Жизненный путь первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Валентиновича Давыдова – интересный и непростой. И главным этапом на пути стала служба в таможенных органах.
Руслан Валентинович, ваша профессиональная деятельность состоит из трех периодов: физик, дипломат, таможенник. Какие особенности у каждого этапа, наиболее яркие события, уроки накопленного опыта?
Родился и вырос я в закрытом городе физиков-атомщиков Свердловске-44, успел поработать там на комбинате по обогащению урана. А после окончания Московского инженерно-физического института (факультет автоматики и электроники) работал в НИИ системы Министерства среднего машиностроения СССР. Мы делали системы охранной сигнализации для границы и для специальных объектов. Тогда же впервые довелось поработать на границе – в городе Гродно в Беларуси, где занимался аналитикой и оценкой эффективности охранных систем. Там была пограничная застава, где мы проводили промышленные испытания наших систем. Уже тогда, в середине 80-х годов, отрабатывали методики взаимодействия человека с автоматизированными системами: реагирование пограничников на сигналы тревоги, классификацию сигналов и отработку ложных срабатываний. Опыт, связанный с разработкой и внедрением систем автоматизированного управления, пригодился и в таможне. Но тогда еще об этом, конечно, не думал. Время было непростое: начинался распад страны. Многим физикам пришлось оставить профессию – из нашей институтской группы в 23 человека к 1994 году по специальности работали лишь трое. Я получил второе высшее образование по специальности «экономика и управление» в Российской академии государственного управления (сейчас это РАНХиГС). После этого перешел на дипломатическую работу. Работал в двух странах: в США (Сан-Франциско) и Аргентине (Буэнос-Айрес). В Сан-Франциско занимался развитием внешнеэкономических связей России и США, и этот опыт впоследствии тоже очень пригодился в таможне. Одно из ярких воспоминаний – участие в подготовке и проведении сессии российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (она еще называлась комиссией Гор – Черномырдин) в 1998 году. Тогда удалось вплотную поработать с ведущими американскими компаниями IT-сектора (Yahoo, Cisco Systems), увидеть их деятельность изнутри. Интересным был опыт взаимодействия с венчурными компаниями Силиконовой долины, которые буквально на глазах вырастали из скромных офисов в бизнес-инкубаторах в солидные международные корпорации. Так получилось, что с темой информационных технологий, автоматизацией я был связан большую часть своей жизни. Кстати, недавно получил еще один диплом – Центра подготовки руководителей цифровой трансформации В ШГУ РАНХиГС. Считаю, что учиться необходимо: если ты не развиваешься, значит, идешь назад.
Как вы перешли к службе в таможне? С чего начинался путь таможенного офицера?
На первый взгляд все случилось довольно неожиданно. В 2008 году меня пригласили на собеседование к тогдашнему главе Федеральной таможенной службы Андрею Юрьевичу Бельянинову. Ему требовался советник с опытом международной деятельности и знаниями информационных технологий. Таможня взяла курс на автоматизацию и ускоренное развитие информационно-коммуникационных систем. Поставленные задачи в масштабе страны показались мне интересными и амбициозными. Да и, честно говоря, захотелось уже закончить с кочевой жизнью, вернуться на родину. С первых дней таможня поразила меня своей многогранностью. Мне сразу повезло повстречать сильных, профессионально высоко подготовленных в самых разных областях людей, у которых можно было многому научиться и в экономике, и в статистике, в правоохранительной деятельности, и даже международной, которую, как мне казалось, я знал довольно хорошо.
Какими вопросами приходилось заниматься в должности советника, главного советника руководителя ФТС России? Что считаете своей первой профессиональной удачей?
