Доклад о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018 – 2020 годы за 2018 год. |
В таможенных органах Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий направленных на выполнение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон о противодействии коррупции), Плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018 – 2020 годы, утвержденного приказом ФТС России от 07 августа 2018 г. № 1250 (далее – План ФТС России по противодействию коррупции), разработанного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы», планов таможенных органов Российской Федерации по противодействию коррупции и достижение конкретных результатов в работе по следующим направлениям:
обеспечение соблюдения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, сотрудниками и работниками учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее соответственно – таможенные органы, представительства, учреждения), ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
выявление причин и условий проявления коррупции в деятельности таможенных органов, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;
совершенствование форм и методов работы кадровых подразделений путем внедрения в практическую деятельность методических рекомендаций.
В целях обеспечения соблюдения должностными лицами ограничений
и запретов, а также требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, в 2018 году в ФТС России было издано 6 организационно-распорядительных документов.
В целях минимизации коррупционных рисков ФТС России разработаны проекты 13 нормативных правовых актов:
Обеспечение деятельности комиссий таможенных органов по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий таможенных органов (далее – Комиссии) в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.
В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в таможенных органах работают 119 комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и 153 аттестационных комиссий (далее – Комиссии).
В 2018 году в ходе 1396 заседаний Комиссиями рассмотрено 6300 должностных лиц таможенных органов и граждан, ранее замещавших должности служащих. Выявлено 1677 нарушений, 180 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кадровыми службами таможенных органов осуществляется постоянный мониторинг деятельности Комиссий, результаты которого ежеквартально направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Анализ деятельности комиссий, проводимый в целях выявления проблем и недостатков в их работе, обсуждается на оперативных совещаниях начальников таможенных органов и семинарах-совещаниях руководителей кадровых подразделений таможенных органов.
Информация о работе Комиссий, функциях, полномочиях, документах, регламентирующих их деятельность, о составах и другая информация размещается на сайтах и информационных стендах таможенных органов.
Организовано информирование должностных лиц о результатах работы Комиссий (в обезличенном варианте), которые отражаются в соответствующих обзорах, доводимых до всех должностных лиц таможенных органов.
Организация приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых должностными лицами и работниками в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559. Обеспечение контроля за своевременностью представления указанных сведений и их анализ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и Перечнем должностей федеральной государственной службы в таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом ФТС России от 25 сентября 2015 г. № 1936 (зарегистрирован Минюстом России 26.10.2015, рег. № 39472),
в 2018 году 42 499 должностными лицами и работниками таможенных органов было подано 105 460 справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. 176 должностных лиц и работников не представили указанные сведения, 167 из них уведомили о невозможности представления таких сведений. В большинстве случаев непредставление сведений признано объективным и уважительным (болезнь, раздельное проживания супругов и т.д.).
Дисциплинарные взыскания не применялись в связи с нахождением должностных лиц и работников в отпуске по уходу за ребенком или их увольнением. Все поданные справки были проанализированы.
В соответствии с перечнем, утвержденным приказом ФТС Россииот 18 марта 2014 г. № 472, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц таможенных органов за 2017 год размещены на официальных сайтах таможенных органов в разделе «Противодействие коррупции».
Организация и проведение проверок достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими.Обеспечение контроля за расходами должностных лиц и работников.
Проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими организованы в таможенных органах и проводятся в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.
Всего в 2018 году в таможенных органах проведено 1547 проверок достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам указанных проверок установлено 1125 фактов представления недостоверных и (или) неполных сведений, к дисциплинарной ответственности привлечено 95 должностных лиц и работников.
В отношении 883 должностных лиц и работников принято решение о направлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию).
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в ФТС России организована и проводится работа по контролю за расходами должностных лиц.
В 2018 году по результатам осуществления 121 контроля за расходами должностных лиц выявлено 13 должностных лиц представивших недостоверные сведения о расходах. Привлечены к дисциплинарной ответственности 6 должностных лиц, 9 материалов по результатам проверок направлены в правоохранительные органы.
Организация контроля за исполнением федеральными государственными гражданскими служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу
Организация профилактики правонарушений, формирование у должностных лиц принципов антикоррупционного поведения и законопослушания является важной составляющей в работе кадровых подразделений таможенных органов.
