Экономическая стратегия страны на ближайшие годы включает создание цифровой экономики, увеличение экспорта товаров, в том числе несырьевых, поддержку малого и среднего бизнеса. Важная роль в этом отводится Федеральной таможенной службе, которая, образно говоря, своим «ключом» открывает границу российскому бизнесу. А «ключ» этот – цифровые технологии таможенного администрирования. Обо всем этом мы беседуем сегодня с первым заместителем руководителя ФТС России Русланом Давыдовым. - Руслан Валентинович, все, конечно, помнят крылатую фразу «Таможня дает добро!» из знаменитого фильма «Белое солнце пустыни». Сегодня от таможни ждут «добро» компании-экспортеры. Чем вы можете им помочь? - Мы уже ускоряем таможенное оформление и перемещение товаров за счет тех инструментов, которые дает цифровизация. Не попавшую под риски экспортную декларацию мы выпускаем за 40 мин. Бизнесу нужно единообразие и правомерность принимаемых решений. Например, в вопросах таможенной стоимости, чтобы на разных таможнях на один и тот же товар не начисляли различные суммы платежей. Чтобы ни у кого не возникало мысли – пойти и договориться с инспектором – мы создаем электронные таможни. В этом году заработали три таких таможни: в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском округах. До конца 2020 года во всей Российской Федерации останется только 16 мест оформления электронных деклараций – 8 электронных таможен в федеральных округах и 8 центров электронного декларирования в специализированных таможнях. Уже не надо куда-то ехать, все вопросы решаются дистанционно, не выходя из своего кабинета, или с помощью смартфона. Мы также развиваем сервис «Личный кабинет». На сайте ФТС России действуют 32 электронных сервиса для участников внешнеэкономической деятельности, о его востребованности говорит тот факт, что сегодня личным кабинетом на нашем электронном портале пользуются более 190 тысяч участников ВЭД, каждую неделю это количество увеличивается на 1,5-2 тысячи. И, кстати, среди участников ВЭД почти половина – представители малого и среднего бизнеса. В конце октября открыли первую в России электронную таможню, а к концу 2018 года их будет уже семь. Кроме того, создаются 16 центров электронного декларирования во всех федеральных округах. Сегодня почти на 100% товаров, поставляемых на экспорт, оформляются электронные декларации. Это касается и тех грузов, которые перевозятся по международным транспортным коридорам. - ФТС России применяет сегодня самые передовые технологии таможенного администрирования. Это даже Всемирный банк отметил. Но что, на ваш взгляд, нужно сделать еще, чтобы ускорить пропуск грузов через границу? - Привести в порядок пограничные пункты пропуска и оснастить их современным оборудованием. Россия имеет самую большую в мире протяженность госграницы, поэтому пунктов пропуска много, одних только автомобильных насчитывается 117. К сожалению большинство из них находятся в ненадлежащем состоянии, немногим лучше ситуация с железнодорожными и морскими пунктами пропуска. Понятно, что средства на эти цели нужны немалые, что нужно определить, с чего начинать. Приоритеты расставляет национальный проект «Международная кооперация и экспорт». В ближайшее время планируется модернизировать 24 пункта пропуска, что находятся в международных транспортных коридорах, пересекающих территорию нашей страны. По расчетам, это позволит более чем в два раза сократить время прохождения границы. - Скажите: а какова сегодня ситуация с железнодорожными грузами? Несколько лет назад железнодорожники жаловались на длительные простои поездов на границе. Помогли ли новые технологии решить эту проблему? - Более трех лет назад ФТС России с ОАО «РЖД» создали совместную рабочую группу для того, чтобы выстроить электронное взаимодействие между таможенными органами и предприятиями РЖД, позволяющее ускорить прохождение грузов, упростить и автоматизировать различные операции в процессе перевозки товаров железнодорожным транспортом, сократить время обработки документов. Сегодня, если документы на груз поданы в электронном виде, если они оформлены без ошибок, то железнодорожный состав проходит таможенное оформление за 10 минут. А раньше, по данным самих железнодорожников, на это уходили часы. Цифровые технологии помогли и доказали свою эффективность. А сегодня таможня, коллеги из налоговой службы и железная дорога уже близки к тому, чтобы с нового года отказаться от бумажных товарно-транспортных накладных. Участники ВЭД будут избавлены от необходимости проштамповывать их в таможне, чтобы получить подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте. Со следующего года эти документы можно будет перевести в электронный формат. Чтобы такое стало возможным, мы вместе с ОАО «РЖД», Налоговой службой и Минфином России инициировали изменения в Налоговом кодексе. Это был, наверное, один из злободневных запросов нашего бизнеса. И мы на него ответили. - А что дает открытие электронных таможен, предусмотренное комплексной программой развития ФТС России до 2020 года? - Через электронную таможню, декларируются товары, которые приходят в адрес российских получателей внутри страны или экспортируются ими в страны, не входящие Евразийский экономический союз. При этом сокращаются сроки таможенного оформления, что для бизнеса очень важно. Не зря