Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  


» Цифровые тренды
7 октября 2019 | Новости таможни
Глобальные преобразования в современном мире меняют место и роль таможенных органов в обеспечении безопасности государства. Появляются новые приоритетные направления развития таможенного дела. О подробностях этой трансформации рассказал заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин.
Владимир Владимирович, какие мировые и национальные тенденции оказали влияние на новые приоритеты развития таможни, закладываемые в Стратегию развития – 2030?
Приступая к подготовке проекта стратегии, необходимо было эффективно соотнести развитие таможни с общемировыми, интеграционными и национальными тенденциями. Современный мир движется к формированию полицентричной международной системы. В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Российская Федерация проводит политику, направленную на обеспечение равноправного и активного участия в современной системе мирохозяйственных связей.
 Внешние и внутренние факторы в области внешней торговли трансформируют место и роль ФТС России в системе обеспечения безопасности государства, прежде всего экономической безопасности, а также приоритетные направления ее развития. Несомненно, при разработке проекта стратегии, которая задает вектор развития таможни на ближайшее десятилетие, учтены актуальные условия и тенденции развития и регулирования международной торговли и экономики, влияние на них политических процессов, а также технического и технологического прогресса. Основой нового стратегического документа ФТС России является инфраструктурное развитие, максимально возможное применение инновационных методов и цифровых технологий, превращающих таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс.
Как соотносится правовая база Союза с этим цифровым направлением развития? Включено ли в обсуждение этого вектора развития бизнес-сообщество наших стран?
Да, вы правы, информационные технологии и цифровизация процессов – важнейшие направления развития таможенного дела не только в Российской Федерации, но и на наднациональном уровне Евразийской экономической комиссии. Высшим Евразийским экономическим советом утверждены основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
А развивающаяся правовая база Союза полностью учитывает внедрение информационных технологий в самых разных аспектах интеграционного процесса.
Для проработки инициатив и реализации цифровых проектов Евразийской экономической комиссией организуются экспертные площадки с участием представителей государственных органов государств-членов, бизнес-сообществ, научных организаций, а также независимых международных, национальных и иностранных экспертов.
В целях выработки предложений по вопросам совершенствования таможенного регулирования на площадке ЕЭК функционирует Консультативный комитет по таможенному регулированию, а также рабочие группы по различным направлениям, в которых участвуют представители ЕЭК, таможенных служб государств-членов и бизнес-сообществ.
Вообще, уникальной особенностью ТК ЕАЭС является то, что он разрабатывался при активном участии делового сообщества. В результате в ТК ЕАЭС вошло 70% поступивших от представителей бизнес-сообщества предложений и инициатив.
В ФТС России также успешно функционируют площадки для открытого диалога – Экспертно-консультативный совет по реализации таможенной политики при ФТС России и Общественный совет. Подготовка федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и формирование новых подходов к дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования проходили в формате конструктивного диалога с бизнес-сообществом. Удалось выработать совместные компромиссные решения, направленные на устранение барьеров для осуществления внешней торговли при соблюдении баланса интересов бизнеса и государства.
 Еще на начальном этапе подготовки Стратегии развития таможенной службы до 2030 года мы обращались за рекомендациями к Общественному совету при ФТС России. Радует, что ожидания бизнес-сообщества и ФТС России насчет дальнейшего развития таможенной службы совпадают.
В этом году пятилетний юбилей отметил Евразийский экономический союз. Какова роль таможенных органов в укреплении евразийской интеграции и какие у вас прогнозы по развитию Союза?
Таможенное регулирование – одна из самых динамично развивающихся сфер евразийской интеграции и база для обеспечения свободы перемещения товаров в Евразийском экономическом союзе.
