В последние годы схема параллельного импорта стала популярным способом приобретения автомобилей в России. Однако, как показывает практика, владельцы таких транспортных средств могут столкнуться с серьезными финансовыми рисками. Таможенные органы нередко предъявляют претензии по поводу заниженной стоимости автомобилей, указанной в документах при их ввозе. Это приводит к доначислению пошлин, налогов и пеней, которые могут составлять сотни тысяч рублей. Разберемся, в каких случаях покупатели действительно обязаны уплачивать эти суммы и как можно защитить свои права. Следует отметить, что таможенные органы обладают широкими полномочиями в отношении проверки законности ввоза транспортных средств. В течение трех лет после ввоза автомобиля на территорию стран – участников Таможенного союза (ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) таможня имеет право проверять документы и сведения, представленные при оформлении автомобиля. Ключевым фактором для определения размера таможенных платежей является таможенная стоимость автомобиля. Если в процессе проверки выясняется, что стоимость была занижена, таможенные органы доначисляют пошлины, НДС и пени. Это может коснуться как тех, кто оформлял автомобиль на таможне, так и его последующих владельцев. Законодательство ЕАЭС четко определяет круг лиц, ответственных за уплату таможенных платежей. Основное требование предъявляется к декларантам – лицам, которые фактически ввезли автомобиль и представили документы на таможне. Однако в некоторых случаях ответственность может быть возложена и на покупателя автомобиля. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, солидарная обязанность по уплате таможенных платежей возникает у покупателя только в том случае, если он знал о незаконности ввоза автомобиля. Под незаконностью понимается предоставление недостоверных сведений о стоимости транспортного средства, что напрямую влияет на размер таможенных платежей. С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в правилах расчета утилизационного сбора (УТС) для автомобилей, ввезенных из стран ЕАЭС. Новая формула направлена на предотвращение случаев занижения таможенной стоимости и неверного исчисления акциза. Если после уплаты УТС будет выявлен факт его неполной уплаты или неверного расчета, таможенные органы уведомят плательщика о необходимости доплаты. Важно понимать, что плательщиком утилизационного сбора является лицо, которое ввезло автомобиль на территорию РФ. Таким образом, покупатели автомобилей на вторичном рынке обычно не несут ответственности за доплату УТС.
Как защитить свои права? Покупатели автомобилей, приобретенных на территории России, имеют шансы доказать свою непричастность к нарушениям при ввозе транспортного средства. Важно следующее: 1. Документальное подтверждение добросовестности. Покупатель должен иметь на руках договор купли-продажи (ДКП), подтверждающий факт приобретения автомобиля в гражданском обороте. 2. Отсутствие сведений о незаконности ввоза. Если покупатель не знал и не мог знать о нарушениях при таможенном оформлении автомобиля, он вправе оспорить претензии таможенных органов. 3. Юридическая поддержка. В случае предъявления требований со стороны таможни рекомендуется обратиться за консультацией к специалистам по таможенному праву.
Итог Покупка автомобилей по схеме параллельного импорта может быть сопряжена с рисками доначисления таможенных платежей. Однако законодательство ЕАЭС защищает добросовестных покупателей, которые приобрели транспортное средство на территории России и не участвовали в его растаможке. Чтобы минимизировать риски, важно тщательно проверять документы при покупке автомобиля и быть готовым отстаивать свои права в случае возникновения споров с таможенными органами.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|