Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Таможенный кодекс ЕАЭС: переход на новый уровень
11 мая 2023 | Новости таможни
Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Валентинович ВладимировВ этом году исполнилось пять лет со дня вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. О том, какие изменения будут внесены в него в ближайшем будущем, как они скажутся на деятельности таможенных органов и участников ВЭД, рассказывает директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Валентинович Владимиров.
Сергей Валентинович, будет ли продолжаться работа над развитием таможенного регулирования в странах Евразийского союза и какие изменения необходимы в первую очередь?

Задача совершенствования таможенного регулирования, под которым понимается упрощение таможенных формальностей без ущерба эффективности таможенного контроля, определена Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Основными направлениями такого совершенствования являются: 
 • расширение применения цифровых технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций;
 • обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; 
 • дальнейшая унификация электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД; 
 • урегулирование вопросов электронной торговли; вошли поправки по приоритетным вопросам, обозначенным государствами – членами ЕАЭС.
 • развитие единой системы транзита товаров в ЕАЭС (Союзе); 
 • определение общих принципов и подходов к установлению ответственности за несоблюдение требований права Союза в сфере таможенного регулирования.
Для решения этих непростых задач, которые позволят перейти на новый уровень таможенного администрирования, экспертами наших стран и Евразийской экономической комиссией ведется работа по внесению изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, иные международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения, и разрабатываются новые проекты международных договоров в рамках Союза
На площадке ЕЭК ведется подготовка проекта первого комплексного Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс. Расскажите подробнее об особенностях и значении данных изменений.
В проект первого комплексного Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс вошли поправки по приоритетным вопросам, обозначенным государствами – членами ЕАЭС.
Во-первых, это вопрос упрощения перемещения контейнеров. Сегодня в Таможенном кодексе контейнеры включены в термин «транспортное средство». Соответственно, при их ввозе на таможенную территорию Союза должно осуществляться таможенное декларирование, а таможенные органы контролируют сроки их нахождения на таможенной территории Союза.
Однако есть ситуации, когда подход, заложенный Кодексом, не применяется, так как международные конвенции, которые регулируют вопросы перемещения контейнеров, позволяют применять более упрощенные правила – ввоз или вывоз контейнеров без таможенного декларирования.
Коллизия норм международных конвенций и Кодекса привела к проблемам в правоприменительной практике при перемещении по территории ЕАЭС контейнеров, ввезенных в упрощенном конвенциальном порядке на территорию одного государства – члена Союза, а вывозятся с территории другого государства – члена Союза, которое, не являясь участником конвенции, требует соблюдения в отношении них норм Кодекса.
В условиях ограниченного парка контейнеров и необходимости их эффективного использования без задержек и простоев на таможне предложено максимально упростить их перемещение.
В частности, контейнеры, являющиеся транспортным оборудованием и используемые для перевозки товаров, будут перемещаться через границу без таможенного декларирования.
При этом таможня не будет контролировать сроки их нахождения на территории Союза и использование во внутренних перевозках, совершаемых «в попутном направлении» на территории Союза. Нововведения позволят снизить издержки перевозчиков, что повлияет на сумму транспортных расходов в цене ввозимых в Союз товаров и товаров, экспортируемых с территории Союза.
В первый проект Протокола также вошли поправки, направленные на упрощение ввоза на таможенную территорию Союза уловов, добытых судами государств – членов Союза в исключительной экономической зоне государств-членов, на континентальном шельфе или в открытом море, а также рыбной продукции, произведенной на таких судах из таких уловов, и уловов, выловленных судами третьих стран.
Сейчас Таможенный кодекс не относит такую продукцию морского промысла к товарам ЕАЭС, так как она добыта за пределами таможенной территории, соответственно, при ввозе подлежит таможенному декларированию. Однако данная продукция не является предметом торговли государств – членов Союза с третьими странами и по факту своего происхождения должна рассматриваться в качестве товара Союза, а не иностранного товара.
Согласно поправкам в Кодекс такие уловы и рыбная продукция будут признаваться товарами Союза и ввозиться без таможенного декларирования. Для этого при прибытии в таможенный орган должны быть представлены документы, содержащие сведения о месте вылова рыбы и произведенной из нее продукции.
Реализация данных поправок упростит ввоз рыбной продукции, приведет к снижению временных и финансовых издержек участников ВЭД, связанных с таможенным декларированием, сохранит или увеличит объемы квот, предоставляемых государствам-членам на вылов рыбы в исключительной зоне и открытом море.
Проектом Протокола планируется урегулировать еще один важный вопрос, направленный на исключение случаев так называемого лжетранзита, когда завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита осуществлялось без фактической доставки товаров, а дорогостоящие товары или товары, не предназначенные для их использования на таможенной территории Союза, «растворялись» без уплаты платежей.
