30 ноября 2017 года в Ярославле руководитель Федеральной
таможенной службы Владимир Булавин провел выездное заседание коллегии ФТС
России, где основными вопросами стали совершенствование информационных систем и
повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами.
Электронное таможенное декларирование и использование
электронной формы документов – эти недавние новшества в работе российских
таможенных органов получили полное юридическое закрепление в международном
правовом акте – Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС),
который вступает в силу с 1 января 2018 года. Коллегия ФТС России обсудила
дальнейшие направления модернизации информационных и телекоммуникационных
ресурсов, среди которых – создание электронных таможен, развитие архитектуры
Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).
Информационные технологии радикально преобразовали
таможенную сферу России – как в части деятельности отечественной таможни, так и
в части работы предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность. В рамках
Комплексной программы развития таможенных органов до 2020 года таможни получат
специализацию. Новая структура таможенных органов будет включать электронные
таможни и таможни фактического контроля. Из шестнадцати электронных таможен
восемь будут располагаться в столицах федеральных округов. Еще восемь создаются
на базе Калининградской и Московской областных таможен, таможен московского
авиаузла, Центральной акцизной и Центральной энергетической таможен, а также
портовых таможен во Владивостоке, Новороссийске и Санкт-Петербурге.
Коллегия приняла решение об изменении архитектуры Единой
автоматизированной информационной системы таможенных органов. В настоящее время
в ее составе эксплуатируется 90 информационно-программных средств, которые
формируют 68 информационных ресурсов, входящих в состав центральной базы
данных. Ежедневно в режиме реального времени программные средства обрабатывают
более 12 миллионов электронных сообщений, передаваемых в процессе совершения
таможенных операций, между таможенными органами и заинтересованными лицами.
Планируется, оптимизировать информационные программные
средства и информационные ресурсы под требования нового таможенного кодекса в
свете комплексной программы развития ФТС России, обеспечить их хранение,
обработку и всесторонний анализ не на региональном, а на федеральном уровне.
Централизация хранения и обработки информации позволит оптимизировать движение
информационных потоков, облегчит актуализацию сведений в базах данных, упрочит
взаимосвязь информационных ресурсов. Это повысит надежность работы таможенной
информационной системы в условиях роста количества пользователей и
бизнес-процессов, осуществляемых участниками внешнеэкономической деятельности.
Это позволит реализовать масштабные задачи по автоматизации процессов
таможенного оформления и взаимодействия с бизнесом в электронном формате,
которые определены Комплексной программой развития таможенных органов до 2020
года.
Коллегия ФТС России подчеркнула, что таможенные органы
успешно развивают взаимодействие с налоговыми органами при проведении проверок.
В течение 10 месяцев 2017 года больше, чем в целом в 2016 году, проведено
проверочных мероприятий – на 8%, доначислено таможенных платежей – на 30%,
взыскано таможенных платежей – на 96%.
Кроме доначисления неуплаченных сумм таможенных платежей и
налогов в федеральный бюджет, проверочные мероприятия имеют профилактический
эффект: происходит увеличение легального оборота, «обеление» рынка, растет
собираемость платежей на этапе декларирования.
Коллегия ФТС России обсудила создание единого механизма
администрирования таможенных и налоговых платежей на основе интеграции
информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе реализации проекта по маркировке меховых изделий
удалось выработать подходы к совместному контролю и автоматизировать контрольные
операции. Прорабатывается маркировка лекарственных средств и лесоматериалов.
Сейчас ФНС России ведет работу по интеграции системы маркировки с
автоматизированными системами контроля налога на добавленную стоимость и
контрольно-кассовой техники. В рамках системы прослеживаемости оборот товара
будет виден вплоть до конечного потребителя.
Коллегия ФТС России отметила, что для обеспечения сквозного
контроля товаров, перемещенных через таможенную границу, необходимо исключить
«точки разрыва» в цепочке документов. В частности следует определить форму
учета товаров при специальных налоговых режимах, где налогоплательщик вправе не
оформлять счет-фактуру.