На должности советника руководителя ФТС России я сразу начал заниматься вопросами международного сотрудничества и автоматизации таможенных процедур, перевода таможенных операций в электронный вид. Ведущим экспериментальным постом, на котором отрабатывались новые технологии, был тогда знаменитый Каширский пост. Кстати, его начальником в то время был Валерий Иванович Селезнев, который теперь возглавляет Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В сентябре 2008 года на Каширском посту была выпущена первая электронная декларация, поданная по сети Интернет. И это стало сигналом к внедрению электронного декларирования, ускорения и упрощения таможенных операций. Ведь до этого декларанты, отстояв очередь, протягивали в окошко инспектору толстые пачки документов – грузовые таможенные декларации в бумажном виде, выпуск которых в стандартном варианте мог длиться три-четыре дня. Андрей Юрьевич, посетив в начале 2009 года Каширский пост и ознакомившись с технологией подачи и выпуска электронной декларации по сети Интернет, перспективу сразу оценил и сказал: «Это хорошо. Но почему у нас только один такой пост? Давайте сделаем 100 таких постов». Но мы с коллегами подумали и ответили: «Почему только 100? Давайте каждый пост сделаем таким». В результате системных усилий всего коллектива Федеральной таможенной службы к 2014 году технология подачи и выпуска деклараций по сети Интернет была внедрена во всех таможенных органах, а электронное декларирование товаров стало обязательным в силу закона о таможенном регулировании.
В 2012 году вы стали заместителем главы Федеральной таможенной службы. Этот год был для таможни богат на события: начала функционировать Евразийская экономическая комиссия, заработал новый институт – уполномоченного экономического оператора. А чем вам запомнился этот этап службы, что требовало наибольших усилий?
Работа с первым лицом в качестве советника, безусловно, давала огромные преимущества: новые идеи и технологии, если руководитель соглашался с предложенными решениями, внедрялись достаточно быстро и без мучительных, как это иногда бывает, внутриведомственных согласований. Однако, впервые в своей жизни оказавшись в роли советника, я скоро понял, что есть в этой должности и определенные ограничения, главное из которых – это работа без своего коллектива. А, как говорится, один в поле не воин. Привычнее было иметь круг четко очерченных практических задач с конкретной ответственностью. Моя просьба о переходе была удовлетворена, и я был назначен на должность первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля. Работа в ГУОТОиТК завершила первый этап моего таможенного образования и становления, дала мне уверенность в своих силах, позволила на практике реализовывать те идеи и предложения, которые я выдвигал в качестве советника. Поэтому, конечно же, и теперь, по прошествии многих лет, я отношусь к этому управлению с особой теплотой и требовательностью. О должности заместителя руководителя, честно говоря, не думал. Правда, когда такое предложение поступило, не очень удивился и понял, что это и есть та возможность реализовывать значимые проекты в масштабе всей страны, о которых был разговор на первом собеседовании при приеме на работу в таможенную службу. С тех пор как я стал заместителем руководителя, основным направлением моего кураторства были и остаются вопросы организации таможенного контроля и внедрения передовых таможенных технологий. Большим и очень полезным опытом на этом этапе работы считаю также курирование информационно-технического и правоохранительного блоков.
Как расширился круг обязанностей, вопросов, целей в связи с назначением на должность первого заместителя руководителя ФТС России?
Новое назначение случилось вскоре после вступления в должность руководителя ФТС России Владимира Ивановича Булавина. Конечно же, это и большое доверие и огромная ответственность, особенно когда остаешься «на хозяйстве» на период отпуска или командировок руководителя. Здесь возникает особое чувство, когда ты должен ни в коем случае не подвести, обеспечить, чтобы таможенная машина продолжала работать как часы. С приходом Владимира Ивановича наступил новый этап развития российской таможни. Была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Комплексная программа развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая сейчас вступила в свою завершающую стадию. Оглядываясь назад, можно смело сказать, что 2017–2020 годы стали этапом революционных изменений, которые окончательно превратили нашу службу в современную, мощную, высокотехнологичную и эффективную структуру государственного управления. Результаты реформ налицо: созданы и размещены на государственных площадях в комфортных для сотрудников условиях 16 центров электронного декларирования, подчиненных электронным таможням, которые функционируют по единым стандартам и правилам. От электронного декларирования мы перешли к полномасштабной автоматизации совершения таможенных операций – например, уже около 37% всех экспортных деклараций выпускаются полностью автоматически, без участия таможенных инспекторов. В 2020 году более 1 млн деклараций на товары и по импорту, и по экспорту будут выпущены автоматически. Коренным образом изменились взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности. С бизнес-сообществом у нас тесно налажена обратная связь, переформатирована работа Общественного и Экспертно-консультативного советов, при котором созданы комиссии по взаимодействию с бизнесом. В рамках этих комиссий в приоритетном порядке рассматриваются предложения деловых кругов по совершенствованию таможенного администрирования, наиболее актуальные из которых внедряются в практическую деятельность таможенных органов. Наконец, разработана и в июне 2020 года утверждена председателем Правительства Российской Федерации Стратегия развития таможенной службы до 2030 года, при реализации которой будет формироваться облик таможни будущего – «интеллектуальной таможни».
