Подписав соглашение о таможенном кодексе без Белоруссии, Россия и Казахстан спасли идею таможенного союза и предотвратили раскол в интеграционных процессах между странами, признал премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Ради интеграции Астана даже готова пожертвовать частью внешних рынков и экспортировать через российскую территорию столько сырья, сколько Москва способна переварить. Почему союз с Россией — приоритет для Астаны и почему для борьбы с кризисом требуются военные методы, Масимов рассказал в интервью «Ведомостям». — В конце мая вы с премьер-министром России Владимиром Путиным со второй попытки создали таможенный союз, но без участия третьего партнера — Белоруссии, причем об отказе белорусского премьера приехать на подписание стало известно в последний момент. Демарш Минска был сюрпризом для вас или такой ход развития событий был ожидаемым? Имеет ли смысл вся эта конструкция таможенного союза, если под ней подписались только две страны — Россия и Казахстан? — За неделю до подписания соглашения о таможенном союзе многие вопросы были открытыми. Но 28 мая Россия и Казахстан приняли решение: будем создавать таможенный союз вдвоем. Союз открыт для Белоруссии — она может присоединиться в любой момент, как только пожелает это сделать. — Другого запасного варианта не было? — Если бы мы 28 мая это решение не приняли, таможенный союз бы не состоялся. — Вы сказали, что двери открыты, а на каких условиях Белоруссия теперь может вступить в союз? — Принципы союза уже подписаны — можно их принять и присоединяться, но менять условия уже нельзя. — Насколько отсутствие Белоруссии меняет идею таможенного союза? Что вы теряете? — В экономическом смысле потери есть, но они несущественны — они пропорциональны размеру экономики страны, которая приняла решение не вступать в союз. — Как при двойственном союзе будет происходить вступление в ВТО? — Если в ближайшее время белорусская сторона не выскажет свою позицию о том, будет ли она присоединяться к союзу в принципе, в ВТО мы будем вступать вдвоем, об этом мы договорились. — Минск не объяснил свою позицию, почему он не приехал на подписание соглашения о таможенном союзе? — Я эту позицию не слышал. Но Владимир Владимирович разговаривал с Сергеем Сидорским (премьер-министр Белоруссии. — «Ведомости»). — А зачем нужно совместное вступление в ВТО — или это элемент политического размена? Может, по отдельности было бы проще вступать? — Здесь имеется в виду не то, что вместе, а то, что одновременно и на одинаковых условиях. — Если Белоруссия решит присоединиться к таможенному союзу, как это скажется на сроках вступления в ВТО? — Пока мы не узнаем позицию Белоруссии, рассуждать о сроках сложно. — Позиция Белоруссии может смешать карты и кардинально изменить ход переговоров с ВТО и построение единого таможенного пространства? — Вопрос создания таможенного пространства — решенный вопрос: оно будет создано. Что касается вступления в ВТО — будем решать. — Как будут распределяться голоса при двустороннем союзе? — Двусторонний союз предполагает, что все решения будут приниматься по принципу консенсуса. Мы также договорились о создании суда таможенного союза, который будет находиться в Астане. — А если Минск захочет отыграть какие-либо решения? Например, Белоруссия будет готова присоединиться и поставит условие, что таможенный суд должен находиться в Минске, Россия и Казахстан могут на это согласиться? — По моему опыту общения с Владимиром Владимировичем сказанное им слово никогда не меняется. Можно спорить по каким-то другим вопросам, но по этому — уже нет. — Правда, что принципиальное требование Белоруссии связано с нефтяной отраслью? — Белоруссия при обсуждении таможенного союза подняла вопрос экспорта углеводородов и цен на него. Это не вопрос таможенного союза, а проблема двусторонних отношений между Россией и Белоруссией. Две страны должны договариваться между собой и не могут вмешивать в свои отношения вопросы таможенного союза. — У Казахстана с Белоруссией нет конфликтов? — У нас прекрасные отношения. — После создания союза без Белоруссии они не испортятся? — Это лишь