Центральное таможенное управление является активным участником
эксперимента по концентрации таможенного декларирования на таможенных постах –
в Центрах электронного декларирования. О первых результатах эксперимента
рассказывает первый заместитель начальника ЦТУ Константин ГАЛНЫКИН.
– Константин
Александрович, в чем особенность новой методики? [/b]
– Целью эксперимента является практическая отработка
технологических решений, которые направлены на совершенствование процесса таможенного
контроля, оптимизацию деятельности ЦЭД и разделение таможенных операций.
Подразделения ЦТУ включены в него с июля 2015 года. А «первопроходцем» стала
Ярославская таможня.
Таможенное декларирование сконцентрировали на Ярославском
таможенном посту (в Центре электронного декларирования) с одновременным ограничением
принятия деклараций на товары Ярославским, Костромским, Рыбинским, Шарьинским и
Ново-Ярославским таможенными постами фактического контроля. В том же году к эксперименту
подключились Тверская и Владимирская таможни.
По условиям эксперимента практически весь декларационный
массив таможни сконцентрирован в ЦЭДе, за исключением отдельных категорий товаров.
ЦЭД разделяет документальный контроль деклараций на товары и фактический
таможенный контроль товаров. ЦЭДы и приграничные таможенные органы, в регионе
деятельности которых размещены товары, обмениваются электронными документами между
собой и сообщениями – между информационными системами ЦЭДа, декларанта и
приграничного таможенного поста.
Сегодня ЦЭДы являются неотъемлемым элементом системы
таможенных органов России. В них наиболее активно применяются таможенные технологии,
основанные на электронном предоставлении сведений через Интернет. Это специализированные
таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций
по декларированию товаров исключительно в электронной форме. Развитие ЦЭДов –
приоритетная задача и главный вектор движения на пути совершенствования
таможенного администрирования.
Концентрация декларирования в ЦЭДах позволит преодолеть
зависимость от владельцев складов временного хранения и разорвать связь:
должностное лицо таможенных органов – участник ВЭД, уменьшив тем самым
коррупционные риски.
– Сколько таможен ЦТУ
сегодня принимают участие в эксперименте?
– В регионе ответственности ЦТУ в эксперимент включены пять
из девяти ЦЭДов. Это центры электронного декларирования, подчиненные
Владимирской, Тульской, Тверской, Смоленской и Ярославской таможням.
С 25 мая 2016 года с учетом переподчинения Тульской таможне
постов, расположенных в Рязанской области, Тульская таможня была включена в эксперимент
в части указанных постов.
А во Владимирской таможне начата концентрация декларирования
на Владимирском таможенном посту (ЦЭД) с ограничением принятия деклараций на товары
постами, расположенными во Владимирской и Ивановской областях.
После создания ЦЭД в Смоленской таможне с мая прошлого года
она также была включена в эксперимент с концентрацией декларирования на Смоленском
таможенном посту (ЦЭД) с одновременным ограничением принятия деклараций на
товары Верхнеднепровским, Вяземским, Ярцевским, Заднепровским, Краснинским, Рославльским,
Стабнинским таможенными постами и ОТОиТК 2 и № 3 Ярцевского, а также ОТОиТК № 3
Краснинского таможенных постов.
– Как вы оцениваете
результаты этой двухлетней работы?
– Сейчас в рамках эксперимента ЦЭДами выпускается четверть
декларационного массива ЦТУ. Для сравнения: в 2015 году, в начале проведения эксперимента,
эта доля составляла всего два процента.
Доля деклараций, выпускаемых ЦЭД в таможнях, включенных в
эксперимент, колеблется от 84 до 96 процентов, что обусловлено наличием компетенции
на совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров у
постов фактического контроля.
Таможенными постами фактического контроля выпуск товаров
осуществлялся в исключительных случаях, в соответствии с установленной
компетенцией: лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации и помещаемых
под таможенную процедуру экспорта, товаров, декларирование которых
осуществляется в письменной форме согласно постановлению Правительства РФ, товаров,
перемещаемых физическими лицами для личного пользования, а также товаров,
ввозимым в качестве компонентов промышленного оборудования по решениям ФТС
России о классификации в соответствии с законом № 311 «О таможенном
регулировании в Российской Федерации». Это также относится к товарам, ввозимым
уполномоченными экономическими операторами, соглашение с которыми не
предусматривало декларирование в ЦЭД. В 2016 году было выпущено 35 667, а уже в
первом квартале этого года – 7527 таких деклараций. Это составляет 14 и 9
процентов соответственно от общего декларационного массива, оформляемых
таможенными постами, которые включены в эксперимент.
– С какими
трудностями пришлось столкнуться участникам эксперимента?
– Основной круг проблем, которые необходимо решать, был назван
на недавнем заседании коллегий Центрального и Северо-Западного таможенных
управлений. Их условно разделили на три категории: правовые, технические (программные)
и кадровые.
К первой категории можно отнести вопросы, связанные с
компетенцией и полномочиями ЦЭД при совершении таможенных операций. С учетом
практического опыта эксперимента назрел вопрос актуализации нормативных документов,
которые регламентируют взаимодействие постов при удаленном выпуске товаров.
Нормативно не закреплен порядок действий ЦЭД и постов фактического контроля при
проведении экспертиз в рамках удаленного выпуска, в том числе с применением
программных средств.
Неоднократно обсуждаемая проблема – отсутствие у ЦЭД
компетенции на совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий
товаров (например 02, 44 группа ТН ВЭД ЕАЭС), в отношении товаров, перемещаемых
УЭО (только таможенные посты, указанные в соответствующем Свидетельстве).
Во вторую категорию можно отнести вопросы, связанные с
возникновением нештатных ситуаций, работой каналов связи и программных средств.
Совершенствование возможностей программного средства и приведение его в соответствие
с технологией удаленного выпуска способствует успешной реализации эксперимента
и снижает нагрузку на должностных лиц ЦЭД.
– Этим проблемы не
ограничиваются? [b]
– Возникают и другие вопросы. Например, связанные с командированием
должностных лиц внешних таможенных постов, проведением организационно-штатных
мероприятий, сохранением кадрового потенциала... Необходимо приложить усилия
для исключения одновременного массового оттока профессионально подготовленных
специалистов.
С учетом результатов проведения эксперимента, для оптимизации
структуры и штатной численности по согласованию с ФТС России была
перераспределена штатная численность таможенных постов Ярославской таможни на
Ярославский ЦЭД. Во Владимирской таможне выработан поэтапный план оптимизации
структуры и штатной численности ЦЭД. В Тверской таможне увеличена штатная численность
ЦЭД за счет должностей, дополнительно выделенных ЦТУ. Работа по перераспределению
штатной численности ведется и в Смоленской таможне.
Опыт работы Ярославской, Владимирской, Тверской, Тульской и
Смоленской таможен подтвердил, что обсуждаемая технология работоспособна,
возникающие вопросы решаемы и целесообразен переход от эксперимента к внедрению
для постоянной работы комлексной программы развития ФТС России до 2020 года, следующим
шагом в работе должно стать создание Электронной таможни с возможностью
взаимодействия в процессе проведения таможенных операций с любой точкой России.
Предполагается, в частности, что доля электронных деклараций, регистрируемых в
ЦЭД, вырастет к 2020 году до 95 процентов.
Сейчас ЦТУ ведет в этом направлении активную работу.
Мы направили соответствующие предложения в ФТС России для
создания в структуре ЦТУ Электронной таможни.
Планируется, что в ее структуру будут входить два таможенных
поста – Центра электронного декларирования.
Источник: Журнал Таможня №15 2017 г.