100 дней: Что изменилось в Таможенном союзе?
1 июля 2010 года с принятием Таможенного кодекса, официально заработал Таможенный Союз. Прошло три месяца. Корреспонденты Би-би-си в трех бывших республиках СССР, вошедших в этот союз, рассказывают о том, что изменилось за это время.
Россия: "работа в законодательном хаосе"
Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией формально существует с 1 января 2010 года. Тем не менее, Таможенный кодекс, который должен регулировать отношения между странами-участниками, вступил в силу только спустя семь месяцев.
Несмотря на то, что подписаны уже почти все документы, необходимые для нормальной работы нового объединения, а союз существует уже 10 месяцев, оценить его достижения затрудняются и российские чиновники, и представители бизнеса, и эксперты.
Пока неясно
"Оценка неоднозначная", - признался bbcrussian.com на конференции, посвященной первым итогам работы союза, Андрей Точин, глава департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ минэкономразвития.
По его словам, после 1 июля, возможно, стало сложнее проходить казахстанскую и белорусскую границы, но, по мнению чиновника, это неизбежно при формировании подобных союзов.
"Когда все нововведения окончательно утрясутся, должно быть в разы проще, чем было до 1 июля,- признался Точин. - Для того чтобы нормально, эффективно применять нововведения, необходима какая-то определенная привычка, какая-то практика".
По прогнозам представителя министерства, все сложности с прохождением границ должны быть устранены уже до конца 2010 года.
На скорейшее решение трудностей надеются и представители бизнеса, которые уже не раз страдали из-за работы Таможенного союза.
Так, с 1 января, после вступления норм нового объединения, российскую границу не могли пересечь грузы с алкогольной продукцией, ноутбуками, сотовыми телефонами и другим высокотехническим оборудованием.
После вступления в силу Таможенного кодекса ситуация, как ни странно, повторилась, рассказал главный эксперт по импорту компании Nokia Siemens Networks Михаил Морозов.
Потери российского бюджета
По данным Счетной палаты, после введения единого тарифа Таможенного союза, потери бюджета в 1 квартале составили 158 млн долларов.
Единый таможенный тариф на 82% соответсвует уровням ставок в России.
Понижение ставок затронуло более 10% импорта, повышение - около 3% (примерно 350 позиций)
"Вдруг где-то в середине июля мы получаем сообщение, что наши грузовики остановлены на белорусской границе, и у водителя требуют документы об отсутствии шифрования в грузах, что было для нас полной неожиданностью", - признался представитель компании.
Но если аппаратура могла подождать некоторое время, до выяснения всех обстоятельств, то с товарами срочной доставки было куда сложнее, рассказал bbcrussian.com президент Ассоциации экспресс перевозчиков Владимир Саркисов.
Как признался бизнесмен, когда на границе пытались узнать, как все-таки можно провезти товар в Россию, таможенные службы предлагали вернуться к этому вопросу через неделю.
Тем не менее, как объясняют предприниматели, рано или поздно вопросы на границе все же удавалось решать, и немалую роль в этом играла специальная "горячая линия Федеральной таможенной службы", по которой и таможенники, и бизнесмены получают все необходимые разъяснения по спорным моментам.
Однако до сих пор у бизнесменов возникают вопросы, ответы на которые получить просто невозможно, говорит Михаил Чушков, менеджер по логистике компании Johnson&Johnson.
"Мы столкнулись с голодом информации, и теперь наши тестовые грузовики наобум идут в Казахстан, - возмущается представитель компании. – Мы поняли, что лучше всего понять, как это работает - проверить тестовым путем, но, конечно, это нонсенс, так как лучше все знать заранее".
Кроме того, по словам Чушкова, нередко бывают ситуации, когда согласно Таможенному кодексу, у компании должно быть определенное преимущество, но на границе таможенники продолжают работать по-старому, и отказываются применять новые правила.
Тем не менее, Таможенный союз очень полезен, отметил представитель Johnson&Johnson в интервью bbcrussian.com.
По его словам, компания уже получает конкретную прибыль, к тому же, после 1 июля получается реализовать планы, которые раньше были невозможны.
Без закона не работает
Однако, несмотря на принятие многочисленного количества документов, Таможенный союз все еще работает не на полную силу. До сих пор в России не принят закон "О таможенном регулировании", который должен заменить старый "Таможенный кодекс".
До его принятия политики и бизнесмены предпочитают не давать оценок работе Таможенного союза, так как до конца неясно, что же получится в итоге.
На настоящий момент деловое сообщество выдвигает свои предложения в законодательные органы, но будут ли они учтены в окончательном варианте закона, никто пока с точностью сказать не может.
Но эксперты уверены, что без скорого принятия закона, Таможенный союз нормально работать не сможет.
