Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Вступительные пошлины
29 октября 2010 | Новости таможни
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет более 60% населения всего постсоветского пространства и дает большие возможности для расширения рынков сбыта. На территории Таможенного союза производится более 85% валового внутреннего продукта всего постсоветского пространства. Общий объем ВВП трех стран превышает $2 трлн и должен вырасти к 2015 году на 15-18%. Участники рынка настороженно отнеслись к появлению Таможенного союза, но сейчас многие отмечают, что его появление упростило таможенное оформление грузов.
Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза рынок встретил настороженно. Во-первых, никто до конца не верил, что это случится. Во-вторых, ни таможенные органы стран Таможенного союза, ни бизнес не были готовы к нему технически. В-третьих, времени для разработки нормативно-правовой базы было недостаточно. Если в ЕС эта база разрабатывалась около 20 лет, то у нас этот процесс занял всего год. "Но несмотря на опасения, которые по большей части были преувеличены, мы не наблюдали снижения объемов импортных поставок наших клиентов в Россию даже в переходный период в середине лета текущего года,— вспоминает Игорь Алюшин, руководитель отдела по таможенному оформлению компании Gefco.— Мы почувствовали усиление контроля на границах Таможенного союза, однако это не вызвало ощутимых проблем для импортных поставок. Кроме того, благодаря новым нормам некоторые наши клиенты планируют осуществлять поставки в Беларусь и Казахстан с осуществлением таможенной очистки в России, что приведет к возрастанию объема оказываемых нами таможенных и логистических услуг".
Импортеры и таможенные брокеры отмечают практическое положительное влияние формирования общей таможенной территории. Например, Gefco помимо поставок автомобилей осуществляет регулярные поставки комплектующих на автомобильные заводы в России. Если ранее при железнодорожных поставках из Европы компания вынуждена была оформлять транзитную декларацию на польско-белорусской границе, то теперь Таможенный кодекс Таможенного союза предоставляет возможность в качестве транзитной декларации использовать товаросопроводительные документы, что уменьшит время прохождения грузов через границу Таможенного союза.
"Если говорить о практике применения нового Таможенного кодекса, то у нас уже есть положительные примеры доставки из России в Казахстан и обратно,— рассказывает Сергей Круглов, президент компании DPD в России и СНГ.— Одна из первых отправок была из России в Казахстан и касалась дорогостоящего груза, в отношении которого до 1 июля потребовалось бы таможенное оформление в полном объеме. Однако все было осуществлено таким образом, как будто груз следовал по России, к примеру из Москвы в Красноярск. Также стоит отметить изменения, коснувшиеся доставки грузов весом до 1 тыс. кг, перевозка которых ранее была слишком дорогостояща, что вынуждало отправителей пользоваться авиадоставкой. Теперь же в условиях новых таможенных правил стало возможным значительно снизить тарифы на автомобильную доставку. Для сравнения: стоимость автодоставки груза весом 200 кг из Москвы в Алматы составляет на сегодняшний день 7,2 тыс. руб., а стоимость авиадоставки — 22 тыс. руб.".
Сейчас таможенные процедуры в России строятся на основе моделей таможенных процедур и терминологии, предлагаемых Всемирной таможенной организацией. "То, что кодекс, призванный обобщить законодательства трех стран, принимался впопыхах, сказалось на его содержании,— рассказывает Игорь Алюшин.— Документ содержит множество ссылок на национальные законодательства. А существование одновременно двух кодексов и отсутствие толкования многих отсылочных норм в российском законодательстве усложняют правоприменительную практику на местах в процессе таможенного оформления".
Существовали так называемые риски переходного периода, когда денежные средства могли зависнуть на счетах федерального казначейства в связи с переходом на новую платежную систему, а также был риск увеличения сроков оформления грузов по причине обновления информационных систем таможенных органов. Но на практике это не оказало значительного влияния на участников ВЭД.
Основные риски как до вступления в силу нового законодательства, так и после представляют собой вопросы определения таможенной стоимости, классификации товаров, применения мер нетарифного регулирования. Причем данные риски сохранились и в настоящее время. По-прежнему приоритетной остается нацеленность российской таможенной системы на обеспечение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. Хотя фискальная функция является не единственной и таможенные органы на местах, к сожалению, забывают о других функциях, связанных с защитой государством прав участников внешнеэкономической деятельности, содействием внешней торговле и др.