В Кодекс предложены поправки, направленные на унификацию порядка совершения таможенных операций при завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита за счет исключения национального сегмента регулирования и передачи соответствующих полномочий Комиссии. Реализация данных поправок
сделает применение этой таможенной процедуры максимально прозрачной для всех участников транзитных перевозок, что позитивно повлияет на развитие транзитного потенциала Союза.
 Важный пул поправок в Таможенный кодекс – это поправки, направленные на обеспечение применения в Союзе Соглашения по вопросу использования навигационных пломб для отслеживания перевозок товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Применение Соглашения минимизирует контрольные мероприятия по пути следования, обеспечит прослеживаемость товаров и их законный оборот
на территории Союза и, как следствие, повысит транзитную привлекательность наших стран.
Для полноценного применения данного Соглашения определена новая мера, обеспечивающая проведение таможенного контроля, – отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб, которые должны относиться к средствам таможенной идентификации. А также вводится норма о неприменении таможенного сопровождения, если перевозка товаров отслеживается с использованием навигационных пломб.
Планируется урегулировать важный для Российской Федерации вопрос морских каботажных перевозок. Действующее право Союза не делает никаких исключений при совершении таможенных операций (прибытие, убытие, декларирование) для «внутреннего каботажа» между российскими морскими портами, когда водные суда осуществляют судоходство с внутренних причалов, но в связи с особенностями фарватера пересекают таможенную границу, не заходя при таком перемещении в иностранные порты.
Также не учитываются особенности перемещения товаров и транспортных средств между территорией Союза и находящимися либо строящимися на континентальном шельфе искусственными островами, сооружениями, установками, когда при этом также осуществляется неоднократное пересечение таможенной границы.
Поправки предусматривают, что операции, связанные с прибытием и убытием, не будут совершаться в отношении водных судов, осуществляющих внутренний каботаж, а вопросы прибытия и убытия товаров и транспортных средств, перемещающих товары между находящимися либо строящимися на континентальном шельфе искусственными островами, сооружениями, установками, будут регулироваться национальным законодательством. При этом эти категории судов и товаров не будут подлежать таможенному декларированию.
В первый комплексный Протокол планируется также включить поправки, направленные на дальнейшую унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД за счет увеличения перечня таможенных документов, требования к электронному виду которых будут определяться Комиссией, на развитие информационного взаимодействия в рамках общих процессов Союза и упрощение ряда таможенных операций и таможенных процедур.
Какие проблемы таможенного регулирования обостряются в условиях действия санкций и какие изменения в законодательстве требуются для противостояния текущим вызовам?
В марте 2022 года Союзу пришлось принять ряд мер, направленных на повышение устойчивости экономик в условиях санкционного давления. В рамках реализации данных мер в сфере таможенного регулирования приняты решения, которые упрощают таможенные формальности, сокращают сроки вовлечения в коммерческий товарооборот ввозимых товаров и снижают издержки участников ВЭД, содействуют легальной торговле в условиях текущей непростой экономической ситуации и нарушений привычных логистических схем.
В частности, расширен перечень товаров, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары. Такой упрощенный порядок распространен на товары, используемые в производстве социально значимых товаров и имеющие критическое значение для экономик (товары, используемые для производства и реализации продовольственной продукции, производства в легкой промышленности, электронной продукции, развития цифровых технологий, значительная номенклатура товаров повседневного спроса, а также товаров, необходимых для развития высокотехнологичных производств).
Увеличен до двух лет срок временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов некоторых категорий товаров: контейнеры и многооборотная тара, товары в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма, товары, ввозимые для оказания международной помощи и в целях содействия внешнеэкономической деятельности, морские суда.
Установлено новое основание для предоставления беспроцентной отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин сроком до шести месяцев. Теперь такая отсрочка может применяться в отношении любых товаров (кроме подакцизных, не используемых в производстве), поставляемых для системообразующих или градообразующих предприятий. Данная мера позволит таким предприятиям в условиях возможного финансового дефицита обеспечить эффективное планирование расходования денежных средств.
Утвержден перечень товаров, иных, чем предусмотрены Таможенным кодексом, а также перечень товаров, подлежащих быстрой порче, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке. Установление общих перечней позволяет сократить время прохождения таможенных формальностей для первоочередных товаров, вне зависимости от того, через какой участок границы они будут следовать.
Одно из новшеств – регулирование внешней интернет-торговли. Расскажите, пожалуйста,
что уже сделано в этом направлении.
Проект Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс Союза по вопросам внешней электронной торговли дорабатывается по результатам внутригосударственного согласования и готовится к подписанию.
Он предусматривает выделение товаров, приобретенных в рамках внешней электронной торговли, в отдельную категорию товаров с определением особенностей ее регулирования. Создается новый правовой институт – оператор электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами, приобретаемыми физическими лицами на зарубежных интернет-площадках, а также взаимодействие с этими интернет-площадками и таможенными органами.