"Давайте жить по единому законодательству, о котором мы еще не знаем. Как это будет применяться в России, мы тоже не знаем,- объясняет сложившуюся ситуацию советник по вопросам таможенного права компании DLA Piper Марина Лякишева. - Переключились на Таможенный союз в каких-то вопросах, но многие остаются вообще неурегулированными. Это раздражает бизнес. Естественно, таможенникам очень тяжело - у них нет инструкции, а они привыкли работать по инструкциям".
Такая неразбериха, по мнению собеседницы Би-би-си, сложилась из-за того, что российские власти при создании Таможенного союза руководствовались больше политическими, а не экономическими мотивами: сначала решили сделать, а потом уже подумать, как это будет работать.
Ожидается, что закон должен заработать с 1 января 2011 года, но представители бизнеса снова опасаются, что после новогодних праздников их товары могут опять застрять на границе из-за новых изменений.
Белоруссия: по своим правилам
После яростных споров о принципах заключения Таможенного союза президент Лукашенко взял паузу. "Ни хорошо, ни плохо", — оценил глава Белоруссии действие ТС в одном из своих недавних публичных выступлений.
Белорусскому обывателю, впрочем, было хорошо. Но - недолго.
На таможне - нормы старой формы
Таможенный союз для Павла закончился с летними варшавскими распродажами.
"Хорошо хоть телевизор и микроволновку успел привезти, дочке того-сего. Сейчас уже вернули старые правила, телек или ноутбук можно провезти только раз в году и порошок стиральный раз в месяц. Машин в очереди на въезд в Беларусь сразу стало во много раз меньше", - рассказывает телемастер из пограничного Бреста.
Полтора месяца - до середины сентября - предприимчивые белорусы пользовались благами "Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза": документ отменил прежние высокие отечественные пошлины на зарубежную бытовую и оргтехнику, стройматериалы, одежду.
Что западные мониторы, унитазы и футболки угрожают экономической безопасности страны, первым заметило министерство внутренних дел.
"Специалисты отмечают, что Беларусь уже сейчас недополучает в бюджет внушительные суммы денег в виде таможенных и налоговых отчислений из-за вовлечения в экономический оборот товаров третьих стран, незаконно ввезенных на ее территорию. Есть все основания предполагать, что возможность свободного перемещения этих товаров в рамках Таможенного союза может усугубить проблему", - сообщила в августе пресс-служба МВД Белоруссии.
"Таможенная граница" на замке
И с 15 сентября бюджет страны и отечественного производителя взяли под охрану новые, а для белорусов старые правила, введенные на западных рубежах Государственным таможенным комитетом.
На сайте ведомства подробно расписано, чего и сколько можно ввозить гражданину через "таможенную границу таможенного союза".
Из документа следует, что полноправным гражданином этого таможенного союза является только тот, кто личные покупки из-за границы везет раз в три месяца или реже — именно на таких путешественников распространяется действие того самого, так понравившегося было белорусам, "Соглашения о порядке перемещения..."
Всем, кто за рубеж ездит чаще, нужно знать: на западной границе не признают товаром для личного пользования и заставят уплатить пошлину за все, что превышает установленную белорусской таможней норму.
По норме, например, если вы возвращаетесь из-за границы с регулярностью раз в неделю, новой, нераспакованной мелочевки дозволено "не более 1 единицы одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров". Новую куртку беспошлинно пропустят через границу раз в месяц.
Во имя электората
Вывоз из Белоруссии стал проблематичным для "стратегического" товара.
Госчиновники нынче таким товаром обозначили гречку, которой Россия попросила поделиться в условиях дефицита этой крупы на российском рынке. Отказ союзника комментировал даже президент Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Саратове.
"Наши поставщики из Белоруссии, у которых есть гречка, отказываются поставлять из-за ограничений, установленных правительством Белоруссии. Нам не очень понятно - какие могут быть ограничения при Таможенном союзе?"- заметил российский президент.
"Нам надо прежде всего обеспечить свою потребность", — объяснил в Белоруссии заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин.
Гречка на любой кошелек и вкус (в том числе от российских производителей) есть нынче в каждом минском гастрономе. Дефицита не будет и цены на крупу не вырастут в ближайшие три месяца - до белорусских президентских выборов, полагают наблюдатели.
"Для идущего на четвертый срок президентства Лукашенко нынче важно, чтобы собственный электорат был сыт и доволен. Низкие ввозные пошлины на подержанные автомобили из Европы Лукашенко тоже отстоял при заключении таможенного союза только потому, что опасался настроить против себя немалую армию белорусских автоперегонщиков", — замечает кандидат экономических наук Людмила Грязнова.
Автомобильная "пробка"
До середины нынешнего лета белорусы массово гнали из Европы машины, стараясь до начала действия Таможенного союза с его высокими автопошлинами сделать свой "маленький бизнес" на перепродаже подержанных автомобилей в Россию. По данным Белстата, за полгода в страну ввезено 113 800 иномарок (за весь прошлый год 174 700 авто).
"Бизнес" удался только у тех, кто пригнал машины до 1 января 2010 года и с оборудованием экологического класса "Евро-4". Федеральная таможенная служба России 19 июля вдруг сделала послабление, разрешив россиянам для личного пользования купить в Белоруссии беспошлинно именно такие автомобили.