Доказывание стоимости в случае несогласия таможни с заявленными сведениями представляет собой сложный бюрократический процесс, требующий значительных усилий со стороны участников ВЭД и таможенного брокера. "В своей каждодневной работе мы сталкиваемся с однобоким подходом таможенных органов к вопросам определения таможенной стоимости,— рассказывает Игорь Алюшин.— Однако хочется отметить, что наша компания не сталкивалась со случаями, когда таможенная стоимость не была принята таможней при проявлении настойчивого подхода с нашей стороны и содействии со стороны наших клиентов".
Сегодня участники рынка не усматривают какого-либо серьезного отрицательного влияния объединения таможенных территорий союзных государств на стратегические товаропотоки в Россию, как опасались участники ВЭД и преподносили в СМИ. Наоборот, объединение наших стран принесет в конечном счете экономический эффект для бизнеса за счет устранения излишних барьеров во взаимной торговле, унификации таможенных правил. Ожидается, что иностранные производители, имеющие филиалы в России, будут увеличивать объемы импорта через эти филиалы для последующей отправки на белорусский и казахский рынки.
"За прошедшие четыре месяца таможенные органы стали лучше понимать и применять на практике нормы нового законодательства. Хотя многие новые нормы было трудно воплотить непосредственно с 1 июля 2010 года,— объясняет Игорь Алюшин.— Например, новый порядок уплаты ввозных таможенных пошлин начал действовать только с сентября, общая форма ГТД будет введена только с января 2011 года, будет разработан особый порядок доставки товаров Таможенного союза на территорию Калининградской области, регламенты о включении в реестр таможенных представителей и других".
Как известно, для того, чтобы российский груз попал в Калининградскую область, нужно пересечь территорию транзитных прибалтийских государств. Раньше существовала специальная система "Калининград Транзит", позволявшая пройти все транзитные формальности по упрощенной системе, то есть без дополнительных обеспечений, транзитных деклараций или книжки МДП. Получилось так, что приняли новое таможенное законодательство, старые упрощенные процедуры для Калининграда отменили, а новых разработано не было даже на переходный период. Когда стало очевидно, что Калининград был неоправданно "забыт", в срочном порядке стали дорабатывать нормативно-правовую базу.
Также важным моментом в регламентации таможенных процедур будет принятие федерального закона "О таможенном регулировании". Участники рынка ожидают, что после шлифовки законодательной базы многие процедуры станут более прозрачными и четкими, что положительно отразится на правоприменительной практике на местах.
Нужно сказать, что впервые в российской таможенной системе появился институт уполномоченного экономического оператора, дающий значительное упрощение таможенных процедур для обладателя такого статуса, что особенно актуально для крупных предприятий-импортеров. Именно с помощью этого института таможенным органам в Европе удалось добиться тех результатов, которые есть сегодня: большинство грузов попадает на таможенную территорию с минимальным уровнем контроля или вообще направляется непосредственно на склады предприятий, минуя таможенные терминалы, а основной таможенный контроль осуществляется уже впоследствии и не влияет на логистику товаропотоков.
Что касается оформления грузов в России, таможенные риски можно снизить уже сейчас. "Залогом беспрепятственного прохождения грузов через границу ТС и успешного таможенного оформления является профессиональная предварительная проработка. Причем речь не идет исключительно о технических операциях по таможенному оформлению, а о комплексном подходе к импорту и логистике, включая построение баз данных отправителя о товарах, выработку оптимального документооборота, внедрение автоматической обработки данных, соблюдение предварительного согласования поставок с таможенными специалистами, применение технологий электронного декларирования и др.,— считает Игорь Алюшин.— Таможенные риски можно значительно снизить, если доверить организацию поставок профессиональным таможенным брокерам и логистическим провайдерам".
Таможенный кодекс Таможенного союза увеличивает по сравнению с ранее действовавшим законодательством срок, в течение которого таможенные органы могут осуществлять проверку таможенных операций. Теперь вместо одного года этот срок составит три года с момента выпуска товара. В этой связи особенно важно, чтобы таможенные операции были проведены профессионалами, чтобы исключить возможные сложности при проверках после таможенного оформления.
 
Источник "КоммерсантЪ".
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Экспертный совет по таможенному регулированию ГД РФ проанализирует практику применения Союзного законодательства
  • Нормы Таможенного союза не соответствуют требованиям ВТО
  • Признаки фирм-одно-дневок есть у 70% участников ВЭД
  • Заторы на таможне
  • Двухмесячный экспресс

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.