Руководитель ФТС России Владимир Булавин 30 января 2020 года выступил на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа», где рассказал о стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования. Он сообщил, что деятельность ФТС России в 2019 году проходила в условиях применения обновленной нормативно-правовой базы и масштабного реформирования таможенных органов. Владимир Булавин: «Нам удалось перевести эти процессы в управляемый режим. Не только не допустить снижения качества работы, но и повысить ее эффективность». Реформа таможенных органов предполагает существенное сокращение и укрупнение мест таможенного декларирования – до 16 центров электронного декларирования. На сегодняшний день уже функционируют 12 из них. Владимир Булавин: «Первый опыт работы центров показал, что нам удалось повысить результативность контроля, добиться большего единообразия в принятии решений, существенно снизить коррупционные риски. Все это отразилось на увеличении собираемости таможенных платежей». Проводимая реформа открыла новые возможности и для дальнейшей цифровизации таможенных процессов, их ускорения и упрощения. ФТС России внедрила в работу технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций, широко применяются цифровые наработки и по другим направлениям. Владимир Булавин: «Быстрое и объективное принятие решений стало важным фактором в создании комфортной среды для ведения бизнеса. При этом выстроенный конструктивный диалог с бизнес-сообществом привел к заметному снижению конфликтного потенциала в таможенной сфере». Создание благоприятных условий для ведения ВЭД является задачей ФТС России и при реализации национальных проектов. Так, в рамках программы «Международная кооперация и экспорт» были выдвинуты предложения по обустройству пунктов пропуска. По мнению главы таможенной службы, «их слабая техническая оснащенность и обустройство являются препятствием на пути динамичного развития внешней торговли», поэтому данный вопрос заслуживает особого внимания со стороны всех органов власти». В рамках национальной программы «Цифровая экономика» проводится работа по обеспечению круглосуточного функционирования всех информационных систем таможенных органов с необходимым уровнем производительности, отказоустойчивости и полным резервированием. В соответствии с решением Президента России в настоящее время ведутся работы по созданию собственного главного центра обработки данных ФТС России. Проводимые мероприятия должны гарантировать необходимую скорость и безаварийность работы программных средств. Дальнейшее развитие таможенной службы России будет напрямую связано с внедрением цифровых технологий во все сферы деятельности. Этот подход заложен в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Владимир Булавин: «Главным вектором в Стратегии 2030 обозначен переход от электронной таможни к таможне интеллектуальной. Ряд значимых проектов планируется реализовать за счет наполнения цифровых систем элементами искусственного интеллекта». Один из основных проектов Стратегии – реализация модели «интеллектуального» пункта пропуска. Построенная на принципах автоматизации всех контрольных процедур и предполагающая их сосредоточение в единой цифровой платформе, модель позволит безрисковым партиям практически безостановочно проходить таможенную границу. Приоритетной задачей также станет внедрение онлайн-категорирования товарных партий. «Решение о необходимости применения к партии дополнительных мер контроля – осмотра, досмотра и других будет зависеть, прежде всего, от характеристик самого товара, условий его перемещения и степени добросовестности декларанта», – отметил Владимир Булавин. Другое важное направление – создание безопасных цепей поставок за счет взаимного признания уполномоченных экономических операторов с таможенными администрациями зарубежных стран. Глава таможенной службы подчеркнул, что информационному взаимодействию с иностранными коллегами и цифровизации таких контактов в Стратегии 2030 уделено особое внимание. Владимир Булавин: «Цифра» станет платформой для общения с представителями отечественного и зарубежного бизнес-сообщества, свяжет таможенные службы и контролирующие органы». От реализации намеченных целевых ориентиров ведомство ожидает значительного улучшения условий осуществления внешнеторговой деятельности, снижения временных и финансовых издержек бизнеса. При этом таможенные процедуры не должны трактоваться как скрытые ограничения, а служба должна оставаться результативной для государства и защищать его интересы. Владимир Булавин: «Уверен, что достижение намеченных в Стратегии целей внесет значительный вклад в улучшение бизнес-климата в России и повышение ее инвестиционной привлекательности». В завершение выступления руководитель таможенной службы ответил на вопросы сенаторов о предпринимаемых таможенными органами мерах по борьбе с незаконным ввозом санкционной продукции, функционировании ЦЭДов, перетоке товаров между странами-участницами ЕАЭС, контроле за оборотом лесоматериалов, раскрытии индикаторов таможенной стоимости товаров. Подводя итоги «Парламентского часа», председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала положительную оценку деятельности таможенной службы. Валентина Матвиенко: «В последние годы ФТС России провела масштабную работу, и сегодня мы отмечаем положительные сдвиги в таможенном администрировании. Это касается как качества таможенного контроля, так и взаимодействия с бизнесом. Рассчитываем, что реализация тех проектов и направлений, которые вы заложили в Стратегию 2030, в дальнейшем будет способствовать укреплению экономической безопасности государства». СПРАВКА: По предварительным данным таможенной статистики, в 2019 году объем внешней торговли России составил 665 млрд долл. и по сравнению с 2018 годом снизился на 3,3%. В том числе экспорт снизился на 6% и составил 423 млрд долл., импорт увеличился на 1,7% и составил 243 млрд долл. ФТС России в 2019 году в федеральный бюджет перечислено 5729 млрд руб., что на 90 млрд руб. (или на 1,5%) выше значения контрольного задания. Из них при импорте – 3345 млрд руб., при экспорте – 2291 млрд руб. С применением системы управления рисками довзыскано более 32 млрд руб., что на 49% выше показателя 2018 года. В 2019 году оформлено более 5 млн деклараций на товары, поданных 110 тыс. участников ВЭД. Из них 1,76 млн экспортных деклараций и 3,25 млн импортных. В автоматическом режиме зарегистрировано почти 3 млн деклараций. Показатель авторегистрации превысил при экспорте 87%, а при импорте – 69%. Автоматически выпущено 640 тыс. деклараций. При экспорте – около 76%, при импорте – более 57%. Количество таможенных проверок (на этапе после выпуска товаров) сократилось на 17%, а их средняя эффективность выросла в 2 раза и составила 7,7 млн руб. на одну проверку. Всего по результатам проверок в 2019 году доначислено 17 млрд руб. В результате работы мобильных групп проверено 80 тыс. транспортных средств. Выявлено почти 106 тыс. тонн запрещенных к ввозу товаров, в том числе 4 тыс. тонн санкционных. В рамках валютного контроля проведено 10 тыс. проверок; выявлен ущерб на сумму 86 млрд руб. Предотвращено незаконных валютных операций на сумму 1,2 млрд долл. В 2019 году возбуждено 2 тыс. уголовных и 150 тыс. административных дел. Взыскано штрафов на сумму более 2 млрд руб. Из незаконного оборота изъято более 12,4 тонн наркотических средств, что составляет половину объема наркотиков, проходящих в качестве вещественных доказательств по уголовным делам всех правоохранительных органов страны.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|