же говорят: время – это деньги. Транзитные грузы проходят через так называемые таможни фактического контроля. Около 99% из них оформляется в электронном виде. Это позволяет сократить время проведения таможенных операций, обеспечить «прозрачную» процедуру оформления. Кроме того, снижаются и коррупционные риски, так как при электронном оформлении сведен к минимуму «человеческий фактор». Кстати, электронный транзит мы внедрили за два года. Теперь нужно поработать еще пару лет, чтобы полностью перевести его в автоматический режим. По нашим расчетам, система будет обрабатывать более 3,5 млн. деклараций в год. В этом году будет подан почти миллион электронных транзитных деклараций. Но это только первый этап. Наша следующая задача – перевести последующие процедуры в автоматический режим. Цифровая система сама должна проводить авторегистрацию деклараций и автовыпуск товаров. - А что мешает это делать уже сегодня? - В основном это вопросы технического характера, но на все нужно время. Необходимо доработать наши информационные системы, интегрировать их с цифровыми системами РЖД и других видов транспорта. - Часто ли используется предварительное декларирование товаров в электронном виде? - Это делают только в тех случаях, когда отправитель точно знает, какой товар повезет. Предварительных деклараций не так уж много – примерно 10-15% от общего количества. - С начала этого года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС. Что он изменил в работе вашей службы? - Он жестко нормировал время проведения таможенных операций при транзите. Так, на регистрацию транзитной декларации теперь отводится 1 час, на выпуск – 4 часа и столько же – на завершение транзита. В связи с этим возникли некоторые сложности в работе с ОАО «РЖД», касательно технологий контроля и документооборота. Но мы вместе продумали все вопросы, чтобы выдержать эти сроки. - Сегодня речь идет о бесшовном пропуске транзита по территории ЕАЭС, предлагается организовать даже сквозной маршрут Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Европа. Но удастся ли договориться о сквозном контроле с таможенными службами других стран? - Мы это уже делаем. Так, например, финны выразили интерес к отправке контейнерных поездов с целлюлозой в Китай через Россию и Казахстан. Но для пропуска такого транзита должны договориться между собой четыре железных дороги и четыре таможни соседних государств. Мы предложили финнам начать эту работу «на двоих», чтобы продемонстрировать работоспособность схемы другим «соседям». Они увидят, что это интересная идея, и присоединятся к нам. Конечно, будем организовывать и сквозные коридоры для грузов на территории ЕАЭС. Вот уже и «умные» пломбы опробовали… - А какая от них польза, и чем они отличаются от обычных? - Это пломбы с электронной начинкой. Опломбированный такой пломбой груз можно отследить с помощью системы ГЛОНАСС. И это дает всем сторонам процесса уверенность, что его не подменили, не украли, он не отклонялся от маршрута и доехал из точки «а» в точку «б» в неизмененном состоянии. Бывает ведь и «лжетранзит», когда товар декларируется, как следующий в другую страну, но выгружается у нас в России. Много и других случаев. Например, сигареты иногда ввозятся или вывозятся под видом других товаров. Или заявляется к транзиту ветошь в контейнере вместо брендовой одежды, по пути в России она подменяется ветошью, и из страны вывозится уже товар, заявленный в документах . Электронные пломбы решают эту проблему. С ними груз уже не подменят – случись такое, этот факт тут же зафиксирует система слежения. Кстати, в Китае «умные» пломбы уже используют. Да и у нас, например, нефтедобывающие компании ставят такие пломбы на бензовозы для предотвращения несанкционированного доступа во время транспортировки нефтепродуктов. Думаю, и железнодорожники этим заинтересуются. Хотя и говорят, мол, это дорого – ставить электронную пломбу на каждый вагон. Но тут надо просто выбрать правильное техническое решение, а затем обеспечить сопряжение ее с информационными системами перевозчиков и таможни. - У нас уже пробовали сделать это на каком-либо из видов транспорта? - Да, эксперимент по использованию «умных» пломб мы провели вместе с казахстанскими коллегами при перевозке транзитных грузов автомобильным транспортом. Движение машин по заранее намеченному маршруту отслеживали через систему ГЛОНАСС. При этом таможенники обеих стран могли наблюдать за ними в режиме реального времени. Эксперимент закончился 1 ноября. Бизнес был доволен. Я слышал от одного из предпринимателей, добровольно принявших участие в эксперименте: «С этой пломбой я вижу движение по маршруту, риск потери ценного груза стал намного меньше, поэтому можно пересмотреть и договор со страховой компанией». Соседние с Россией страны, например Белоруссия, хотели бы включиться в пилотный проект. Теперь российская таможня должна доложить правительству страны и Евразийской экономической комиссии о результатах применения электронных пломб. После этого будет принято решение, как действовать дальше. - Все требуют от вас ускорения таможенных процедур. Но как быть с безопасностью? Появились ли новые технологии борьбы с контрабандой и контрафактом, «серым» и «черным» импортом? - А «умные» пломбы – разве это не мера обеспечения безопасности? Но главное, конечно, это – система