временные трудности, но двусторонняя интеграция будет усиливаться. — Чем Казахстан пожертвовал ради подписания соглашения о таможенном союзе? — Я бы не сказал, что нам пришлось чем-то значительным пожертвовать, напротив, нам удалось найти компромисс. У стран жертвы обоюдные. Часть вопросов будет выведена из юрисдикции национального правительства и перейдет к таможенному союзу. В какой-то степени теряется мобильность, но мы готовы платить за открытие рынков. Очень чувствительный для Казахстана вопрос — ввозные пошлины на автомобили, и обсуждение этой проблемы вызывало социальное неприятие населения. Но здесь я благодарен российской стороне за понимание, поскольку было принято компромиссное решение — установлен переходный период и автомобили будут ввозиться по прежним ставкам до подписания договора о создании единого экономического пространства. Также мы договорились о создании совместного предприятия по производству автомобилей на территории Казахстана с компанией «Соллерс». Собственное производство снимет многие вопросы. — После окончания переходного периода ввозные пошлины на автомобили будут подняты до российского уровня? — Это будет не российский уровень, а уровень таможенного союза. Россия может также увеличить пошлины, но это предмет отдельных переговоров, условия будут определяться позже. — Когда новые правила вступят в силу — в 2011-2012 гг.? — Новые правила будут определяться подписанием соответствующего соглашения о едином экономическом пространстве. — Вы ощущаете противодействие объединению? — Конечно, есть недовольство предпринимателей и в Казахстане, и в России. Многие не хотят объединения, в первую очередь компании-монополисты. Но политическое решение принято — союз состоится. И от объединения национальные экономики только выиграют, как это было после объединения в ЕС. — Когда заработает единое таможенное пространство? — Первого июля 2010 г. Единственная оставшаяся процедура — прохождение через парламент таможенного кодекса, после этого препятствий на пути таможенного союза уже не будет. — А если Украина, например, захочет тоже вступить в таможенный союз, как вы отреагируете? — Мы рады всем странам. Но хотелось бы отметить, что некоторые страны хотят получить доступ на рынок, но никто не хочет при этом ничем жертвовать. — Введение единой валюты вы обсуждали? — Этот вопрос не стоит в повестке дня. — Насколько плотной будет интеграция между Россией и Казахстаном? Возможна такая тесная кооперация в некоторых отраслях, как в советское время? — Как в советское время уже ничего не будет. Но таможенный союз предполагает более плотную интеграцию в ряде отраслей. — Нет ли у вас опасений, что у интеграции есть и обратная сторона: в каких-то отраслях российский бизнес может выбить из ниш казахстанских коллег? — Таких опасений нет. Наоборот, конкуренция будет полезна казахстанским предпринимателям и заставит их быть сильнее и работать лучше. И еще я бы так поставил вопрос: сможет ли российский бизнес дать конкурентные условия по сравнению, например, с корейским бизнесом? — Каков главный выигрыш Казахстана от союза? — Доступ на рынок с населением почти 160 млн человек — это совершенно другой масштаб. Кроме того, мы видим рост интереса инвесторов, которые хотели бы инвестировать в казахстанскую промышленность, в их числе и российские компании. — Таможенный союз — это сейчас приоритет по сравнению с другими объединениями, такими как «Евразэс», СНГ, ШОС? — Принципиальное отличие таможенного союза состоит в том, что правительства отдают часть своих суверенных полномочий в наднациональный уровень. Здесь такой же принцип, как в ЕС, в котором страны добровольно поделились властью с Брюсселем. В случае «Евразэс» и СНГ национальные правительства сами принимают решения, а потом договариваются между собой. Все объединения нужны, поскольку у каждого из них своя задача. Но нужно почетче определить роль и значение каждой организации. — Казахстан одним из первых в СНГ открыл свою экономику для иностранных инвестиций. Но вы дорого заплатили за эту открытость: когда начался кризис, Казахстан стал одним из первых пострадавших. Ваша