Уведомление государственными гражданскими служащими представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе организовано в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
«О государственной гражданской службе Российской Федерации») и требованиями приказа ФТС России от 9 сентября 2015 г. № 1842, определившего организацию работы кадровых подразделений таможенных органов
(при отсутствии такого подразделения в таможенном органе – должностному лицу, в должностные обязанности которого входит осуществление кадровой работы), в случаях поступления уведомлений от государственных гражданских служащих таможенных органов представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
В 2018 году 455 должностных лиц таможенных органов уведомили о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. 3 государственных гражданских служащих несвоевременно уведомили о выполнении иной оплачиваемой деятельности, 1 привлечен к дисциплинарной ответственности.
Сведения о доходах от иной оплачиваемой работы в обязательном порядке указываются гражданским служащим при ежегодном представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» за отчетный период».
Обеспечение контроля за выполнением должностными лицами и работниками обязанности сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 в таможенных органах разработано и утверждено приказом ФТС России от 24 марта 2016 г. № 568 Положение
о сообщении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, должностными лицами и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации.
В 2018 году должностные лица и работники в 55 случаях сообщали о получении подарка. Сдан 81 подарок.
Организация контроля за исполнением должностными лицами и работниками обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Организация работы по рассмотрению таких уведомлений.
Статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в порядке, определяемом представителем нанимателя (работодателем).
В Федеральной таможенной службе разработан и утвержден приказом ФТС России от 18 января 2010 г. № 57 Порядок уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений.
За 2018 году в таможенные органы поступило 78 уведомлений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 36 уголовных дел коррупционной направленности.
Организация работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов либо возможности его возникновения
С целью выявления конфликта интересов либо возможности его возникновения в 2018 году в таможенных органах проведена работа по уточнению персональных данных должностных лиц и работников. По результатам проведенной работы материалы передавались в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию) или назначались проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.
Всего комиссиями таможенных органов в 2018 году рассмотрено 3415 материалов касающихся несоблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Установлены факты несоблюдения ограничений и запретов – 51, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов – 187. К дисциплинарной ответственности привлечены 33 должностных лица.
Проведено 328 проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в ходе которых установлены факты несоблюдения ограничений и запретов – 23, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов – 90.
25 должностных лиц и работников привлечены к дисциплинарной ответственности.
Профессиональная подготовка специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» и в соответствии с приказами ФТС России от 25 ноября 2004 г. № 329 «Об утверждении порядка организации профессиональной учёбы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» и от 25 июля 2008 г. № 915 «Об утверждении порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» осуществляется профессиональная подготовка специалистов в сфере организации противодействия коррупции.
С этой целью созданы и функционируют курсы повышения квалификации в Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии и курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии.
Кроме того, антикоррупционное обучение должностных лиц осуществляется в ходе проведения профессиональной учебы и повышения квалификации должностных лиц в высших учебных заведениях в рамках государственного заказа.
В 2018 году 1478 должностных лиц и работников получили дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике, из них;
377 лиц, в функциональные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
52 лица, впервые поступивших на государственную службу (работу) для замещения должностей, включенных в перечни должностей, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, по образовательным программам в области противодействия коррупции.
Проведение проверочных мероприятий в отношении кандидатов, поступающих на службу (гражданскую службу) в таможенные органы
В целях предотвращения фактов поступления на службу в таможенные органы лиц, склонных к коррупционным деяниям, кадровыми подразделениями таможенных органов проводится целенаправленная работа по выявлению, предупреждению и пресечению попыток поступления на службу или трудоустройства в таможенные органы лиц, связанных с преступными сообществами и имеющих негативные намерения, в том числе с использованием тестирования на компьютерном полиграфе.
Психологами таможенных органов были обследованы 7751 кандидатов на службу в таможенные органы.
Проведены 2869 психофизиологических исследования с применением полиграфа.
Организация и проведение служебных проверок
Эффективной мерой, направленной на предупреждение и профилактику правонарушений и нарушений служебной (трудовой) дисциплины, является проведение служебных проверок, в процессе которых разрабатываются профилактические мероприятия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка.
Организация и проведение служебных проверок в таможенных органах осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1557 (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2012, рег. № 25667), и статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В 2018 году в ходе 4874 служебных проверок, проведенных в таможенных органах, выявлено 13754 нарушения служебной дисциплины, совершенных 8362 нарушителями служебной дисциплины. 3100 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, которым объявлено 3754 взыскания.
