Как складывается работа с КТС: можно ли ожидать создания Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза в этом году?

- Федеральная таможенная служба, как правило, активно участвует во всех вопросах, касающихся таможенной тематики на площадке КТС, находя понимание у коллег из Белоруссии и Казахстана. По каким-то сложным вопросам мы стараемся выходить на заседание КТС с уже сформированным единым мнением таможенных служб.

Что касается Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов ТС, то, к сожалению, реализация этого решения идет медленно, пока на уровне регламентного процесса, связанного с межведомственным согласованием. В принципе, в России и Белоруссии уже завершены все процедуры, необходимые для ее создания, а в Казахстане есть определенные проблемы, связанные с возражениями других ведомств. Поэтому приходится вести разъяснительную работу, что требует дополнительного времени. Очень бы хотелось надеяться, что Объединенная коллегия все-таки начнет работу в этом году. Хотя, должен заметить, что руководители таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана встречаются ежемесячно и обсуждают насущные проблемы. Просто хотелось бы этому процессу придать организованный характер.

-     Пополнится ли Таможенный союз в ближайшее время? Киргизия, судя по сообщениям СМИ, уже в сентябре готова будет вступить в ТС, а Украина не исключает возможности работать с ТС по формуле 3+1.

- Не могу точно ответить на этот вопрос, поскольку вступление новых членов в ТС не относится к компетенции ФТС России. Безусловно, служба участвует в этом процессе вместе с другими министерствами и ведомствами, однако планы и конкретные сроки нам неизвестны.

Действительно, в Киргизии создана рабочая группа по присоединению к Таможенному союзу, которая должна определить условия ее вхождения. Основными экспертами в этом вопросе являются Минэкономразвития России и МИД России. Конечно, проблемы есть. Например, Киргизия является членом ВТО и это надо учитывать. Условия вступления Киргизии в ВТО отличаются от тех условий, на которых собирается вступать Россия. 

Что касается Украины, то с 2010 года наше таможенное сотрудничество активизировалось. Установился хороший диалог с украинскими коллегами. Практически по всем вопросам находится общее понимание. Однако решение вопроса о присоединении к Таможенному союзу – это вопрос политический, на уровне таможенных служб или даже министерств он не решается. Если будет политическое решение, то это может состояться и в этом году. Что касается проблем, то Украина, как и Киргизия, является  членом ВТО. Она вступала в эту организацию на определенных условиях, с определенными обязательствами перед Европой.  В Украине, например, действуют договоренности об особых условиях торговли с рядом стран, с которыми у России таких договоренностей нет.

Безусловно, определенные проблемы, связанные  со вступлением новых членов в ТС, возникнут. Но если будет политическая воля, то варианты решения этих проблем, безусловно, будут найдены.

- Как складываются отношения в «тройке»?

- Взаимодействие постоянное, идут контакты на всех уровнях. Помимо ежемесячных встреч руководителей таможенных ведомств, проводятся постоянные встречи заместителей руководителей, начальников управлений и экспертов по разным направлениям. Если необходимы выезды на места, то это происходит незамедлительно для того, чтобы  решать проблемы, возникающие в нашей общей  работе. 

 

Интервью начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина журналу «Таможня» № 11, 2011 «Если заглянуть в завтра»

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Таможня идет эволюционным путем
  • Пути таможенников и бизнеса на "дорожной карте" пересеклись
  • С 1 июля снимается таможенный контроль на внутренних границах ТС
  • Интервью начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина Российскому информационному агентству "Новости" от 26 января 2011 года
  • Сергей Глазьев: эффект от Таможенного союза составит 400 млрд долларов

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.