экономика уже оправилась от шока? — Немного истории. В 2000-2007 гг. Казахстан переживал бурный экономический рост на 9-10% в год, банковская система сильно развивалась и имела неограниченные возможности занимать на кредитных рынках. Но структура кредитования была не совсем адекватной — крен был сделан на финансирование строительства и торговли, и в кризис именно эти отрасли оказались под сильным ударом. Реструктуризация финансового сектора страны уже завершилась. Остаются проблемы в строительном секторе, сохраняются глубинные перекосы в экономике, над которыми правительство сейчас работает. В экономике видно много позитивных признаков: рост ВВП составляет около 7%, в промышленности — около 10%, но проблем много. Мы должны сместить приоритеты в кредитовании — деньги комбанков должны быть переведены в кредитование реального сектора. — Все страны озабочены сейчас этой проблемой. Россия тоже постоянно снижает ставку рефинансирования, но это, правда, не срабатывает. Что вы намерены сделать? — Снижение ставки рефинансирования ни в России, ни в Казахстане ничего не даст. Надо снижать реальную эффективную ставку. Мы будем стимулировать кредитование банками отдельных секторов экономики. Принято решение о субсидировании процентной ставки в размере 5%. — Банки готовы кредитовать экономику? — Да, мы договорились с банками и предпринимателями. Переговоры были непростыми. — Банки сопротивлялись? — Сначала не хотели. Пришлось убеждать. Мы создали постоянную комиссию, в которую входит и правительство, и банки, и бизнес, и я ее сам возглавил. — Получается, ручное антикризисное управление экономикой в действии по принципу «не хотите — заставим». Каковы приоритетные отрасли? — Задача — уйти от чрезмерного влияния сырьевых секторов. В Казахстане принята специальная индустриальная программа развития экономики на пять и 10 лет. Заимствован опыт Южной Кореи — элементы государственно-частного планирования. — Как функционирует это государственно-частное планирование? — Раз в месяц я собираю в режиме селекторного совещания полстраны, и мы все решаем. — Такой жесткий государственный дирижизм нужен в период кризиса или это самый эффективный метод управления для некоторых экономик наподобие Казахстана и России? — Кстати, в 2007 г., когда я пришел работать руководителем правительства, у меня были ультралиберальные принципы. Я считал, что государство не должно участвовать в бизнесе. Но кризис немножко меня подправил. И такое государственно-частное управление показало свою эффективность в период кризиса. — Вы говорили, что кризис — это война, поэтому и методы управления должны быть военными. Сейчас в обществе много рассуждают о конце эпохи либерализма и увеличении роли государства в экономике. По вашим ощущениям, усиление госрегулирования — временная мера или это надолго? — На выходе из кризиса оно необходимо. В дальнейшем жизнь покажет. — Но вы сами таким либералом, как раньше, уже не будете? — Я убежден, что драйвером роста является частный сектор. Мы должны ему помочь почистить крылья и сделать следующий шаг. Но самое главное — вовремя остановиться и не мешать. — Но некоторые почувствовали вкус легких дешевых государственных денег, поэтому будет явно немало желающих продлить господдержку. — Чрезмерное госучастие тоже опасно. Между государственным и частным капиталом должен существовать баланс. — Как стратегия большого нефтяного скачка Казахстана, которая предусматривает двукратный рост добычи и строительство новых нефтяных коридоров, изменит позиционирование экономики страны в мировом хозяйстве? — Все направления экспорта энергоресурсов в долгосрочной перспективе определены, законтрактованы, проинвестированы, и под добычу нефти строятся экспортные маршруты. Позиция такая: мы будем экспортировать через территорию России столько сырья, сколько ваша страна сможет переваривать. Все остальное будем отправлять по двум другим направлениям — через Азербайджан с выходом на Черное море и в Китай. Сможет больше переваривать — будем больше отправлять в Россию. — А позиция России повлияет на уровень добычи в Казахстане? — На уровень добычи не повлияет. — Экспортная