Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Трюкачи на таможне
18 октября 2010 | Новости таможни
Что в иных странах хорошо, то в Казахстане не работает. С автоматизированной системой контроля доставки товаров (АСКДТ), которую несколько лет внедряли таможенники, тоже приключился казус. Подразумевалось, что эта система позволит исключить человеческий фактор. Все устроено по новейшим цифровым технологиям: на границе на автомашину с товаром цепляют электронную пломбу, снять (считать) которую можно только в конечном пункте назначения. Тут вам и контроль за перемещением и неприкосновенностью груза, и точное время прибытия. Все сопроводительные документы на товар, необходимые таможне, также запечатываются в пластиковый сейф-пакет. В общем, система — не подкопаешься. Придумали ее, кажется, израильтяне, и во всем мире она считается очень надежной. Но погодите, расскажем все по порядку.

Пилой по цифровым технологиям

На днях постановлением апелляционного суда Астаны завершилось долгое и многоэтапное разбирательство уголовного дела в отношении трех бывших сотрудников таможни: начальника отдела анализа рисков Управления анализа и статистики Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК и двух специалистов отдела контроля предварительных операций и таможенного сопровождения ДТК Астаны.

Дело это интересно тем, что приоткрывает завесу над вероятными размерами китайской контрабанды, наполняющей страну. А еще дает возможность восхититься изобретательностью наших таможенников, которые способны «обуть» любую электронную систему. Ведь что придумали эти трое службистов? Если суть контроля в электронной пломбе, которая накладывается на транспорт с грузом, то требуется всего-навсего отделить ее от автомашины, решили они. Сами догадались или подсказал кто, осталось за рамками уголовного дела, но преступления совершались по следующей схеме.

Фуры, груженные китайскими товарами, въезжали на территорию Казахстана, на границе пломбировались с указанием пункта назначения — ДТК Астаны. По дороге где-нибудь на трассе или в укромном складе грузовики встречали ребята на легковушке и болгаркой спиливали пломбы вместе с дверными «ушками» (по-другому было нельзя). Далее фуры с грузом путешествовали по стране сами по себе, а пломбы и сейф-пакеты доставлялись в Астану, где двое из ныне осужденных сотрудников столичного Департамента таможни регистрировали «электронное» прибытие автотранспорта на СВХ (склад временного хранения) в срок и со всеми сопроводительными документами. На основе этих чисто виртуальных данных без всяких проволочек регистрировалась и краткая таможенная декларация. Вот вам и весь контроль.

Правда, вслед за декларацией должны были следовать таможенные пошлины и платежи, но до этого дело уже не доходило. Товар-то давно ушел, не таможенникам же всякие пошлины платить!

Система против системы Трюк с пломбами — самый «гениальный» (израильтяне до такого не додумались), но не единственный обман, на который шли таможенники. Чтобы фурами гнать контрабанду из Китая в Казахстан, нужна фирма, которая завозила бы груз. И не просто фирма, а хорошо зарекомендовавшая себя как участник внешнеэкономической деятельности (хотя бы пару лет работавшая без нареканий), то есть отнесенная к категории минимального риска. Именно к таким применяется упрощенный порядок таможенного оформления. Понятно, чем это было выгодно: перегонка осуществлялась бы без лишних досмотров и формальностей.

Интерес начальника отдела из Таможенного комитета пал на ТОО «Такиф НС», которое вышло (было перерегистрировано) из небольшого ИП, пользовавшегося упрощенным режимом. Начальнику удалось убедить руководство, что это ТОО как правопреемник ИП может быть включено в категорию минимального риска (сам подделывал подписи владельца фирмы и носил заявление по инстанциям). Старания не пропали даром, и предприятие попало в список «не рисковых». После чего во все департаменты таможенного контроля республики понеслись депеши, предписывающие пропускать грузы ТОО «Такиф НС» по упрощенке — не слишком пристрастно и по-быстрому. Фирмачи и помогайки Вся эта операция была проделана в марте 2007 года, и вскоре деятельность фирмы набрала обороты. ТОО было зарегистрировано в Астане, но собственного офиса не имело. Да и к чему поставщикам точный адрес? Как вы уже поняли, фирма занималась только тем, что ввозила товары из КНР в Казахстан. К концу года не было дня, чтобы границу не пересекали вереницы машин с полуприцепами, доверху набитыми китайским ширпотребом, электроникой, стройматериалами на десятки и сотни тысяч долларов. 

Весь этот груз числился за «Такиф НС», не подлежал досмотру и по документам направлялся в Астану. На деле только малая часть грузовиков добиралась до столицы, остальные «растворялись» на казахстанских просторах. Зато в Департаменте таможенного контроля Астаны кипела работа. Один из его сотрудников, сидя в кабинете на складе временного хранения, усиленно обрабатывал электронные пломбы, подъехавшие вместо машин, другой — регистрировал в журнале таможенные декларации на отсутствующий груз. 