Обеспечение исполнения плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, утвержденного приказом ФТС России от 24 апреля 2013 г. № 811
Внедрение в практику механизма ротации стало одной из первоочередных мер реализации Национального плана противодействия коррупции и явилось важнейшим механизмом, направленным на снижение коррупционных рисков
в ходе реализации таможенными органами возложенных функций.
С вступлением в 2013 году в силу статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проведение ротации должностных лиц категории «руководители» стало обязательной, нормативно регламентированной мерой.
Ротация кадров необходима вследствие того, что постоянное переназначение должностных лиц, занимающих должности с высоким коррупционным риском, не дает им возможности вступать в устойчивые коррупционные связи с должностными лицами подчиненных (подконтрольных, поднадзорных) организаций.
План ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 24 апреля 2013 г. № 811, ежеквартально актуализируется с учетом закономерного изменения кадрового состава (организационно-штатные мероприятия, увольнение и т.д.).
В 2018 году 177 руководителей назначены на иные должности, 23 из них– в таможенные органы, расположенные в другой местности. 48 гражданских служащих, подлежащих ротации, уволились.
Приказом ФТС России от 29 ноября 2018 г. № 1943 утверждена Инструкция об организации работы по переводу сотрудника таможенного органа Российской Федерации на другую должность (равную) в том же таможенном органе Российской Федерации, в другой таможенный орган Российской Федерации в той же местности или на службу в другую местность по инициативе начальника таможенного органа Российской Федерации, регламентирующая процедуру перевода сотрудника таможенного органа Российской Федерации в случае, если в контракте о службе в таможенных органах сотрудника предусмотрено условие о его согласии на перевод по службе.
Применение в практической деятельности таможенных органов методических рекомендаций Минтруда России по вопросам реализации антикоррупционного законодательства
В целях повышения эффективности работы кадровых подразделений таможенных органов на практике применяются рекомендации Минтруда России по вопросам реализации антикоррупционного законодательства.
Так, при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, должностные лица используют Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год), доведенные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Также до должностных лиц таможенных органов доведены Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией и т.д.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В целях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов и их последующего устранения, приказом ФТС России от 16 декабря 2014 г. № 2459 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы (зарегистрирован Минюстом России 23.01.2015, регистрационный № 35684).
Ответственным исполнителем за проведение антикоррупционной экспертизы является Правовое управление ФТС России.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России осуществляется в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее – Методика).
В 2018 году проверка нормативных правовых актов ФТС России в целях выявления в них коррупциогенных факторов осуществлялась в рамках проведения мониторинга правоприменения в области таможенного регулирования в соответствии с Методикой осуществления мониторинга правоприменения
в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694, приказом ФТС России от 10 сентября 2013 г. № 1697 «Об организации мониторинга правоприменения в области таможенного регулирования».
Структурные подразделения ФТС России, региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, в случае выявления при проведении мониторинга коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах ФТС России направляют в Правовое управление ФТС России соответствующую информацию с указанием положений нормативных правовых актов ФТС России, в которых выявлены такие факторы.
В 2018 году информация о случаях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах ФТС России в Правовое управление ФТС России не поступала.
В отчетный период в Федеральной таможенной службе была проведена антикоррупционная экспертиза 129 проектов нормативных правовых актов. Из них в 4 проектах нормативных правовых актов выявлены следующие коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой:
1) подпункт «в» пункта 3 Методики – выборочное изменение объема прав – необоснованное установление исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов;
2) подпункт «в» пункта 4 Методики – юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Расширение практики проведения открытых аукционов и конкурсов в электронной форме в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России
В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказом ФТС России от 18.04.2018 № 544 создана контрактная служба ФТС России.
В целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения таможенных органов, расширена практика проведения открытых аукционов и конкурсов в электронной форме. В 2018 году в Центральном аппарате ФТС России проведено 123 закупки, из них 88 аукционов в электронной форме.
Коррупционные риски в ходе мониторинга деятельности по организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов не выявлены.
Выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений
В 2018 году (по состоянию на 30.11.2018) по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 168 уголовных дел коррупционной направленности: 89 – в отношении 49 должностных лиц и 79 – в отношении 67 взяткодателей.
По уголовным делам, ранее возбужденным по материалам подразделений по противодействию коррупции, осуждено 49 должностных лиц таможенных органов и 44 других лица, 34 из которых взяткодатели.
Подразделения по противодействию коррупции таможенных органов
на постоянной основе принимают меры по выявлению, предупреждению
и пресечению преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы при осуществлении закупок товаров, работ услуг для нужд таможенных органов.