 Безусловно, сотрудничество с партнерами по Евразийскому экономическому союзу является для ФТС России приоритетным направлением в международной деятельности. Как отмечалось на юбилейном саммите ЕАЭС, еще одним перспективным и серьезным направлением на площадке Союза может стать так называемая стратегия «Большой Евразии» или «Большого Евразийского партнерства». Она предполагает особый формат сотрудничества между ЕАЭС как интеграционным центром и внешними партнерами, причем как на Западе, так и на Востоке. В своих контактах с зарубежными таможенными службами ФТС России продолжает продвигать данные подходы. Так, например, ФТС России использовала все усилия, чтобы не дать умереть проекту создания единого транзитного пространства от Лиссабона до Владивостока. В этой связи очень надеемся, что соответствующие посылы, озвученные Президентом Франции после его недавней встречи с Президентом Российской Федерации, найдут свою реализацию силами обновленного состава Еврокомиссии, ведь только такой подход позволит активно развивать транспортную, телекоммуникационную и энергетическую инфраструктуру и вывести партнерство на качественно новый уровень.
Какие успехи достигнуты в реализации Программы взаимодействия таможенных служб – членов ШОС?
Шанхайская организация сотрудничества является для ФТС России приоритетным направлением в работе с международными организациями. Одним из наиболее активных и продуктивных органов ШОС является Специальная рабочая группа по таможенному сотрудничеству. Сейчас рабочая группа активно развивает сотрудничество в области управления рисками при проведении таможенного контроля, идет обмен опытом по вопросам оценки эффективности существующих систем, информацией о стандартах по категорированию участников ВЭД.
Отдельно стоит отметить активизацию взаимодействия таможенных служб государств – членов ШОС в правоохранительной сфере. Так, в рамках реализации Программы взаимодействия утвержден регламент, который позволяет использовать круглосуточные контактные пункты для обмена информацией о товарах по каналам оперативной платформы CENcomm RILО-Москва. Также в рамках группы прорабатывается вопрос об обмене сведениями по трансграничному перемещению озоноразрушающих веществ.
 Что касается вопроса о каких-либо проблемах, хочу отметить, что при реализации указанной программы взаимодействия их не возникало. Заседания проходят в доброжелательной атмосфере, в конструктивном ключе. Такой подход позволяет выводить таможенное сотрудничество в рамках ШОС на качественно новый уровень.
ФТС России ведет работу по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов. С какими странами удалось достичь взаимного признания, с какими работа проводится в настоящее время?
Институт уполномоченного экономического оператора является общемировым таможенным трендом в области упрощения таможенных процедур. Для наших иностранных коллег, в частности из Кореи, Японии, США, Китая, Европейского союза, этот формат взаимодействия с бизнесом развивается на протяжении последнего десятилетия, а для ФТС России УЭО это достаточно новое направление.
Следует отметить, что благодаря новому Таможенному кодексу ЕАЭС статус УЭО в России был максимально приближен к международным требованиям Всемирной таможенной организации, а именно к рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли. Это позволило ФТС России включиться в работу по взаимному признанию УЭО с зарубежными странами. И это является для нас стратегической задачей.
 Сейчас ведется активный диалог с коллегами из Китая, Гонконга, Южной Кореи, Турции и Японии. Наиболее конструктивно работа продвигается с таможенными службами Китая и Кореи. Так, в апреле 2019-го с ГТУ КНР подписаны план действий и дорожная карта по заключению соглашения о взаимном признании УЭО. Эти документы определяют этапы работы по разработке и подготовке к подписанию протокола о взаимном признании УЭО, что планируется реализовать до 2020 года, а также устанавливают конкретные мероприятия и сроки их выполнения. С корейскими партнерами аналогичные документы подписаны в июне 2019 года.
Каковы основные тенденции развития таможенного дела в зарубежных странах?
На сегодняшний день основными мировыми тенденциями в области таможенного администрирования являются внедрение перспективных информационных технологий, телекоммуникации, связи, системы «единое окно», интеллектуальной обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов и систем отслеживания товаров. Фактически традиционно сложившийся стиль работы таможен трансформируется в формат электронной таможни. Одновременно с этим таможенные службы увеличивают свой вклад в развитие национальных систем безопасности, пресечения трансграничных нарушений, нелегальных финансовых потоков, распространения терроризма и т.п. Из наших основных партнеров несомненным лидером на этом треке является Китай. Крупные китайские интеграторы, такие как Huawei и Nuctech, целенаправленно работают на развитие таможенной и логистической инфраструктуры. В рамках проекта «Интеллектуальная таможня» китайскими партнерами построено пять пунктов пропуска на самом современном уровне. В случае отсутствия рисков для выпуска товаров на них требуется всего три – пять минут, а при срабатывании профиля максимальный срок таможенного досмотра не превышает трех часов.
