Отечественные таможенники оказались в непривычной для себя ситуации – конкуренции с коллегами из Казахстана и Белоруссии. «Ф.» подводит первые итоги работы Таможенного союза.
Белстат рапортует: за первую половину 2010 года граждане импортировали в Белоруссию 113,8 тыс. иномарок – на 60% больше, чем за тот же период 2009-го. Немало даже с учетом эффекта низкой базы. Отличная динамика связана с началом работы Таможенного союза: в России на подержанные иномарки установлены драконовские пошлины, а в Белоруссии, где своего автопрома с гулькин нос, – почти отсутствуют. Сэкономить не удалось «благодаря» отечественным чиновникам, которые отдельно обговорили необходимость доплаты разницы в таком случае. Правда, лазейка все равно нашлась. Новые автомобили, растаможенные в Белоруссии юрлицом (например, официальным дилером), можно ввозить в Россию вообще без ограничений. И тут уже различия не в таможенной, а налоговой нагрузке: в России 18-процентный НДС начисляется на полную розничную стоимость автомобиля, а в Белоруссии в бюджет платится 20%, но уже с разницы между закупочной и отпускной ценой. Экономия для марок среднего ценового уровня составляет тысячи долларов, и чем дороже авто, тем больше выигрыш. Как ни старались чиновники, дыры в законодательстве все равно остались, причем такие, что на раз-два не закроешь.
О хорошем. По данным Счетной палаты, из-за необходимости снизить таможенные ставки на некоторые импортируемые товары, чтобы выравнять их с Единым таможенным тарифом, федеральный бюджет только за I квартал недополучил $158 млн дохода. Какими будут потери для бюджета (и для защищаемых отраслей) от всех лазеек? Остается только гадать. Привлекает потенциальный выигрыш. Минэкономразвития говорит о появлении единого рынка объемом в $600 млрд с населением в 167 млн человек и суммарном эффекте в 15–18% дополнительного роста общего ВВП в ближайшие 10 лет. Будет ли способствовать межстрановая интеграция возрастанию экономической активности – вопрос ближайшего будущего. Но многие участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и обслуживающие процесс компании уже склоняются в целом к оптимистическому взгляду на появление союза.
Прежде всего, заметно снизились финансовые затраты импортеров при перемещении грузов через таможню. Председатель совета директоров «Смарт Лоджистик Групп» Владимир Елин указывает: исчезли барьеры и, как следствие, дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри союза. «Экономически выгодным для импортеров является утверждение единых форм разрешительных документов – сертификатов соответствия, свидетельств о регистрации, деклараций о соответствии, – говорит старший специалист по методологии таможенных операций «Национального таможенного брокера» Валентина Ионичева. – Также теперь в таможенную стоимость включаются транспортные расходы не до границы России, а до границы союза. Это тоже сокращает расходы». Удешевление существенное, отмечают в одном из импортеров европейской алкогольной продукции. «При провозе товара, например, из Польши в Казахстан через Белоруссию и Россию, мы могли терять только на оплате услуг брокера 10–15% от контрактной стоимости партии», – подсчитали в компании.
Как улучшение оценивают участники ВЭД и другие изменения в правилах. Они ускоряют и в целом облегчают экспортно-импортные операции. Например, сокращен период оформления таможней с трех до двух дней одного из основных документов, оформляемых при перемещении товаров через таможенную границу, – грузовой таможенной декларации. А срок уплаты таможенных пошлин, налогов, напротив, увеличен с 15 дней до 4 месяцев, что предоставляет дополнительную отсрочку для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта.
Декларант получил право на ошибку: если раньше даже за описку в декларации таможенники карали заведением дела о нарушении таможенных правил, то теперь вносить изменения в декларацию можно после выпуска товаров в свободное обращение. Стало действовать и одно из самых актуальных решений правительства в условиях, когда износ станков и оборудования зашкаливает все нормы, – обнулены таможенные пошлины на инновационное или важное оборудование, не производимое внутри ТС, а нормативное время на его оформление сокращено до 4 часов.
Наконец, новации коснулись и обслуживающих операции брокеров (теперь – «таможенный представитель») и перевозчиков, удовлетворенно отмечает Владимир Елин: если ранее сумма обеспечения деятельности брокеров составляла 50 млн рублей, то сейчас достаточно 1 млн евро (или 43 млн рублей в текущих ценах), а для перевозчиков не 20 млн рублей, а 200 тыс. евро (или 8,7 млн рублей).