В 2018 году по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 20 уголовных дел по преступлениям, выявленным при реализации государственных контрактов, из которых:
15 – в отношении должностных лиц таможенных органов;
4 – в отношении представителей коммерческих организаций;
1 – в отношении неустановленных лиц.
Обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами и иными государственными органами по вопросам противодействия коррупции в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России
В целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений коррупционной направленности подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов на основании соглашений, протоколов и совместных планов проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, осуществляется взаимодействие с подразделениями ФСБ России, МВД России и иных правоохранительных органов.
Результатом указанной деятельности в 2018 году явилось возбуждение 54 уголовных дел, в которых присутствовали признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 285, 286, 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Организация и проведение заседаний комиссий по профилактике коррупционных правонарушений
Для организации комплексного реагирования на коррупционные угрозы
в таможенных органах, в соответствии с приказом от 27 апреля 2017 г. № 668 созданы комиссии по профилактике коррупционных правонарушений.
На комиссиях рассматривались вопросы, связанные с предупреждением и выявлением коррупционных рисков в области таможенного администрирования, в сферах правоохранительной деятельности таможенных органов, их тылового и информационно-технического обеспечения.
В 2018 году проведено 243 заседания комиссий, по результатам которых принимались решения по координации и осуществлению организационно-практических мероприятий в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Организация контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на содержание таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, принятие мер по устранению нарушений финансово-хозяйственной деятельности и возможных фактов коррупционных проявлений
Выполнение предусмотренных мероприятий осуществляется Контрольно-ревизионным управлением ФТС России путем реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и функций ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, предусмотренных статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с утвержденными планами контрольной деятельности Контрольно-ревизионным управлением ФТС России в 2018 году проведено 26 контрольных мероприятий, из них 12 аудиторских проверок и 12 мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, а также две внеплановые проверки
по отдельным поручениям руководителя ФТС России.
Результаты контрольных мероприятий своевременно рассмотрены руководством ФТС России. Принятые решения по результатам контрольных мероприятий с поручениями по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, эффективности и результативности использования бюджетных средств и государственного имущества, а также принятию своевременных управленческих решений, направленных на предотвращение и минимизацию рисков нарушения законодательства Российской Федерации
и иных нормативных правовых актов, направлены в проверяемые таможенные органы Российской Федерации и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России.
С целью повышения эффективности контроля за организацией деятельности таможенных органов материалы ряда проведенных Контрольно-ревизионным управлением ФТС России контрольных мероприятий с соответствующими поручениями направлены в Главное управление тылового обеспечения
ФТС России (даны поручения по восьми контрольным мероприятиям), Главное финансово-экономическое управление ФТС России (даны поручения по трем контрольным мероприятиям) и Главное управление информационных технологийФТС России (даны поручения по двум контрольным мероприятиям). Кроме того, материалы трех контрольных мероприятий переданы в Управление по противодействию коррупции.
Материалы восьми проверок соблюдения таможенными органами законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, содержащие признаки административных правонарушений, направлены в Федеральную антимонопольную службу.
Контрольно-ревизионным управлением ФТС России обеспечен постоянный контроль за своевременностью и полнотой реализации таможенными органами решений, принятых по итогам контрольных мероприятий, устранением выявленных нарушений и недостатков, а также проведенной ими работой по повышению внутренней финансово-бюджетной дисциплины.
Организация взаимодействия с общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другими институтами гражданского общества
В таможенных органах налажено взаимодействие с институтами гражданского общества (администрации субъектов федерации, органы прокуратуры, правоохранительные органы и другие силовые структуры
по организации работы и ведению борьбы с преступлениями коррупционной направленности). Проводятся рабочие встречи в рамках взаимодействия с Русской православной церковью, с представителями духовенства.
Наиболее активно взаимодействуют с таможенными органами в сфере противодействия коррупции 125 общественных объединений и организаций.
У 36 из них уставными задачами является участие в противодействии коррупции.
С участием общественных объединений и организаций в 2018 году было проведено 761 мероприятие антикоррупционной направленности (конференции, круглые столы, научно-практические семинары, заседания рабочих групп по вопросам профилактики и противодействия коррупции и т. д).
Так, таможенные органы региона деятельности Приволжского таможенного управления по вопросам противодействия коррупции активно сотрудничают с региональными отделениями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»,Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Ассоциацией промышленников и предпринимателей, Ассоциацией международных автоперевозчиков по Приволжскому федеральному округу.
