Вслед за заявлениями о том, что Белоруссия ратифицирует, пусть и с изъятиями, документы Таможенного союза, Минск вчера опубликовал список претензий к Москве в рамках будущего Единого экономического пространства (ЕЭП). Минск считает, что низкие цены "Газпрома" на газ внутри России являются субсидией экономике РФ, рассматривает как дискриминацию невозможность льготного кредитования аграриев Белоруссии в российских банках и полагает, что Россия ограничивает импорт белорусских лекарств. "Ограничительные меры, применяемые РФ, наносят (Белоруссии.— "Ъ") наибольший экономический ущерб, что обусловлено объемом торговли и близостью экономических связей между нашими странами",— заявил вчера МИД Белоруссии, уточнив, что в настоящее время в торговле с республикой партнерами применяются 28 ограничительных мер, и максимум — 12 из них — применяет РФ. Минск называет "особо весомым изъятием из режима свободной торговли" действующую экспортную пошлину на нефть и напоминает, что взимание с 1 января 2010 года вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов, поставляемые в Белоруссию из РФ, нарушает положения международных обязательств РФ". Однако вопрос нефтепродуктов — не единственная боль Минска. МИД республики заявил, что "внутренняя российская цена на газ, которая существенно ниже цены на газ в Белоруссии даже с учетом транспортных издержек, создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров", назвав ее "фронтальной субсидией всей российской экономике". Среди топливных претензий упомянута также экспортная монополия "Газпрома", которая "является мерой нетарифного регулирования внешней торговли". Недовольны белорусские власти и неравными условиями доступа белорусских производителей к российскому госзаказу (ценовые преференции в 15% только для поставщиков товаров РФ) — указанные преференции распространяются только на "ограниченный перечень белорусских товаров", заявил МИД. "Существует запрет на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг. Данная мера относится к запрещенным в трактовке ВТО импортозамещающим субсидиям",— подчеркивают в ведомстве. Также в сообщении МИДа говорится о том, что процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля РФ за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствия генно-модифицированных микроорганизмов и меламина организована так, что создает "барьеры по доступу белорусской продукции на рынок". В Белоруссии уверены, что и порядок регистрации импортных лекарственных средств в РФ является дискриминирующим белорусских производителей: есть проблемы с представленностью в списке жизненно важных и необходимых средств в РФ. Большая часть претензий Белоруссии де-факто подтверждалась ранее российскими чиновниками. Так, сдвижение "равнодоходности" газовых цен "Газпрома" для внешнего и внутреннего рынка на 2014 год объясняется в правительстве РФ именно необходимостью поддержки внутренних игроков — это, в общем, и есть определение скрытой субсидии. В случае с фармрынком необходимость поддержки российских компаний провозглашалась Минпромторгом и Минздравом РФ официально. Впрочем, "выигрыш" РФ от протекционизма в основном не связан с белорусскими конкурентами. Так, "фронтальная субсидия" от высоких цен экспорта газа в ЕС на порядок выше. Белоруссия выступает за снятие ограничений в торговле в рамках Таможенного союза (ТС), предлагая принять соответствующее пакетное решение об отказе от всех протекционистских мер, заявил вчера пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных, оптимально "это можно было бы сделать посредством заключения межправительственного соглашения либо в рамках ТС". Ответ РФ на претензии белорусского МИДа был дан до того, как они были предъявлены. "Что касается экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты, то этот вопрос мы будем решать одновременно с решением всех вопросов по ЕЭП",— заявила 6 июня в Японии глава российского Минэкономики Эльвира Набиуллина. Она дала понять, что и все остальные вопросы не имеет смысла поднимать ранее, "потому что именно ЕЭП предполагает гармонизацию многих основных условий экономической деятельности для хозяйствующих субъектов". Создание ЕЭП после 1 января 2012 года — это второй этап образования Таможенного союза, первым же должно стать возникновение с 1 июля 2010 года единого таможенного пространства (ЕТТ) РФ и РБ (Республика Беларусь). Пока договор о Таможенном кодексе ТС не ратифицирован Белоруссией, и ратификация его затягивалась как раз для решения вопросов, перечисленных в заявлении МИД РБ (см. "Ъ" от 2 июня). "Ъ" уже сообщал о том, что торг, судя по всему, не удался (см. "Ъ" от 4 июня), и в минувшую пятницу глава белорусского минэкономики Николай Снопков заявил на совместной коллегии ведомств в Москве о том, что республика может войти в ЕТТ "с рядом изъятий". Отвечая на вопрос, может ли Белоруссия к 1 июля ратифицировать Таможенный кодекс, господин Снопков сказал: "Предполагаю, что да", формально отказавшись комментировать вопрос, готова ли Белоруссия отказаться от обсуждения вопроса с экспортными пошлинами на нефтепродукты. Но таможенные пункты пропуска между Россией и Белоруссией будут отменены после того, как ТС будет действовать без изъятий. Окончательная конфигурация создания ТС определится, вероятно, не ранее 18 июня, на которое назначено очередное заседание комиссии Таможенного союза в Санкт-Петербурге. Вчера же президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко объявили о подготовке двусторонней встречи по вопросам Таможенного союза. В случае неудачи всех этих переговоров РФ и РБ встретятся еще раз — 22 июня, но уже на уровне минюстов двух стран и в Экономическом суде СНГ на процессе по "нефтяному" иску Белоруссии к РФ.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|