Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Таможенный союз - начинаем жить по-новому
17 июня 2010 | Новости таможни

Таможенный союз

27 ноября 2009 года Россия, Белоруссия и Казахстан объявили о создании Таможенного союза трех стран, что предусматривает создание Единой таможенной территории Таможенного союза и введение Таможенного кодекса Таможенного союза. Решение было принято в Минске на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который также является высшим органом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 с 1 января 2010 года вступили в силу:
- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008;
- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009;
- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (далее – Международные соглашения).

Товары, в отношении которых применяются предусмотренные Международными соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами – участниками таможенного союза в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень). Единый перечень и положения о применении ограничений (далее – Положения) утверждены п. 2 Решения.

На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 Федерального закона России «О международных договорах Российской Федерации» с 1 января 2010 года положения Международных соглашений имеют приоритет над соответствующими нормами российского законодательства. Нормы законодательства России, вступающие в противоречие с положениями Международных соглашений, с 1 января 2010 года не применяются и в соответствии с п. 10 Решения подлежат приведению в соответствие с Международными соглашениями. Таким образом, с 1 января 2010 года таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с Международными соглашениями запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень.

Вступление в силу с 1 января 2010 года пакета документов по единому тарифному и нетарифному регулированию, включающего Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру, ознаменовало завершение периода подготовки и начало периода создания Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

В процессах государственного строительства появился новый институт - наднациональное регулирование. Пока этот институт представлен только одним органом – Комиссией таможенного союза. Однако, исходя из заявлений руководителей государства и правительства, можно предположить, что институт наднационального регулирования будет развиваться и приобретать новые формы.

Комиссией Таможенного союза утверждены Планы по переносу согласованных видов контроля с внутренних границ Таможенного союза на внешние.

Касательно казахстанско-российской границы предполагается уходить из пунктов пропуска в два этапа – с 1 июля 2010 года отменяется таможенное оформление в отношении товаров, находящихся в свободном обращении на территории Казахстана. При этом под данными товарами понимаются не только товары казахстанского происхождения, но и товары других стран, прошедших таможенное оформление на его территории. А с 1 июля 2011 года, предполагается отменить и таможенный контроль в пунктах пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы.

О системе таможенного законодательства

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:
1) Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС);
2) международных договоров, принятых на основании ТК ТС,
3) решений Комиссии Таможенного союза (КТС).

Если какие-то из международных договоров, либо решений КТС еще не вступят в силу одновременно с ТК ТС, то пока в Российской Федерации будут применяться нормы национального законодательства, регулирующие в настоящее время соответствующие правоотношения. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС.

Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разработан проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который также должен вступить в силу 1 июля 2010 года. Например, в законе содержатся положения, связанные в порядком информирования и консультирования, порядком обжалования действий таможенных органов, системой таможенных органов. Здесь конкретизирован ряд вопросов, связанных с деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (владельцев СВХ, таможенных складов, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов).

С вступлением в силу этих документов в практику таможенных органов Российской Федерации будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов будет изменена их правовая природа и смысловое наполнение.

Таможенный кодекс Таможенного союза

Таможенное регулирование на единой таможенной территории будет основываться на Таможенном кодексе Таможенного союза, который вступит в силу с 1 июля 2010 года.

Принятие Кодекса вызвано необходимостью единого таможенного регулирования на создаваемой единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, а также необходимостью упрощения и гармонизации таможенных процедур с целью создания наиболее благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

В основу Таможенного кодекса Таможенного союза заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), на которых базируются основные нововведения.

В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.

Самое простое - это изменения в терминологии, к которым необходимо просто привыкнуть – например, таможенный брокер теперь будет называться таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменится.

Однако будут и изменения, которые в качестве одной из первоочередных задач таможенных органов ставят необходимость переосмысления принципов контроля и перестройки организации деятельности таможенных органов. Например, появятся две новые формы таможенного контроля:

1) учёт товаров, находящихся под таможенным контролем;
2) проверка системы учета товаров и отчетности.

А также вместо таможенной ревизии будет проводиться таможенная проверка, которая может быть камеральной и выездной.
Появится порядок задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.
Таможенное декларирование будет производиться только с использованием таможенной декларации, подаваемой в письменной или электронной формах. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.
Предусмотрена возможность определения Комиссией таможенного союза наднациональных областей рисков, реагирование на которые со стороны таможенных служб будет обязательным.
Изменены сроки совершения таможенными органами различных операций.

Так, увеличены сроки:
- уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров;
- проведения постконтроля;
- предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании;
- переработки товаров на таможенной территории (Комиссия таможенного союза для отдельных категорий товаров может определять более продолжительный срок переработки);
- срок, позволяющий помещать под таможенную процедуру реэкспорта товары, ранее помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Сокращаются сроки:
- выпуска товаров, особенно экспортируемых (при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров – до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления – необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля);
- регистрации таможенным органом транзитной декларации.

А также установлены сроки в отношении процессов, которые ранее сроками не ограничивались. Это сроки:
- организации таможенным органом таможенного сопровождения;
- регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации (в Таможенном кодексе России данный срок исчислялся днем получения таможенной декларации таможенным органом);
- совершения заинтересованными лицами операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Кроме того, претерпели изменение вопросы, связанные с применением таможенных режимов. Сам термин «таможенный режим» заменяется термином «таможенная процедура».