В Бурятской таможне организовано взаимодействие с региональным отделением «Академия безопасности» на территории Республики Бурятия по вопросам противодействия коррупции. Проводятся тематические встречи личного состава с представителями религиозных конфессий (Русская православная церковь и Буддистская традиционная сангха).
В Тюменской таможне Уральского таможенного управления организовано взаимодействие с Общественной комиссией по борьбе с коррупцией по Тюменской области, уполномоченным по правам предпринимателей в Тюменской области и Тюменским региональным штабом Общероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России».
Обеспечение размещения на официальном сайте таможенного органа информации об антикоррупционной деятельности. Своевременное обновление и актуализация информации о противодействии коррупции в соответствующих разделах официальных сайтов таможенных органов
ФТС России имеет в открытом доступе в сети Интернет официальный сайт: www.customs.ru и администрирует:
19 сайтов региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;
англоязычную версию сайта ФТС России;
сайт «Участникам ВЭД»;
сайт «Физическим лицам»;
сайт «Приемная ФТС России».
Информация в соответствии с перечнями, указанными в статье 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»), размещена на официальном сайте ФТС России в разделе «Сведения о деятельности ФТС России», на сайтах региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, – в разделе «Деятельность».
Обновление информации, размещаемой на сайтах WEB-сервера ФТС России, проводится на регулярной основе в соответствии с установленными требованиями и в сроки, определенные приказом ФТС России от 1 сентября 2010 г. № 1610 «О структуре и регламенте размещения информации на WEB-сервере
ФТС России», и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов,
и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В региональных таможенных управлениях и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, официальные сайты приведены в соответствие Единым требованиям к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Так, в разделе «Противодействие коррупции» размещается информация о противодействии коррупционным проявлениям в таможенных органах, правовые и нормативные акты по этому направлению, итоги деятельности подразделений противодействия коррупции, номера телефонов доверия ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен непосредственно подчиненных ФТС России, почтовый и электронный адреса ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен непосредственно подчиненных ФТС России, а также гиперссылка на страницу приёмной ФТС России, содержащей формы направления обращений граждан в ФТС России.
В разделе «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц Федеральной таможенной службы и членов их семей» официального сайта ФТС России размещены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц Федеральной таможенной службы и членов их семей за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Ежегодный мониторинг сайтов федеральных органов исполнительной власти, проводимый Фондом свободы информации и Институтом развития свободы информации, показывает, что информация, размещенная на сайтах ФТС России, соответствует требованиямФедерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также перечню сведений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
Обеспечение эффективного взаимодействия таможенных органов со средствами массовой информации в сфере противодействия коррупции, в том числе оказание содействия средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых таможенными органами
В целях развития правовой грамотности и правосознания граждан в сфере противодействия коррупции на основании пресс-релизов, направленных в редакции федеральных, региональных и местных СМИ, опубликовано 3225 интервью и выступлений руководителей и официальных представителей таможенных органов (102 материала в газетах и журналах, 311 сообщений в новостных лентах информационных агентств и 2812 материалов на страницах интернет-изданий).
Так, 9 января 2018 года в газете «Известия» было опубликовано интервью руководителя ФТС России В.И. Булавина с заголовком «Взяточников и мошенников нужно карать», значительная часть которого была посвящена деятельности ФТС России по противодействию коррупции.
24 декабря 2018 года руководитель ФТС России В.И. Булавин дал интервью программе «Поздняков» телеканала «НТВ», в котором рассматривались вопросы противодействия коррупции.
Управление по связям с общественностью ФТС России продолжило использовать такую положительно зарекомендовавшую себя форму работы как тематический комментарий должностного лица в журналистской статье. Всего было опубликовано 34 комментария руководителя ФТС России, первого заместителя ФТС России, начальника Управления по противодействию коррупции. В комментариях анализировалась зависимость уровня коррупции в таможенной сфере от деятельности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и акцентировалось внимание на факторах, позволяющих снизить коррупционные риски в таможенной сфере.
В целях осуществления предупредительно-профилактических мероприятий по противодействию коррупции, а также в целях вовлечения граждан в процесс противодействия коррупции, таможенными органами освещаются в СМИ сведения о возбуждении уголовных дел по фактам преступлений коррупционной направленности.