управления рисками, созданная в ФТС России. Один из элементов этой системы – риск-категорирование участников внешнеэкономической деятельности. Есть в бизнесе такой принцип «знай своего клиента» (по-английски это звучит так: know your customer). Предприниматель, совершивший хотя бы одну таможенную операцию, обязательно попадает в нашу базу «Электронное досье участника ВЭД». В ней насчитывается свыше 300 тысяч досье на экспортеров и импортеров. Разумеется, оставляют след и допущенные нарушения, категория риска зависит от того, были или нет нарушения. Но это не единственный критерий. Машина в автоматическом режиме по другим многочисленным параметрам анализирует таможенную историю компании и на этой основе определяет, к какому уровню риска та относится: к низкому, к среднему или к высокому. Если уровень риска средний, то таможня применяет стандартный набор контрольных мер. При низком – оказывается доверие, проводится периодический, выборочный контроль на этапе после выпуска товаров, когда товар уже пересек границу без задержек. А высокий уровень риска, естественно, требует повышенного внимания и особых мер контроля. Словом, таможенник знает, где и что проверять, поэтому чаще всего его «выстрел» попадает в цель. Замечу, что новой компании сложно сразу попасть в категорию низкого уровня риска. Она вначале должна набрать статистику. Поэтому и получает стандартный набор контрольных процедур. Это как в банке: вы приходите туда за кредитом, и если есть у вас кредитная история, то можно рассчитывать на низкий процент. А если пришли впервые, кредит могут и не дать. Конечно, всем хотелось бы попасть в «зеленый коридор», когда экспортная декларация выпускается в среднем за 30-35 минут. У крупных компаний-экспортеров, таких как «Северсталь», Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, которые находятся в «зоне доверия», время выпуска экспортной декларации еще меньше – всего 12 минут. - А в морских портах жалуются: суда простаивают из-за того, что много контролеров. Сначала таможня проверит груз, следом идет фитосанитарный, ветеринарный контроль. Может, все это объединить по примеру Китая? - В России принят специальный закон о Свободном порте Владивосток, в рамках которого наша таможня приняла на себя отдельные функции фитосанитарного и ветеринарного контроля. В результате сроки пропуска товаров через границу сократились. Но это только первый шаг. Проведение таможенного, фитосанитарного и ветеринарного контроля только таможней нельзя распространить на всю страну. Недавно я разговаривал с китайским коллегой, он рассказал, что в КНР было 60 тысяч таможенников, а после передачи полномочий фитосанитарного и ветеринарного контроля их стало 100 тысяч. Нам дополнительный штат вряд ли дадут. Поэтому прежде чем взять на себя новые функции, надо понять, как их выполнять. Я думаю, все проблемы надо решать в комплексе. Посмотрим, как будет работать «единое окно» и как продолжится процесс цифровизации в ведомствах. Замечу, что ФТС России уже ведет диалог с 32 федеральными органами исполнительной власти через систему межведомственного электронного взаимодействия. Ведомственные информационные системы обмениваются информацией между собой, и как результат – сами ведомства не запрашивают у декларантов тех документов, информация о которых содержится в компьютерных базах коллег. Отвечая на ваш вопрос, напомню выражение «необходимое и достаточное условие». В первую очередь, таким условием является сопряжение и интеграция информационных систем. - Уже известно, когда откроется «единое окно», и кто это должен сделать? - В майском указе Президента страны указан срок: к 2021 году должна быть создана технология «единого окна». Правительство определило Российский Экспортный Центр ответственным за организацию «единого окна» при отправке товаров на экспорт. Оно намного упростит и ускорит контрольные процедуры. Это особенно важно в связи с тем, что поставлена задача увеличить несырьевой экспорт за шесть лет в 2,5 раза - до 250 млрд долларов. Российская таможня еще пять лет назад создала прототип «единого окна» – информационный портал «Морской порт». На 2019 год запланирована доработка его функционала, чтобы все контролирующие ведомства (пограничники, фитосанитарный и ветеринарный контроль) на портале могли как получать информацию о грузах, доставленных морскими судами, проверять их, так и размещать на портале же свои решения. Ознакомившись с решением «смежников», таможенник либо дает добро и ставит печать «выпуск разрешен», либо нет. Кстати, если необходима проверка, то с помощью того же портала проверяющие могут договориться провести ее вместе, а не совершать проверку по очереди. Как видите, единый портал – вещь удобная со всех точек зрения. А Российский экспортный центр, создавая «единое окно», планирует сделать его функционал еще шире. Чтобы, во-первых, синхронизировать работу всех контролирующих ведомств, во-вторых, дать возможность малому и среднему бизнесу, который раньше не занимался экспортом, подать заявку на получение лицензии и проконсультироваться у специалистов. Словом, технологии развиваются, и мы вместе с ними. Источник:
Интервью первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова о цифровых технологиях, журнал «РЖД-партнер», 04.12.2018
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|