В мировой практике уже наработано достаточно много технологических решений, на которые целесообразно ориентироваться. Например, в Голландии в порту Роттердам на огромной территории трудятся всего два человека, практически полный комплекс грузовых операций обеспечивают роботы.
В Японии используется автоматизированная информационная система межведомственного взаимодействия. Ее особенность заключается в том, что она включает в себя информационные подсистемы абсолютно всех государственных органов.
 Таможенной службой Кореи первой в мировой практике была внедрена система стопроцентного электронного декларирования и таможенного оформления, которая в настоящее время работает в автоматизированном и круглосуточном режиме.
Российская внешнеторговая деятельность. В каком состоянии она сейчас находится? Как меняется?
Во внешней торговле России в последнее время произошли ощутимые перемены. Существенное влияние оказали не только колебания цен на нефть и курса национальной валюты, но и введение рядом стран торгово-экономических санкций. Политико-экономическая ситуация привела к существенному снижению товарооборота с отдельными государствами, в первую очередь со странами Евросоюза и Украиной. Однако принятые правительством страны меры позволили сформировать положительные тенденции во внешнеторговом обороте России.
Если в 2017 году товарооборот Российской Федерации с третьими странами (без учета государств – членов ЕАЭС) составлял 533 млрд долл., то в 2018 году – уже 631 млрд долл.
В последнее время возросли объемы несырьевого неэнергетического экспорта. Так, если в 2013 году его доля составила 23% от объемов экспорта, то в 2018 году – 33%, или 148,6 млрд долл. Наиболее значимыми поставками несырьевого неэнергетического экспорта являются черные металлы, удобрения, механическое оборудование, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из древесины, алюминия и меди, злаки.
Причинами снижения стоимостных объемов импорта стали запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда стран, приостановление действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.
В течение последних пяти лет наибольшее снижение импорта в стоимостном выражении наблюдалось в 2016 году – 58% к уровню 2013 года. В 2017 году тенденция на снижение сменилась ростом до 72% к уровню 2013 года, а в 2018 году – до 76%.
Наметившийся рост стоимостных и объемных показателей импорта говорит о том, что российские предприятия адаптируются к работе в условиях санкций, в том числе путем налаживания новых экономических связей. Так, например, яблоки, ранее ввозившиеся преимущественно из Польши, теперь поставляются из Республики Молдова, Китая, Чили, Южной Африки. Персики, ранее ввозившиеся преимущественно из Испании и Греции, сегодня ввозятся из Узбекистана, Турции и Грузии.
В настоящее время вектор международной торговли России смещается в сторону стран АТЭС, на долю которых в 2018 году пришлось более 30% товарооборота, в то время как в 2013 году их доля составила 25%. Основными партнерами являются Китайская Народная Республика, Сингапур и Вьетнам. Торговля с Китаем развивается наиболее активно. Главами государств поставлена задача увеличить к 2024 году взаимный товарооборот до 200 млрд долл. США. Одновременно в последние годы возрос товарооборот с такими странами, как Египет, Бангладеш, Бразилия и Узбекистан.
Также необходимо отметить курс на уход от доллара в международных расчетах за поставляемые товары. В последнее время наши торговые партнеры стали переориентироваться в расчетах на рубль и иные валюты.
Все эти тенденции позволяют надеяться, что самые острые моменты в сфере ВЭД Россия преодолела, а ее экономика становится более гибкой и менее зависимой от геополитического влияния третьих стран.
Во всяком случае, ФТС России и дальше продолжит прилагать усилия для способствования и укрепления указанных тенденций.

Источник: Таможня №5 [436] 2019 год
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Заместителем руководителя Федеральной таможенной службы назначен Владимир Ивин
  • Проект Стратегии развития российской таможни до 2030 года рассмотрен бизнес-сообществом
  • ФТС России подвела итоги работы в 2018 году и поставила цели на 2019 год
  • Перспективы проекта «Северный морской коридор»
  • Российские таможни реализуют новую концепцию

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2019   All Rights Reserved.