Расскажите о своей работе во Всемирной таможенной организации. Какие основные задачи решались в этот период?
Всемирная таможенная организация, или ВТамО, как ее сокращенно называют, является единственной всемирно признанной организацией, вырабатывающей актуально стандарты и рекомендации в области таможенного дела. Следование стратегическим установкам ВТамО дает четкое понимание целей, установок и задач таможенных администраций во всем мире. Есть четыре основных направления таможенной деятельности, как их определила Всемирная таможенная организация. Это упрощение и гармонизация таможенных процедур в целях содействия развитию международной торговли; своевременный, полный и правомерный сбор всех причитающихся платежей в бюджет государства; обеспечение безопасности общества, защита граждан и окружающей среды; наконец, институциональное развитие таможенных органов, один из ключевых элементов которого на современном этапе – это цифровизация. Российская таможня имеет богатую и достойную историю работы во Всемирной таможенной организации. С 1996 по 2001 год заместителем генерального секретаря ВТамО был Леонид Аркадьевич Лозбенко. Это второй по значимости пост в исполнительной иерархии этой организации. Леонид Аркадьевич по-прежнему остается авторитетным и активным участником международного таможенного движения: он является членом Консультативного совета частного бизнеса ВТамО. Приобретя необходимый опыт и понимание задач ВТамО, в 2014 году я в качестве представителя от России возглавил комитет по аудиту этой организации. А в 2016 году при поддержке коллег из стран СНГ, БРИКС, Европейского союза и Латинской Америки был избран председателем Совета Всемирной таможенной организации, а в период 2017–2019 годов был вице-председателем ВТамО – председателем ее крупнейшего европейского региона. В эти годы у России появилась возможность формировать повестку и приоритеты работы Всемирной организации. В частности, нам удалось продвинуть такие важнейшие приоритеты, как регулирование международной электронной торговли, создание собственной системы оценки деятельности таможенных администраций, противодействие незаконному движению капиталов и продвижение русского языка как одного из рабочих языков организации. По нашей инициативе и при непосредственном активном участии были разработаны и приняты Рамочные стандарты регулирования электронной торговли ВТамО. Хотел бы отметить плодотворную и эффективную работу во ВТамО в этот период наших коллег: Владимира Владимировича Ивина и Дмитрия Геннадьевича Субочева, которые, возглавляя представительство ФТС России в Бельгии, несли на себе основную тяжесть кропотливой повседневной организаторской работы. Хочется верить, что Всемирная таможенная организация сумеет преодолеть кризис, возникший на почве вопроса о признании так называемого края Косово в качестве члена организации, и направить свои основные усилия на поддержание как собственного статуса, так и роли национальных таможенных служб, авторитет и значение которых, например, в странах Евросоюза в последние годы неуклонно снижается. Наверное, для Евросоюза этот феномен объясняется в первую очередь тем, что там многие страны вообще не имеют таможенных границ, и поэтому таможенные службы имеют ограниченный функционал. Хочется отметить, что у российской таможни, напротив, самый разнообразный круг задач и функций: здесь все часовые и климатические пояса, тысячи километров границы, все виды транспорта, все разнообразие таможенных процедур, а также целый набор функций по иным видам контроля. ФТС России является одной из крупнейших таможенных администраций мира, во Всемирной таможенной организации она по праву признается одной из самых эффективных и авторитетных служб.