экономика уязвима. Вы не боитесь, что на мировом рынке через несколько лет станет очень много нефти, — как раз к тому моменту, когда Казахстан сделает большой нефтяной скачок, и есть риск не получить тех доходов, на которые вы закладываетесь? — Все доходы от нефти идут в национальный фонд, поэтому вопрос уменьшения доходов от нефти — это вопрос роста или снижения резервов, и это напрямую не влияет на ситуацию в экономике. — Получив уроки кризиса, насколько вы теперь будете приветствовать иностранный капитал и готовы открывать экономику? — Мы не будем ограничивать иностранный капитал. Но мы должны понять, как избавиться от влияния спекулятивного капитала. — Пока никто не придумал, как от него защититься. — Вопросы регулирования финансового сектора и борьбы со спекулятивным капиталом сейчас являются приоритетом всех развитых стран. — А как обстоят в Казахстане дела с модернизацией и высокими технологиями? — Модернизация экономики нужна. Но мы не можем себе позволить высокие технологии по всему спектру отраслей, как такие крупные страны, как Россия и Китай. Но высокие технологии нужны в тех отраслях, в которых Казахстан традиционно силен: это сельское хозяйство и нефтепереработка, горнорудная промышленность — там, где мы хотим быть номером один в мире. — Вы говорите о ставке на высокие технологии, но стратегия страны предполагает, что нефтянка останется одним из драйверов экономики. — Эта отрасль сильна, и она все равно будет развиваться — вне зависимости от усилий правительства. — Казахстан планирует балансировать между Россией и Китаем? Кто вам ближе? — Мы таможенный союз создали с Россией, а не с Китаем. — Вы планируете в ближайшее время получить $25 млрд иностранных инвестиций. Откуда? — Речь идет о конкретных проектах по строительству электростанций, объектов транспортной инфраструктуры и высоких технологий. Среди инвесторов — Франция, США, Китай. Мы приветствуем любую иностранную инвестицию. — Почему иностранные инвесторы так любят Казахстан — вы им предлагаете особые преференции? — Это совокупность условий. Есть представление, что можно создать климат и инвестиции пойдут. Ничего подобного — этим нужно заниматься. Само по себе ничего не приходит — каждую инвестицию нужно холить и лелеять. — Вы считаете, что чем больше инвесторов, тем лучше? — Да. В противном случае эти инвестиции должно делать государство, а бюджетных денег на все не хватит. — Но у вас в бюджете заложено увеличение социальных программ. — Повышение социальных пособий влияет на повышение спроса, что станет драйвером роста. — А если нефтяные цены упадут, что будет с бюджетом? Будете тратить резервы или занимать? — Программы будут секвестироваться. Бюджет просчитан под разные сценарии. Тратить резервы — это самая крайняя мера. Даже в кризисное время в 2008-2009 гг. мы не прибегали к займам МВФ, и это достижение. У нас хорошая память, и мы постараемся ни в коем случае не занимать, как в 1998 г. Только самая крайняя нужда может толкнуть нас на заем МВФ. — Можете прояснить действия Казахстана в отношении изгнанного президента Киргизии Курманбека Бакиева — сначала вы его приняли, но почему он уехал? — Президент Бакиев попросил возможность прибыть, было принято политическое решение, и эту возможность ему предоставили. Потом он попросился уехать. Никакого давления по его приезду или отъезду со стороны Казахстана не было. Киргизия — наша братская соседняя страна, и мы заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта и проведении демократических выборов. Мы будем работать с любой законно избранной властью Киргизии. Опасен любой очаг нестабильности — в XXI в. каждая страна должна заботиться обо всех своих соседях, нельзя ничего игнорировать или недооценивать. — Несет ли какую-либо угрозу казахгейт (рассматриваемое в США дело о коррупции и подкупе высших государственных лиц Казахстана. — «Ведомости»)? — Вопрос рассматривается в Нью-Йорке уже больше 10 лет. Это юридический вопрос, и мы свою правоту в суде представили. — Сюрпризов не ждете? — Если бы они были, они бы уже за 10 лет состоялись.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|