Нововведением таможенного кодекса таможенного союза является и возможность помещения товаров под две таможенные процедуры одновременно – экспорта и таможенного транзита.

Принцип национального резидентства

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов Таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.

Порядок декларирования

При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории Таможенного союза совершаются таможенные операции, связанные с убытием.

Так же, как и в российском таможенном законодательстве, только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение и перемещаются по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Основным отличием от порядка, действующего в настоящее время, является то, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров Таможенного союза», получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из государств-членов Таможенного союза, а также товары, которые на указанную дату признавались в этих государствах отечественными. Исключение составляют товары, в отношении которых в государстве-члене Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Это касается 409 товарных позиций, в отношении которых до 1 июля 2011 года в Республике Казахстан будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньшие, чем установлены Единым таможенным тарифом. Аналогичная норма может быть установлена отдельным международным соглашением и в отношении транспортных средств, ввезенных физическими лицами и выпущенных для свободного обращения в период со дня вступления в силу Единого таможенного тарифа таможенного союза (1 января 2010 г.) и до дня начала функционирования Таможенного союза.

Такие товары будут являться условно выпущенными, смогут использоваться только в пределах территории государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск, а в случае их перемещения на территорию другого государства-члена Таможенного союза недоплаченная сумма таможенных платежей будет подлежать доплате.

Транзит

В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит, то есть по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации, что также упрощает правоприменительную практику.

Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему, в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением следующего:
- в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
- не требуется указания в транзитной декларации ряда сведений, предусмотренных ТК России (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).

Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в ТК России – лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена таможенного союза), но и лицо государства-члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

ТК ТС четко определены случаи, в которых применяется процедура таможенного транзита: В том числе к ним относится перемещение товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (в настоящее время специальный таможенный режим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории таможенного союза).

Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не изменились.

Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита – является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум мерам.

Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Если в ТК России не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
- товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Выпуск товаров в свободное обращение


Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно статьями ТК ТС. Исключена возможность национального нормотворчества в данном вопросе.

Изменилась норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В ТК России таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который также как и в ТК России не может превышать 4 месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.

Срок выпуска товаров сократился на 1 рабочий день. В ТК РФ срок выпуска не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В ТК ТС срок выпуска – 1 рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление данного срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.

Основаниями для выпуска также как и в ТК России являются:

- представление в таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза;
- соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС;
- уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты.

Новеллой ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров определены непосредственно в ТК ТС, то таможенный орган отказывает в выпуске данных товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров, если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, либо устранив причины, по которым было отказано в выпуске товаров, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

Ведение реестров

Произошли существенные изменения и в деятельности, связанной с ведением реестров. Помимо национальных реестров появляются и наднациональные, вести которые будет Комиссия Таможенного союза. Скорректированы условия включения в данные реестры (например, появились требования об отсутствии на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. Вместе с тем из условий включения лиц в реестр таможенных перевозчиков исключен договор страхования риска гражданской ответственности).

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела


В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор. Нововведением является возможность установления национальным законодательством случаев приостановления и возобновления деятельности лиц в качестве таможенных представителей, владельцев СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и уполномоченных экономических операторов.

Новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68 ТК РФ. При этом деятельность уполномоченных экономических операторов будет такой же реестровой и требующей внесения обеспечения, как и для таможенных брокеров, складов временного хранения, таможенных перевозчиков и т.д.

Уполномоченному экономическому оператору будут предоставлены также и новые упрощения:

- возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения;
- осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации. То есть фактически предоставляется беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней.

В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим в настоящее время деятельность в области таможенного дела продолжать работать до 1 января 2011 года. В это период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность.

Стимулирование инноваций


Отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций в целях стимулирования инновационной активности предприятий.

В ТК ТС предусмотрено существенное сокращение по сравнению с общим двухдневным сроком, сроков выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины – до 4 четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.

Сокращено количество документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины с 14 видов документов до 7 видов документов:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
6) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
7) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов таможенного союза.

Особо следует отметить, что документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в перечень документов, необходимых при подаче декларации на вывозимые товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.

Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования определен непосредственно в ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

Удаленный выпуск

В ТК ТС создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием должны вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень.

Пункт 6 статьи 193 ТК ТС определяет, что при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Это является прогрессивной нормой по сравнению с действующим ТК РФ, который устанавливает, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Положения ТК ТС позволят расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.

Перемещение товаров для личного пользования

Основные принципы организации совершения таможенных процедур в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в ТК ТС, практически не отличаются от принципов, применяемых в действующем в настоящее время таможенном законодательстве.

Так, например, ТК ТС допускает применение в местах прибытия на территорию таможенного союза и убытия с этой территории технологической системы «красного» и «зелёного» коридоров. При этом надо отметить, что нормы ТК ТС позволяют организовать «зелёные» коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств-членов таможенного союза. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо будет декларировать. Это позволит в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска.

В настоящее время экспертами таможенных служб и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан ведется работа по подготовке межправительственных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, призванных, в том числе, урегулировать проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля физических лиц, перемещающих товары для личного пользования.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • О документах, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров
  • Азбука нового кодекса
  • Новый таможенный кодекс - перспективы для бизнеса
  • Основные новшества Таможенного кодекса таможенного союза
  • Новшества Таможенного Кодекса Таможенного союза

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.