Важнейшим нормативным документом для государств, входящих в Таможенный союз (ТС), с 1 июля 2010 года станет Таможенный кодекс (ТК). Об основных новеллах ТК ТС, регулирующих таможенное оформление, об их отличиях от Таможенного кодекса Российской Федерации, а также о преимуществах, которые дает он участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) рассказывает начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) ФТС России Дмитрий НЕКРАСОВ.
- Дмитрий Викторович, дайте характеристику новому документу - Таможенному кодексу ТС (ТК ТС) с точки зрения таможенного оформления и таможенного контроля? Где, в частности, после первого июля должны будут декларировать свои товары российские участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД)?
- Таможенный кодекс ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедурах (Киотской конвенции). Казахстан – один из членов ТС, уже присоединился к этой конвенции, а Россия и Белоруссия сделают это в ближайшее время.
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов ТС, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации.
Это связано с тем, что в таможенном союзе пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое - остаются национальными. Такое переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.
В целом порядок совершения операций при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывоза с их территории соответствует тому порядку, который применяется сегодня в России. Потому что многие нормы действующего российского законодательства уже соответствовали Киотской конвенции.
При ввозе товаров предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ТС, помещением товаров на временное хранение в месте прибытия, либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте убытия за пределы таможенной территории ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием. При этом, также как и в российском таможенном законодательстве, право на временное хранение и перемещение по таможенной территории таможенного союза в соответствии с процедурой таможенного транзита имеют только товары, имеющие статус иностранных.
Основным отличием от нынешнего порядка заключаются в том, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (предусматривающую получение товарами статуса «товаров Таможенного союза»), получают право свободно обращаться на всей территории Таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей территории Таможенного союза с первого июля 2010 года получают товары, происходящие из России, Белоруссии и Казахстана, а также товары, которые на тот момент признавались отечественными в государствах-членах ТС.
Исключение составляют товары, в отношении которых на территории Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Это касается 409 товарных позиций, в отношении которых до первого июля 2011 года в Казахстане будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньшие, чем установлены Единым таможенным тарифом. Аналогичная норма может быть установлена отдельным международным соглашением и в отношении транспортных средств, ввезенных физическими лицами и выпущенных для свободного обращения в период со дня вступления в силу Единого таможенного тарифа ТС (первое января 2010 года) и до дня начала действия нормативов ТС.
- Прокомментируйте основные новеллы ТК ТС в отношении порядка совершения таможенных операций? В чем их отличие от действующего Таможенного кодекса РФ (ТК РФ)?
- Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно статьями ТК ТС. В этой области возможность национального нормотворчества исключена.
В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит. То есть, по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через российскую территорию, что также упрощает правоприменительную практику.
Изменилась норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В ТК РФ таможенная декларация на ввозимые товары должна подаваться не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия, либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления этого срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (четыре месяца). В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который также как и в ТК России не может превышать четырех месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.
Срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В ТК России срок выпуска - не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В ТК ТС срок выпуска – один рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.
Основаниями для выпуска, также как и в ТК России, являются: представление в таможенных орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов ТС; соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС; уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставление обеспечения их уплаты.
Новеллой ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров определены непосредственно в ТК ТС. В случае, если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого решения. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, устранив причины, по которым ему было отказано, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.
В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь в означенный перечень включены: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.
Новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменит лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68 ТК РФ. В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем, кто сегодня осуществляет деятельность в области таможенного дела, продолжать работать до первого января 2011 года. В это период они должны будут или включиться в реестры на новых условиях, или по истечении означенного периода прекратить таможенную деятельность.
- Предусмотрен ли в ТК ТС упрощенный порядок таможенного оформления, например, в отношении инновационной деятельности?
- Для стимулирования инновационной активности российских предприятий отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций. Например, предусмотрено существенное сокращение, по сравнению с общим двухдневным сроком, времени выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины – до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации. Сокращено число документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины - с 14 до 7 видов документов. Вот их перечень:
- документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
- транспортные (перевозочные) документы;
- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
- документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
- документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
- документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов таможенного союза.
Особо следует отметить, что документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в перечень документов, необходимых при подаче декларации на вывозимые товары, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, определен непосредственно нормами ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.
- Нашли ли отражение в ТК ТС новые таможенные технологии?
- В ТК ТС создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров. Вместе с предварительным информированием и электронным декларированием это должно вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень.
Пункт 6 статьи 193 ТК ТС определяет, что при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена ТС, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Это является прогрессивной нормой по сравнению с действующей в ТК России, который устанавливает, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Положения ТК ТС позволят расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.
- Как будет функционировать таможенная инфраструктура на внутренних границах между государствами-членами ТС?
- В соответствии с решениями Межгоссовета ЕврАзЭС, с первого июля 2010 года планируется отмена таможенного оформления на белорусско-российской и казахстанско-российской государственных границах. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 9 июня 2009 года № 9 одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории ТС.
В соответствии с указанным решением Сторонами были разработаны и согласованы Планы по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС, которые сейчас находятся в завершающей стадии реализации. Необходимо отметить, что указанными документами сроки переноса контроля на внешнюю границу ТС в части, касающейся казахстанско-российской границы, были определены на первое июля 2011 года.
Сегодня Межгоссоветом ЕврАзЭС приняты решения об ускорении и синхронизации мероприятий по формированию ТС, в том числе по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС.
Необходимо учитывать, что в отношении российско-казахстанской государственной границы принято решение отменить таможенное оформление товаров третьих стран, а соответственно и минимизировать в отношении указанных товаров таможенный контроль на год раньше, чем планировалось. В этих условиях осуществление таможенными органами своих функций по таможенному оформлению и таможенному контролю в пунктах принятия уведомлений на российско-белорусской государственной границе производиться не будет.