Скандал грянул, когда в разных регионах страны стали задерживать фуры с контрабандным (не прошедшим таможенной очистки) грузом. То в Усть-Каменогорске остановят машину, то в Павлодаре… Выявилась связь с «Такиф НС». С директором (владельцем фирмы) церемониться не стали и быстренько осудили за пособничество экономической контрабанде. В суде директор свою вину признал, но сообщил, что сам-то организацией перевозок не занимался. В Урумчи он якобы познакомился с местным жителем Маханом, который и предложил свое содействие в поставке товаров из КНР. Согласившись, директор выписал Махану 12—15 доверенностей (некоторые — на чистых бланках) с печатью «Такиф НС», после чего этот китайскоподданный взял всю организацию в свои руки: занимался поиском владельцев грузов, оформлением товаросопроводительных документов, нанимал перевозчиков… По указанию Махана водитель директора отвозил в ДТК Астаны электронные пломбы, а брокер фирмы забирала готовые документы. Сам директор от каждой «растаможенной» машины получал от Махана 50 долларов США. 

Ни с объемом контрабанды, ни с размером причиненного государству ущерба, фигурирующими в обвинении, директор спорить не стал. Потому что сам не знал, чего и сколько завозилось. Реально посчитать этот ущерб постфактум трудно. Груз ведь никем не проверялся, а только декларировался. Но даже из того, что известно (указано в декларациях), недоимка государства от деятельности фирмы потянула на многие десятки миллионов тенге. 

Такие объемы контрабанды невозможны без участия главных контролеров — таможенников. И ниточка от этого уголовного дела потянулась к фигурантам второго — в Комитет таможенного контроля и ДТК Астаны. 

Но одно дело — поймать за руку ничего не ведающего предпринимателя, совсем другое — поднаторевшего на махинациях службиста. Поэтому следствие по факту пособничества в экономической контрабанде, осуществляемой фирмой «Такиф НС», сотрудников таможенных органов то велось, то приостанавливалось, то возобновлялось снова. В итоге в июне этого года трое вышеперечисленных должностных лиц таможни предстали перед судом. 

Не сознался — не вор Вина начальника отдела Таможенного комитета и специалистов столичного департамента была подтверждена полностью. Экспертиза установила, что начальник сам подделал подпись на заявлении о включении ТОО «Такиф НС» в реестр предприятий минимального риска. Свидетели рассказали, как приносили срезанные электронные пломбы на склад… Но надо совершенно не знать наших служак, чтобы предположить, что они хоть в чем-нибудь признались.

Так, может быть, мелкие погрешности в работе… 

Вообще, если задать официальный вопрос сотруднику таможенных органов, то вы получите в ответ образцовую цитату из Таможенного кодекса (такая же проблема с налоговиками и прокурорами, с поправкой на кодексы). Это такая фишка законников, призванная убедить рядовых граждан, что на то, мол, они и поставлены, чтобы «согласно статье…». А почему такой-то чиновник не выполняет такую-то статью, добиться совершенно невозможно. Как не выполняет? Должен! «Согласно статье…» Тут всех клинит... 

Примерно такие же ответы звучали и в суде. Таможенники рьяно перечисляли свои обязанности, должностные полномочия, рабочие приказы, «в соответствии с которыми…». А почему выходило не по приказам, объяснить не могли. Тут еще и адвокаты «роют землю», призывая суд самые неоспоримые доказательства признать недопустимыми и забрасывая апелляционные инстанции жалобами. 

В итоге если Сарыаркинский суд № 2 приговорил трех бывших сотрудников таможни за участие в экономической контрабанде и злоупотребление должностными полномочиями на сроки от двух до трех лет колонии общего режима, то апелляционный городской суд двоим подсудимым (в том числе бывшему начальнику отдела) и вовсе заменил наказание на условное.

P.S. По завершении этого дела осталось неясным, а что имели себе осужденные таможенники с тех десятков контрабандных миллионов, не уплаченных в казну? Или трудились бескорыстно? А может, еще на кого (или не только одни так) работали? Тогда таких фирм, как «Такиф НС», в стране может крутиться много. Пока шло следствие (почти два года), эти сотрудники уволились из таможенных органов. И несмотря на инкриминируемую коррупционную статью (307-я — злоупотребление должностными полномочиями), двое из них вполне удачно устроились на службе. В прошлом начальник отдела КТК теперь помогает развивать предпринимательство (есть такой департамент в Министерстве экономики и торговли), а бывший старший специалист столичного ДТК трудится в Управлении по обслуживанию дипломатического корпуса Астаны, где характеризуется положительно (такая характеристика была предоставлена в суд).

 

Источник http://info-tses.kz

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Афера с инвойсами
  • Таможенная зачистка
  • Требуются сотни бредовых документов
  • Таможня не дает добро
  • Оппозиция Казахстана призвала повысить пошлины на экспортную нефть

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.