Получилось «как всегда». Естественно, без накладок не обошлось. Все-таки на создание проекта союза его участники отвели себе всего 2 года, тогда как странам, входящим в Евросоюз, на объединение в единое таможенное пространство потребовалось 20 лет. «В переходный период логично, что предприниматели столкнулись с трудностями, – объясняет Валентина Ионичева. – Основная проблема для участников ВЭД заключается в том, что кодекс Таможенного союза и соглашения комиссии содержат большое количество отсылочных норм к национальным законодательствам. А они зачастую противоречат друг другу».
Законопроект «О таможенном регулировании в РФ» только недавно прошел второе чтение в Госдуме и, по прогнозу Минэкономразвития, вступит в силу не позднее января 2011 года. Тогда и станет ясно, в каком порядке в России будут исполняться положения союзного кодекса. В течение как минимум полугода (даже после принятия документа таможенникам потребуется время, чтобы привыкнуть) отечественные импортеры, транспортники, логисты и прочие сотрудники вынуждены работать в условиях неопределенности. За переходный период, вероятно, некоторые компании понесут убытки, хотя прогнозов на этот счет нет.
А недоразумений немало. Например, невнятно описан регулирующий документ для процедуры перемещения грузов между складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами, что вызывает у чиновников разные трактовки. Увеличились транспортные очереди на границе из-за требования предоставить пакет документов, подтверждающих страну происхождения товара, – их проверка занимает немало времени. А из-за того, что единая система контроля над передвижением грузов Таможенного союза до сих пор находится на стадии разработки и существует много неясностей с подачей предварительной таможенной декларации, таможенники зачастую отказывают в ее регистрации, если товары уже пересекли таможенную границу ТС. Россия не одна такая: национальный закон о таможенном регулировании уже работает только в Казахстане.
«Из-за неясностей в применении нормативно-правовой базы каждая таможня по-своему трактует правила и применяет оригинальные подходы к оформлению грузов, – отмечает руководитель проекта таможенного обеспечения грузовой авиакомпании «Волга – Днепр» Андрей Болдырев. – Возникла неразбериха, и получилось “как всегда”». Впрочем, у крупнейшего российского грузового авиаперевозчика проблемы останутся и после принятия национального таможенного законодательства. «Союзный кодекс не предусматривает режима международного таможенного транзита при перемещении воздушных судов, – поясняет Андрей Болдырев. – Значит, порядок оформления транспортных средств и хранения грузов в аэропортах для нас такой же, как для всех. Например, ТК определены 3 часа с момента прибытия транспортного средства для помещения груза на временное хранение либо под таможенную процедуру. Попробуйте разгрузить за это время Boeing, берущий до 90 тонн».
Приятный бонус. Хотели того участники союза или нет, но дополнительным преимуществом от введения нового кодекса станет некоторое ограничение таможенного произвола на российских таможнях. «В новом ТК имеется исчерпывающий перечень документов, необходимых при оформлении грузовой таможенной декларации, – отмечает Владимир Елин. – Это удар по коррупционерам и бюрократам-волокитчикам, для которых прописали четкие правила игры». Теперь их гораздо легче контролировать. Тем более, ситуация упростится, когда в пределах ТС заработает система электронного подтверждения ввоза-вывоза продукции.
Таможенникам придется поменять собственные представления о роли ведомства. Всегда чуть ли не главной его целью считалась наполняемость бюджета. Отсюда и извечная «презумпция виновности» участников ВЭД в глазах таможенников: если, например, в США таможенному досмотру подвергаются всего 1–2% импортируемых товаров, в Германии до 3%, то в России – 44%, хотя и в определенных группах риска. Но отныне российская таможня оказалась в условиях существенной конкуренции со своими коллегами по союзу. Придется быть добрее к своим «клиентам», вести себя вежливее и оформлять грузы сноровистее. «Ведь если на границах России будут задержки в таможенном оформлении или проблемы с избыточным объемом испрашиваемых документов, недружественное таможенное обслуживание, то импортер просто уйдет на те же услуги в Белоруссию, где сервис повыше, или в Казахстан, где НДС поменьше», – рассуждает Владимир Елин. Никаких проблем с выбором таможен не будет: все грузы, прибывающие по импорту в одну из трех стран, после растаможки могут свободно обращаться на всей территории союза.
Источник Финанс