В пунктах пропуска на российско-казахстанской государственной границе таможенные органы будут осуществлять таможенный контроль до первого июля 2011 года. Таким образом, до указанной даты на российско-казахстанской государственной границе будет сохранено присутствие должностных лиц таможенных органов. Кроме того, необходимо учитывать, что на российско-казахстанской государственной границе сохраняется пограничный контроль.
Исходя из принятых решений, в переходный период на начальной стадии функционирования ТС (01.07.2010 – 01.07.2011 гг.) таможенные органы будут проводить таможенный контроль с использованием имеющихся сил и средств для противодействия контрабанде и незаконному перемещению товаров.
Закрытие таможенных постов с первого июля 2010 года не планируется, поскольку на белорусско-российской государственной границе таких постов нет, а на казахстанско-российской государственной границе таможенный контроль пока сохраняется. В дальнейшем будет проводиться оптимизация численности и размещения таможенных органов.
- Каковы особенности регулирования таможенной процедуры таможенного транзита в ТК ТС по сравнению с ТК РФ?
- Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита.
Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением таких позиций:
- в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой ТС на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с Таможенным кодексом РФ – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии таких документов;
- не требуется указывать в транзитной декларации некоторые сведения, предусмотренные ТК России (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).
Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (сейчас это является правом, а не обязанностью).
Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в ТК России – лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена ТС), но и лицо государства-члена ТС, заключившее внешнеэкономическую сделку либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
ТК ТС четко определено, в каких случаях применяется процедура таможенного транзита. К ним в частности относится перемещение товаров ТС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ТС (в настоящее время специальный таможенный режим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории ТС).
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не изменились. Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум.
Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Например, в ТК России принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита не требуется только при перевозке товаров таможенным перевозчиком. В соответствии же с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
С учетом опыта таможенной службы Белоруссии в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но иными организациями в соответствии с законодательством государства-члена ТС.
Также в ТК ТС устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
- товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
- Какие меры в ТК ТС предусмотрены в отношении перемещения товаров, предназначенных для личного пользования физическими лицами?
- Основные принципы организации совершения таможенных процедур в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в ТК ТС, практически ни чем не отличаются от принципов, применяемых в действующем законодательстве. Так, например, ТК ТС допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с этой территории технологической системы «красного» и «зелёного» коридоров. При этом надо отметить, что нормы ТК ТС позволяют организовать «зелёные» коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств-членов ТС. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо будет декларировать. Как следствие, это позволит в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска.
Экспертами таможенных служб и других заинтересованных министерств и ведомств России, Белоруссии и Казахстана ведется работа по подготовке межправительственных соглашений и решений Комиссии таможенного союза (КТС), призванных, в том числе, урегулировать проблемные вопросы, с которыми сталкивались как таможенные органы, так и физические лица.
- Какими еще документами, кроме Таможенного кодекса ТС, будут регулироваться правоотношения в таможенной сфере? Достаточно ли будет участнику ВЭД только ТК ТС?
- Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) ТК ТС;
2) Международных договоров, принятых на основании ТК ТС. Таких договоров до первого июля 2010 года планируется принять достаточно много, и основные уже разработаны экспертами трех стран. К ним относятся:
о взаимной административной помощи;
о функционировании свободных экономических зон и свободных складов;
о представлении и обмене предварительной информацией о товарах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
о порядке перемещения товаров для личного пользования.
3) Решений КТС, которые также уже разработаны экспертами трех стран, прошли доработку и согласование и вступят в силу одновременно с ТК ТС.
Однако, если некоторые из международных договоров либо решений КТС не вступят в силу одновременно с ТК ТС, то какое-то время в Российской Федерации будут применяться нормы национального законодательства, регулирующие в настоящее время соответствующие правоотношения. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС.
Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разработан проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Он будет являться своего рода дополнением норм ТК ТС. Поэтому для получения полномасштабной картины изменения таможенного законодательства с первого июля 2010 года участникам ВЭД недостаточно будет ознакомиться только с ТК ТС. Его необходимо будет изучать вместе с проектом федерального закона (ФЗ), международными договорами и решениями КТС, которые разработаны в целях реализации ТК ТС.
Например, только в ФЗ содержатся положения, связанные в порядком информирования и консультирования, порядком обжалования действий таможенных органов, системой таможенных органов. Кроме того, именно в ФЗ конкретизирован ряд вопросов, связанных с деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (владельцев СВХ, ТС, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов). Проект закона о таможенном регулировании размещался на официальном сайте ФТС России для проведения антикоррупционной экспертизы. Сейчас он уже доработан в соответствии с замечаниями и предложениями, поступившими от федеральных органов исполнительной власти и представителей бизнеса.
- Все ли эти документы доступны участникам ВЭД? Можно предположить, что не только участникам ВЭД первое время будет трудно ориентироваться во всем массиве новых законов, но и таможенникам. Предполагается ли организация учебы?
- Таможенный кодекс ТС уже размещен в информационно-справочных системах, также как и те решения КТС, которые уже приняты. Для обеспечения практической работы таможенных органов по новым документам в ФТС России в конце мая предусматривается учеба руководящего состава таможенных органов, который, в свою очередь, уже в июне должен довести полученную информацию до личного состава.
Обучение должностных лиц таможенных органов новому таможенному законодательству будет проводиться, начиная с 20-х чисел мая, с проведением лекционных занятий и последующим тестированием в ФТС России и Российской таможенной академии. Сроки обучения обусловлены тем, что на сегодня ряд документов еще находится в стадии доработки.