Российские госорганы не хотят проводить досмотр пассажиров в сообщении с Украиной в движущемся поезде, претендуя на ряд площадей Киевского вокзала.
ОАО «РЖД», работая с федеральными органами исполнительной власти, пограничниками и таможенниками, пытается определить, каким образом будут проводиться пограничные и таможенные процедуры для пассажиров поездов Москва – Киев.
В декабре совместно с пограничниками в тестовом режиме был опробован досмотр пассажиров в движущемся поезде, который отправился из Москвы. Результат можно оценить положительно – об этом ОАО «РЖД» сделало доклад 20 декабря на совещании в Минтрансе, где присутствовали все причастные федеральные органы исполнительной власти. Но, тем не менее, у представителей госвласти другое мнение на этот счёт.
– К сожалению, вновь преобладает мнение контролирующих органов о том, что необходимо переходить к системе терминального досмотра таможенными и пограничными службами перед отправлением, непосредственно в здании Киевского вокзала, – сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов на одном из последних оперативных совещаний в компании.
По его мнению, применение этой технологии принесёт неудобства пассажирам, поскольку приведёт к изъятию полезных площадей Киевского вокзала из оборота. Ведь если взять опыт организации подобной работы на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге, где с декабря проходят пограничные и таможенные процедуры пассажиры поезда «Аллегро», отправляющегося в Хельсинки, то зона контроля заняла почти тысячу квадратных метров. А общая площадь залов ожидания на Киевском вокзале – всего три тысячи квадратных метров.
– Это не только омертвление площадей и невозможность дальнейшего расширения данной технологии на все поезда в сообщении с Украиной. Потому что приём поездов на Киевский вокзал в терминальной системе будет подразумевать перекрытие прохода пассажиров как на отправляющиеся поезда, так и на прибывающие – и это изымет все пути под дебаркадером Киевского вокзала из приёма других поездов, – пояснил Михаил Акулов.
Есть и ещё одна, более существенная проблема, которая возникает в связи с возможной передачей в федеральную собственность имущества пунктов пропуска на всех видах транспорта.
Пока в федеральной собственности находятся менее 50% всех транспортных пунктов пропуска всеми видами сообщений, и был поставлен вопрос о том, чтобы ускорить передачу. Это означает, что будет проведена инвентаризация объектов вокзальных комплексов, сделаны границы площадей, которые займут контрольные таможенные органы и встанет вопрос об их изъятии из собственности компании.
«Поэтому на совещании в Минтрансе высказали свою позицию о том, что считаем предпочтительной технологию досмотра в движущемся поезде, так как она может распространяться на любое количество поездов, которые будут вводиться в этот режим, и не потребует тех значительных затрат и изъятия площадей.
Сегодня в органах государственной власти идёт процесс рассмотрения всех предложений, ОАО «РЖД» ждёт приглашения к разговору», – резюмировал Михаил Акулов.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин потребовал от подразделений компании немедленно отреагировать на ситуацию.
«Вместе с департаментом имущества и Дирекцией железнодорожных вокзалов надо провести системную работу по недопущению использования технологии, которая нанесёт ущерб обслуживанию пассажиров, – подчеркнул президент компании. – А с точки зрения досмотра в движущемся поезде надо предусмотреть по технологии помещение, где таможенная и пограничная бригады смогут подготовиться к поездке и будут хранить минимальное количество необходимого им оборудования, чтобы была определена точка, в которой они выходят из поезда после осмотра в поездке и их транспортировка обратно в том же поезде, который идёт обратно».
Михаил Акулов предложил использовать для досмотра в движущемся поезде схему, которая была апробирована в декабре. Пограничники и таможенники проводили проверку, пока поезд шёл от Москвы 122 км до Малоярославца (около 1 ч. 20 мин. в пути). Для этого эксперимента были задействованы сотрудники таможенного поста аэропорта Внуково.
Сегодня есть возможность постоянной подсадки сотрудников контролирующих органов по станции Лесной Городок, которая находится рядом с аэропортом, в 28 км от Москвы. ОАО «РЖД» предложило сконцентрировать силы персонала в пункте Внуково и досматривать на этом участке, однако, по словам Михаила Акулова, такой вариант не устраивает госорганы, поскольку им нужно везде иметь свои помещения. Владимир Якунин пообещал лично встретиться с руководителями, ответственными за решение этого проблемного вопроса.
Как сообщила «Гудку» заместитель руководителя пресс-службы Федеральной таможенной службы Светлана Ледовских, в ближайшее время в Росгранице состоится совещание, посвящённое выбору метода досмотра поезда Москва – Киев. ФТС к этому совещанию подготовила два варианта проведения досмотра и связанных с ними условий для таможенников.
Первый вариант – это досмотр на терминале Киевского вокзала, а второй с посадкой бригады на самом вокзале и проезда до Малоярославца. Вариант посадки таможенников на станции Лесной Городок не рассматривается, поскольку, по мнению таможенников, это всё-таки далеко от аэропорта Внуково. Есть ещё вариант проведения досмотра не на Киевском вокзале, а в Малоярославце вместо Брянска, но насколько это будет удобнее для железнодорожников, в ФТС не знают.
Таможенники прямо говорят, что терминал на Киевском вокзале для них удобнее, поскольку это локальная станция, там они должны быть обеспечены всеми необходимыми помещениями и условиями.
Можно заметить, что технология досмотра без терминала отличается от той, которая сейчас проходит на маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки. Там всё-таки предусмотрены терминалы и на Финляндском вокзале, и в Хельсинки.
Как говорит руководитель пресс-службы Росграницы Евгений Харламов, задача их ведомства – подготовить условия для досмотровых служб в зависимости от того варианта, который будет выбран на совещании, а сама служба в этом вопросе будет придерживаться нейтральной позиции. - сообщает http://www.gudok.ru