В проект Протокола заложено таможенное администрирование двух логистических схем: «прямая поставка», когда товар приобретается физическим лицом на зарубежной интернет-площадке и отправляется этому физическому лицу из-за рубежа по почте или доставляется перевозчиком, или «поставка со склада», когда интернет-площадка заранее отгружает товары на таможенный склад оператора электронной торговли, за счет чего физическое лицо, которое купило товар на интернет-площадке, получает товар значительно быстрее.
Реализация данного Протокола позволит упорядочить таможенное оформление данной категории товаров, повысить скорость обработки грузов и эффективность таможенного контроля.
Как будут совершенствоваться нормы в отношении уполномоченных экономических операторов ЕАЭС?
В проект Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс вошла важная поправка, дающая возможность УЭО, имеющим большой стаж работы, рассчитывать на снижение размера обеспечения исполнения обязанностей с учетом всего срока их деятельности. Данная поправка позволит сократить издержки УЭО и перенаправить сэкономленные средства на иные цели.
На втором этапе будут обсуждаться поправки в Кодекс в части предоставления отдельных специальных упрощений таможенному представителю, имеющему статус УЭО, а также поправки, предоставляющие большую гибкость Союзу и государствам-членам при заключении соглашений с третьими странами о взаимном признании УЭО. Реализация таких поправок должна сделать институт УЭО важнейшим элементом продвижения экспорта, так как позволит обеспечить компаниям-УЭО упрощенный выход на зарубежные рынки за счет получения таможенных упрощений.
Ведется работа по реализации полномочий Комиссии в части определения дополнительных специальных упрощений. В июле 2022 года принято решение Совета Комиссии, которое дает возможность совершения операций по маркировке иностранных товаров средствами идентификации без разрешения таможенного органа. Упрощение позволяет минимизировать затраты, связанные с маркировкой товаров, ускорить процесс ввода товаров в оборот, оптимизирует процесс хранения и маркировки иностранных товаров.
В настоящее время обсуждается проект решения Комиссии, определяющий типовые требования к системе учета товаров УЭО.
Система учета товаров УЭО обеспечивает прослеживаемость информации об иностранных товарах, и разработанные типовые требования впоследствии будут основой для расширения упрощений, предоставляемых УЭО, в том числе с учетом международных стандартов и международной практики.
Как Вы оцениваете уровень взаимодействия участников ЕАЭС по совершенствованию Таможенного кодекса с учетом практики его применения?
Для проведения работы по подготовке поправок в Кодекс на площадке Комиссии создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли заместители руководителей заинтересованных министерств и ведомств, должностные лица Комиссии и представители бизнес-сообщества.
Высокий уровень ее участников – залог качественного и оперативного принятия необходимых решений. Участие в данной работе представителей бизнес-сообщества позволяет обеспечивать баланс интересов всех участников таможенных правоотношений.
Непосредственной подготовкой соответствующих изменений в Кодекс занимается экспертная группа. На сегодняшний день проведено девять заседаний рабочей группы и 54 заседания экспертной группы, по результатам которых подготовлены поправки по 111 приоритетным вопросам, обозначенным сторонами.
Высокий темп работы, огромная заинтересованность сторон и Комиссии в подготовке поправок в Кодекс, которые смогут упростить таможенные формальности, но не снизить эффективность таможенного контроля, позволили достигнуть компромисса по ряду важных концептуальных вопросов и согласовать необходимые для всех стран поправки.
Ассоциация банков России предлагает повысить недекларируемый лимит на ввоз в Россию иностранной валюты в 10 раз – до 100 тыс. долл. США. Насколько целесообразна такая мера и планируются ли в связи с этим изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС?
Предложение о повышении недекларируемого лимита для наличной иностранной валюты в Комиссию не поступало. При этом величина такого лимита зафиксирована в Таможенном кодексе, и в случае принятия решения о его повышении внесения изменений в Кодекс не избежать.
Вместе с тем инициаторам такого предложения необходимо также помнить о международных обязательствах в данной сфере: в частности, о международных стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), разработанных в целях воспрепятствования возможности использования наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу, для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Увеличение недекларируемого лимита наличных денежных средств сделает непрозрачным перемещение через границу достаточно больших объемов валюты, поэтому такое предложение требует всесторонней и взвешенной оценки как представителями банковского сектора, так и государственными контролирующими органами.

Источник: Журнал Таможня №2, 2023
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Одобрен пакет поправок в Договор о ЕАЭС
  • ЕЭК выделила в ТН ВЭД ЕАЭС грубо обработанную древесину и древесину глубокой обработки
  • Нововведения Таможенного кодекса ЕАЭС
  • Меняется порядок отнесения товаров к культурным ценностям и порядок их перемещения
  • Башкортостанскую таможню возглавил Юрий Владимиров

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.