Какие планы на ближайшее время и на долгосрочную перспективу, что сейчас считаете главной задачей?
Я уже говорил о нашей Комплексной программе развития до 2020 года. Сегодня наши ЦЭДы – это настоящие фабрики электронного декларирования, фундамент для дальнейшего развития таможни. Моя главная профессиональная задача сегодня – сделать все, чтобы Комплексная программа – 2020 была реализована до конца текущего года в полном объеме, несмотря на кризис, коронавирусную инфекцию и другие возможные препятствия. А дальше – выполнение задач, обозначенных Стратегией-2030. Человеку нужны рубежи.
Какое место в вашей жизни занимает спорт?
В молодости серьезно занимался греблей на байдарке – был чемпионом Свердловской области в одиночке на дистанции 10 км, увлекался лыжами, играл в футбол. В прошлом году сдал нормы ГТО на золотой значок, пробежал Московский полумарафон. Собирался в этом году замахнуться на полный марафон, но пока коронавирус отменил эти планы. К сожалению, пандемия в целом приостановила физкультурное движение в ФТС России, ведь обычно у нас проходят занятия любительских секций по волейболу, футболу, стрельбе. Наши команды становятся победителями и призерами региональных и всероссийских турниров по этим видам спорта. Какие у вас любимые книги? В первую очередь это русская и советская классика. Жена Татьяна – заслуженный учитель, преподаватель русского языка и литературы – за 36 лет совместной жизни привила мне вкус к хорошим книгам. Сильное впечатление еще в молодости произвел «Тихий Дон» своим неоднозначным для советского времени осмыслением событий, описанием трагичности революционного времени.
Произведения Толстого, Достоевского, Пушкина дают возможность попытаться понять душу и смысл существования русского человека. В последние годы больше читаю специализированную литературу по экономической тематике: Адама Смита, Томаса Пикетти, Сергея Витте. Большое впечатление на меня произвели записки Дмитрия Ивановича Менделеева «Заветные мысли. Познание России». Кстати, Дмитрий Иванович был автором ряда трудов по таможенной тематике, таможенный тариф 1891 года разработан под его руководством, он же методологически обосновал природу взимания таможенной пошлины, заложил основу системы тарификации товаров. Чтобы не забыть язык, иногда читаю в оригинале иностранных авторов. Недавно перечитал «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя.
Что вам помогло состояться в профессии, кого бы назвали своими учителями?
Наверное, можно сказать, что в таможне я оказался в нужное время в нужном месте. Постоянно приходилось осваивать и развивать новые, наиболее востребованные направления деятельности ФТС России. В таможне немало настоящих профессионалов, у каждого из которых есть чему поучиться. До меня должность первого заместителя руководителя занимал Леонид Аркадьевич Лозбенко, а сегодня мы взаимодействуем с ним как с председателем Общественного совета ФТС России. Мне всегда в жизни везло на руководителей. В этом плане идеальным учителем оказался Владимир Иванович Булавин, у которого профессионализм, порядочность и готовность осваивать новое сочетаются с прекрасными человеческими качествами. В свое время серьезным стимулом для повышения профессионализма, особенно в области классификации товаров, стала для меня совместная работа с Татьяной Николаевной Голендеевой. Я тогда поставил себе задачу так же хорошо изучить особенности работы экономического блока таможни.
Таможенный дух – какой он? Действительно ли таможенник – профессия особая?
Российская таможня – институт особый, в Америке это назвали бы melting pot («плавильный котел»). Здесь высокие требования. Профессиональный таможенник не только тот, у кого больше стаж, а тот, кто в совершенстве владеет таможенной профессией и все время учится новому. В ФТС России сегодня работает целая плеяда людей с самым разным опытом: экономисты, информационщики, военные, сотрудники спецслужб, дипломаты, финансисты, хозяйственники. Сегодня наша таможня – разносторонняя, сильная, перспективная, сочетающая опыт и молодость. Думаю, так будет всегда.
Руслан Валентинович, продолжите фразу: «Таможня для меня – это…»
Таможня – моя судьба, этим все сказано.
Источник: журнал Таможня №6 [445] 2020 год