Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 30 декабря 2010 г. по 20 января 2011 г проведены публичные консультации по проекту приказа ФТС России «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра таможенных представителей». Проект приказа направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства ОПОРА России, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, а также размещен на официальном сайте Минэкономразвития России.
При этом респондентам было предложено направить свою позицию по вышеуказанному проекту, в части выявления в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В рамках публичных консультаций поступило 13 обращений от субъектов предпринимательской и иной деятельности или организаций, представляющих интересы указанных субъектов. Перечень, организаций, направивших обращения, прилагается.
В большинстве обращений отмечается, что данное регулирование в предложенной редакции может осложнить для субъектов предпринимательской и иной деятельности процедуру включения в реестр таможенных представителей. Среди доводов в подтверждении вышеуказанной позиции, респонденты указывают следующие:
Несмотря на то, что положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и Федеральным законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон) устанавливается исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых для представления в таможенный орган, проект Административного регламента его расширяет и делает отступление от Закона в части определения оснований для отказа во включении в реестр таможенных представителей. Регламент предлагает в качестве основания рассматривать «непредставление документов, подтверждающих заявленные сведения». Тем самым непредставление любого документа, не включенного в перечень, может послужить основанием для отказа.
Некоторые респонденты указывают на расхождение между положениями Закона и проекта Административного регламента относительно сроков регистрации предварительного решения о соблюдении иных условий включения в реестр и сроков направления уведомления о подтверждении соблюдения иных условий включения в реестр. Поэтому у лица, претендующего на включение в реестр, сокращается срок, отведенный ему законом для получения обеспечения уплаты таможенных платежей и представления документов об обеспечении в ФТС России.
В соответствии с Законом устанавливается, что решение о включении юридического лица в соответствующий реестр должно быть принято не позднее 10 дней после дня представления заявителем таможенному органу документов, подтверждающих предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако проект Административного регламента определяет, что в 10-дневный срок после представления заявителем документов, подтверждающих обеспечение уплаты, должен быть подготовлен проект приказа о включении юридического лица в реестр и устанавливает сроки согласования проекта приказа в структурных подразделениях (3 рабочих дня в каждом подразделении, 2 рабочих дня – вторичное согласование в каждом подразделении). Из данной нормы можно сделать вывод о том, что сроки согласования не включены в 10-дневный срок, количество согласующих структурных подразделений не определено и, таким образом, общий срок издания приказа не известен.
Проект Административного регламента в рассматриваемой редакции содержит некорректную формулировку: «при получении заявления о приостановлении (возобновлении) деятельности таможенного представителя уполномоченное должностное лицо Управления незамедлительно подготавливает письмо ФТС России о приостановлении (возобновлении) деятельности таможенного представителя». Данная формулировка не конкретизирует сроков доведения сведений до юридического лица о приостановке или возобновлении его деятельности в качестве таможенного представителя. Словосочетание «незамедлительно подготавливает» содержит возможность для уполномоченных должностных лиц Управления незамедлительно подготовленное письмо длительное время согласовывать, подписывать и регистрировать, что негативно отразится на деятельности таможенного представителя, который не может возобновить деятельность без соответствующего письма.
Некоторыми респондентами сделан акцент на отсутствие в проекте Административного регламента положений о возможности обжалования «решений и действий» должностных лиц ФТС России при осуществлении ими функций ведения реестра. В проекте упомянута исключительно возможность таможенных представителей обжаловать бездействия должностных лиц ФТС России при осуществлении ими функций ведения реестра, однако не упомянута возможность обжаловать действия и решения должностных лиц ФТС России, что представляется существенным пробелом проекта. Таким образом, целесообразно дополнить положения проекта Административного регламента необходимыми условиями.