В Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС под запретами и ограничениями понимается широкий спектр мер, применяемых государством для охраны жизни или здоровья граждан, животных и растений, окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, выполнения международных обязательств как России, так и Белоруссии и Казахстана.
К таким мерам отнесены:
- меры нетарифного регулирования;
- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами;
- меры, вводимые исходя из национальных интересов;
- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;
- меры технического регулирования;
- санитарно-эпидемиологические требования;
- ветеринарные, карантинные и фитосанитарные требования;
Блок единых мер нетарифного регулирования был сформирован ещё в 2009 году и начал применяться с 1 января 2010 года.
Основным механизмом реализации указанных мер является лицензирование экспортно-импортных операций с товарами, номенклатура которых в условиях формирования Таможенного союза значительно расширилась.
Так, с 1 января 2010 года количество категорий лицензируемых товаров увеличилось почти в полтора раза, в частности, за счёт пополнения их числа гражданским и служебным оружием, алкоголем, радиоэлектронными средствами и высокочастотными устройствами, культурными ценностями, биологическими объектами и др.
И здесь мы получили негативный опыт, когда несогласованность действий, а в отдельных случаях неготовность серьезно отразилась на внешнеэкономической деятельности в начале года.
Практически был приостановлен импорт вина, возникали проблемы при таможенном оформлении радиоустройств, гражданского и служебного оружия, компьютерной техники, мобильных телефонов.
В феврале ситуация стабилизировалась. С января месяца таможенные органы поставили на контроль почти 27 тыс. лицензий на ввоз на сумму 11 млрд. долл. США, на вывоз – 2 100 лицензий на сумму 21 млрд. долл. США.
Сегодня можно констатировать, что российская таможенная служба обеспечивает единые меры нетарифного регулирования Таможенного союза в торговле с третьими странами.
Хотя и остается ряд отдельных вопросов, связанных с порядком применения лицензирования.
Например:
- ввоз шифровальных средств физическими лицами для личного пользования;
- ввоз шин, бывших в употреблении.
ФТС России неоднократно направляла предложения в Минпромторг России с инициативой по урегулированию тех или иных вопросов – количество таких предложений превысило 2 десятка.
Ряд вопросов разрешен – внесено около 10 поправок в Единый перечень товаров и положения о порядке перемещения лицензируемых товаров.
По остающимся вопросам запланирована работа в рамках КТС (подготовлено более 20 поправок). Кроме того, совместно с Минпромторгом России подготовлены предложения по упрощению применения единых мер нетарифного регулирования при помещении товаров под определенные таможенные процедуры. Например, планируется освободить от излишнего административного бремени большую часть ограниченных к перемещению товаров при их помещении под процедуру таможенного склада и реэкспорта, транзита.
Ещё одной группой лицензируемых товаров являются товары, в отношении которых установлены меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 52 предусмотрено, что до введения в действие документов, регламентирующих порядок оборота товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения, как внутри единой таможенной территории, так и в торговле с третьими странами в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство сторон.
В настоящее время ведется работа по разработке следующих документов:
1. Соглашение о едином порядке экспортного контроля.
2. Единые для Таможенного союза списки товаров, подлежащих экспортному контролю.
3. Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами-членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза.
4. Единый список продукции военного назначения.
Введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза кардинально не изменило основных подходов к выполнению задачи таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений.
Кроме того, до сих пор государствами-членами Таможенного союза ведётся работа по унификации механизмов контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров. Так, одобренное Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 321 Положение о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров до сих пор Комиссией Таможенного союза не утверждено и дорабатывается её Секретариатом.
Что касается контроля за ввозом товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарному контролю Решениями 299, 317 и 318 КТС установлено, что контроль осуществляется в пунктах пропуска на таможенной границе Таможенного союза должностными лицами уполномоченных органов (в Российской Федерации – Россельхознадзор, Роспотребнадзор) самостоятельно.
Подтверждением осуществления санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля является наличие на транспортных документах штампа «Выпуск разрешен» либо иных штампов, установленных в соответствии с указанными Решениями КТС, с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи должностного лица, осуществившего санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль.
До 1 января 2012 года на продукцию, включенную в Единый перечень продукции и национальные перечни, представляются сертификаты соответствия и декларации о соответствии по единым формам либо сертификаты соответствия и декларации о соответствии согласно законодательству Российской Федерации.
С 1 июля 2010 года при осуществлении таможенного контроля продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции и национальные перечни, таможенные органы Российской Федерации при совершении таможенных операций руководствуются Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенную территорию Таможенного союза.
Ещё одной задачей таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции.
Нормы таможенного законодательства Таможенного союза, направленные на противодействие нарушениям в области интеллектуальной собственности, закреплены в главе 46 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Фактически кодексом сохранены действующие полномочия таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности – приостановление выпуска предположительно контрафактных товаров до 20 рабочих дней, если они содержат товарные знаки, включенные в российский таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности или единый реестр Таможенного союза.
В развитие положений статьи 330 Таможенного кодекса Таможенного союза ФТС России разработано и согласовано Межправительственное соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза, которое было подписано 21 мая 2010 года. В Российской Федерации указанное соглашение ратифицировано Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. № 303-ФЗ.
Также ФТС России разработан Регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который после согласования с таможенными службами Белоруссии и Казахстана и проведения внутригосударственных процедур утвержден Решением Комиссии Таможенного союза 18 июня 2010 г. № 290.
В ФТС России, как уполномоченном Комиссией Таможенного союза органе на ведение единого таможенного реестра, в настоящее время ведется работа по формированию соответствующего подразделения.
Учитывая, что на общих границах фактически отменены таможенное оформление и таможенный контроль произведенных и выпущенных для внутреннего потребления товаров, вероятность поставок контрафактных товаров на российский рынок возрастает.
Бороться с этим явлением в сложившейся ситуации можно путем обращения в МВД, прокуратуру или в суды.
Кроме того, в настоящее время ведется работа по подготовке порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, предусматривающего возможность проверки таможенными органами соблюдения прав интеллектуальной собственности в отношении иностранных товаров, находящихся в обороте.
Регистрация товарных знаков в едином таможенном реестре на наш взгляд может служить эффективным инструментом защиты прав интеллектуальной собственности, а до того как этот механизм де факто заработает – регистрация в национальных реестрах России, Беларуси и Казахстана.
Подводя итог, можно отметить, что предстоит проделать ещё большую работу, направленную на формирование договорной базы Таможенного союза, регламентирующей особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза ограниченных к перемещению товаров, и правоотношения, возникающие в связи с этим, а также вопросы защиты прав интеллектуальной собственности.
Доклад статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России К.Л. Чайки на конференции «День Бренда», проводившейся 25 ноября 2010 года в отеле "Ритц Карлтон", Москва, на тему «Создание нормативно-правовой базы Таможенного союза по обеспечению таможенными органами запретов и ограничений, а также защита прав на объекты интеллектуальной собственности»