Так, 11 мая 2018 г. в Татарстанской таможне инициировано освещение на сайтах: «pressuha.ru», «ptu.customs.ru», «customs.tatarstan.ru», «vsh.ru», «www.tks.ru» материала о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении бывшего начальника автотранспортного отдела Татарстанской таможни.
13 сентября 2018 г. Приволжским таможенным управлением инициировано освещение в средствах массовой информации на сайтах: «ptu.customs.ru», «vzsar.ru», «lizagubernii.ru», «news.sarbc.ru», «fn-volga.ru» сведений о возбуждении уголовного дела по признакам преступления,предусмотренного частью 6 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни, получившего взятку от представителя коммерческой организации.
28 ноября 2018 г. Оренбургской таможней инициировано освещение в средствах массовой информации на сайтах: «time56.ru», «orinfo.ru», «amp.prooren.ru» о возбуждении уголовного дела по признакампреступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении участника ВЭД, пытавшегося передать незаконное денежное вознаграждение должностному лицу таможни.
Анализ публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции в таможенных органах
Управление по связям с общественностью ФТС России ежедневно анализирует освещение федеральными и региональными средствами массовой информации деятельности ФТС России. На этой основе созданы два информационных продукта: ежедневный – «Мониторинг СМИ», еженедельный – «Информационная картина недели».
В мониторинге СМИ создан раздел «Противодействие коррупции», в который включаются как негативные, так и положительные публикации.
К положительным публикациям относятся сообщения о фактах отказа таможенников от взятки, о профилактической работе по противодействию коррупции, о результатах, достигнутых таможенными органами в противодействии коррупции. К негативным – сообщения о выявлении коррупционеров среди таможенников.
Всего в 2018 году в мониторингах СМИ проанализирована 531 негативная публикация, связанная с противодействием коррупции.
В недельном отчете выявление фактов коррупции в таможенных органах отображается в диаграмме «Тональность публикаций» как негатив, что дает наглядное представление о процентном соотношении подобных сообщений в прессе по отношению к общему количеству публикаций в средствах массовой информации. Если отдельные факты о выявлении коррупционеров среди должностных лиц таможенных органов получают значительный резонанс,
то сообщение включается в диаграмму «ТОП информационных поводов в СМИ».
Обеспечение планирования внедрения в таможенных органах технологий, признанных руководством ФТС России перспективными.
В таможенных органах – объектах пилотной зоны начата опытная эксплуатация Комплекса программных средств (КПС) «Учет вещественных доказательств», разработанного в рамках реализации государственного контракта от 27 ноября 2012 г. № 193 на выполнение опытно-конструкторской работы по теме: «Разработка комплекса программных средств учета изъятых (арестованных) товаров и вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях и уголовным делам». Использование таможенными органами КПС «Учет вещественных доказательств» позволит осуществлять централизованный учет вещественных доказательств по уголовным и административным делам посредством сбора, обобщения и анализа сведений
о них, контроль за их движением на протяжении всего производства по делу, пресекать случаи необоснованного затягивания сроков хранения, и снизить издержки за их хранение.
Обеспечение устойчивого функционирования единой системы документооборота, позволяющей осуществлять ведение учета и контроль исполнения документов
В ФТС России и таможенных органах Российской Федерации для регистрации и рассмотрения поступивших обращений, жалоб, заявлений граждан и должностных лиц таможенных органов в ФТС России (далее – обращения) используется автоматизированная система учета и контроля исполнения документов (АС «УКИД-2»).
АС «УКИД-2» позволяет осуществлять контроль исполнения обращений, обеспечивать соблюдение сроков исполнения, своевременное рассмотрение и направление ответа заявителю, в том числе в электронном виде. Если в обращении указан электронный адрес, средствами АС «УКИД-2» заявителю по электронной почте направляется сообщение о регистрации обращения с указанием регистрационного номера и даты регистрации.
Запрос и получение дополнительной информации из таможенных органов по рассматриваемым обращениям осуществляется в кратчайшие сроки в электронном виде в АС «УКИД-2».
Указанные возможности системы позволяют быстро реагировать на все поступающие в ФТС России обращения, обеспечивают доступ пользователей к документам строго в соответствии с назначенными правами, все действия с документами протоколируются, что делает деятельность должностных лиц прозрачной и контролируемой.
Таким образом, использование единой системы электронного документооборота АС «УКИД-2» способствует исключению проявлений коррупционных рисков при рассмотрении обращений.