Но более 60% ввезенных в прошлом году в Белоруссию иномарок старше 7 лет и не соответствуют предъявленным российской таможней стандартам!
Иномарками "затоварился" внутренний рынок. И дешевыми стали не только подержанные авто.
"Многие из тех, кто взял кредиты на строительство жилья, рассчитывали путем продажи ввезенных авто существенно поправить свои финансовые дела. Для многих автоперегонка была способом собрать денег на квартиру. Нынче квартиры в новостройках выкупаются медленно, цены упали, особенно на вторичном рынке жилья", - замечает экономист Леонид Заико.
Нефтяной тупик
"Самый насущный для белорусских властей вопрос - о российских пошлинах на нефть и нефтепродукты - до сих пор не решен. Таможенный союз здесь в белорусском понимании не заработал", - отмечает Ярослав Романчук, руководитель исследовательского Центра Мизеса.
Проблему взимания экспортных пошлин на поставляемые из России нефтепродукты белорусское правительство полгода пыталось решить в Экономическом суде СНГ, временно выполняющем функции Суда ЕврАзЭС. В начале сентября российская сторона заявила о желании рассмотреть спор во внесудебном порядке и вызвалась провести с белорусами дополнительные согласования.
Но белорусский минюст, представляющий интересы правительства, на днях сообщил: предложений по урегулированию вопроса из России не поступало.
"И белорусская, и российская сторона играют по своим правилам. Даже те решения, которые были согласованы и приняты всеми участниками таможенного союза, за это время получили собственные своеобразные толкования с каждой стороны", — замечает Ярослав Романчук.
"Так что на сегодняшний день таможенный союз ничего не поменял: также происходит реализация многих прежде подписанных договоров, например, таможенного союза Белоруссии и России, который берет историю с 1995 года", - добавляет аналитик.
По оценкам белорусских экспертов, в торговом обороте между странами-участницами пока нет заметных признаков оживления, обусловленных именно заключением таможенного союза. А вот при разделе собранных на общей границе таможенного союза таможенных платежей и сборов аналитики предрекают скандал: белорусские 5% в условиях отсутствия иных выгод способны оказаться слишком малым утешением для радеющего за собственный интерес Лукашенко.
Казахстан: угроза "челночному" бизнесу
С 1 июля 2010 года В Казахстане в связи со вступлением в Таможенный союз был отменен упрощенный порядок таможенного оформления товаров для физических лиц.
Это стало чувствительным ударом по казахстанским "челнокам": привозить дешевый товар из Китая стало дороже, таможенные пошлины увеличились в несколько раз, перевозить мелкие партии стало невыгодно.
На любом рынке в Алма-Аты львиную долю занимают китайские товары и продукты продовольствия: люди уже привыкли к пометке "Made in Сhina – Сделано в Китае".
Однако беспокойство у населения вызывает тот факт, что с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, цены на китайские товары в Казахстане существенно возрастут.
По старому таможенному тарифу казахстанским челнокам разрешалось перевозить до двух тонн груза с оплатой по льготной ставке: полдоллара за каждый килограмм.
С 1 июля каждому гражданину разрешается перевозить лишь 50 килограммов груза. При этом пошлины на многие категории товаров выросли, в частности, на строительные материалы, мебель, одежду они выросли уже на 10–20%.
"Товар все равно будет поставляться из Китая. Но цены уже будут другие. От этого, прежде всего, пострадает потребитель", – считает один из лидеров казахстанской оппозиции Жармахан Туякбай.
Оптимисты во власти
В правительстве же уверены, что со вступлением с Таможенный союз увеличатся поступления в бюджет. Там рассчитывают и на привлечение новых инвестиций.
"Формирование единой таможенной территории с объемом рынка более, чем 165 миллионов человек будет служить стимулом для расширения производств или для создания новых производств на территории Казахстана", - говорит министр экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжанова.
Еще во время обсуждения создания Таможенного союза с главами других государств СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил надежду, что это принесет пользу всем его участникам.
Эксперты говорят, что позитивный эффект от деятельности Таможенного союза будет виден, когда он заработает в полную силу.
"Возможно, кто-то из участников Таможенного союза будет разочарован, когда поймет, что получает меньше, чем ожидал", - говорит директор Центра оценки рисков Досым Сатпаев, - Я не исключаю, что из Таможенного союза кто-то может и выйти. Надеюсь, плюсов будет достаточно, хотя в самом Казахстане скептиков и пессимистов намного больше, чем оптимистов".
В Казахстане не только отмечают подорожание продуктов питания и товаров народного потребления, хотя на этот процесс влияет целый комплекс проблем.
Потребители с тревогой ждут повышения цен на автомобили. Пока Казахстану удалось договориться с другими участниками Таможенного союза об установлении льготных пошлин на ввозимые иномарки сроком на один год.