Для обеспечения устойчивого функционирования единой системы документооборота, Управлением делами ФТС России ежегодно формируются и направляются в Главное управление информационных технологий заявки на выполнение работ по сопровождению и модернизации АС «УКИД-2»
в соответствии с Положением по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах, утвержденного приказом ФТС России от 13 марта 2015 г. № 423 (далее – Приказ).
В соответствии с требованиями Приказа Главное управление информационных технологий ФТС России осуществляло рассмотрение заявок на внесение изменений в программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, подготовленные Управлением делами ФТС России. В соответствии с условиями государственного контракта от 7 ноября 2018 г. № 7661-18-02/11 «Развитие и сопровождение информационно-программных средств электронного документооборота» в ноябре – декабре 2018 года должностные лица приняли участие в работе комиссии по приемке выполненных работ.
Выполнение правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков, предусмотренных картой коррупционных рисков и мер по их минимизации
В таможенных органах Российской Федерации на постоянной основе проводится мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее – мониторинг), направленный на выполнение требований паспорта приоритетного проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 24 апреля 2018 г. № 3.
Результаты мониторинга были учтены при подготовке перечня коррупционно-опасных функций ФТС России, утвержденного руководителем ФТС России 20 августа 2018 г. и корректировки Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной таможенной службы, утвержденной руководителем ФТС России 2 ноября 2018 г.
Проведение социально-психологических исследований по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений
Для оценки уровня коррупции и эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий, принятия дополнительных мер по предупреждению коррупционных проявлений в таможенных органах проводятся социально-психологические исследования. Исследования проводятся путем опроса должностных лиц таможенных органов и иных лиц. По результатам обобщенных результатов исследований вырабатываются предложения о проведении дополнительных мероприятий, направленных на профилактику коррупционных проявлений. В 2018 году в таможенных органах проведено 362 социально-психологических исследования, в которых приняли участие 22960 человек.
Развитие и совершенствование предупредительной и воспитательной профилактической работы направлено, прежде всего, на соблюдение законности и укрепление служебной дисциплины; поддержание в коллективе здоровой морально-психологической обстановки; создание атмосферы нетерпимости к фактам должностных правонарушений и преступлений, реализацию принципа неотвратимости наказания; и осуществляется по следующим основным направлениям:
повышение ответственности должностных лиц (в особенности – категории «руководители») за принятие решений, установление персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние служебной дисциплины в подразделениях;
правовое просвещение и антикоррупционное обучение должностных лиц в рамках занятий по профессиональной подготовке;
доведение до сведения должностных лиц таможен информации о фактах привлечения должностных лиц таможенных органов к ответственности за совершение коррупционных преступлений;
повышение значимости работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и аттестационных комиссий, а также широкое информирование должностных лиц таможенных органов о принятых комиссиями решениях;
расширение источников получения информации о фактах коррупционных проявлений со стороны должностных лиц таможни, организация постоянной возможности для граждан и юридических лиц сообщить о таких фактах;
постоянное освещение в средствах массовой информации деятельности таможни и ее должностных лиц, направленной на защиту экономической безопасности Российской Федерации, в целях формирования положительного имиджа таможенной службы в целом и таможенника, как представителя государства, стоящего на страже интересов Российской Федерации;
повышение мотивации должностных лиц к честному и безупречному исполнению должностных обязанностей путем справедливого морального и материального стимулирования. Внедрение в сознание должностных лиц правила, что только добросовестный, честный и эффективный труд является залогом успешного карьерного роста и получения установленных законом моральных и материальных поощрений.
С этой целью ежеквартально осуществляются анализ и оценка эффективности мероприятий, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в таможенных органах регионов, результаты которых направляются начальникам таможен для изучения и доведения до сведения подчиненных должностных лиц. В данных анализах (обзорах) оценивается роль руководителей таможенных органов в организации и проведении предупредительной работы по профилактике должностных правонарушений (преступлений), эффективность принятых мер и разрабатываются конкретные предложения по совершенствованию предупредительно-профилактической работы.
В резерв для замещения руководящих должностей подбираются кандидаты, имеющие большой практический опыт работы, обладающие высокими деловыми, организационными и нравственными качествами, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемым должностям. Подготовка резерва осуществляется на плановой основе. При работе с резервом кадров используются все методы и формы подготовки, предусмотренные нормативными документами.
С принятыми на службу должностными лицами проводятся беседы, направленные на соблюдение антикоррупционных правовых актов с вручением Памятки об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностных лиц таможенных органов.