Дальний Восток
России на пороге небывалого экономического подъема. Свободный порт Владивосток и
территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), встраивание
инфраструктуры Дальневосточного федерального округа (ДФО) в транзитные международные
пути, создание производств, ориентированных на выпуск экспортной и импортозамещающей
продукции, потребовали серьезной перестройки работы таможенных органов. О том,
как сегодня работают дальневосточные таможенники, рассказал начальник
Дальневосточного таможенного управления Юрий ЛАДЫГИН.
– Юрий Михайлович, по прогнозам
аналитиков через два-три года на Дальнем Востоке ожидается существенный рост
внешнеторговой деятельности. Готово ли к этому Дальневосточное таможенное управление?
– За последние
несколько лет таможенные органы сделали качественный рывок. Уже стало обыденным
электронное декларирование. Активно внедряются другие перспективные информационные
технологии: предварительное информирование, назначение таможенных экспертиз в
электронной форме, электронный транзит, информационное взаимодействие
таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти,
информационное взаимодействие между таможенными органами и организациями,
предоставляющими услуги по временному хранению товаров, удаленный выпуск
товаров, автоматическая регистрация деклараций на товары, автоматический выпуск
экспортных деклараций на товары. Проводится эксперимент по оформлению пассажирских
таможенных деклараций в электронном виде... В перспективе таможенные органы
планируют отказаться от бумажных документов при взаимодействии и с участниками
внешнеэкономической деятельности, и со смежными государственными контролирующими
органами.
– Какие информационные технологии пользуются
спросом у дальневосточных участников внешнеэкономической деятельности?
– С мая 2014 года ДВТУ
использует технологию автоматической регистрации деклараций на товары. До
сентября 2016 года применяли ее исключительно в отношении экспортных товаров,
не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. А с 1 октября того же года – для
всех экспортных товаров.
С апреля 2016 года она
используется и для автоматической регистрации деклараций на импортные товары. Сейчас
все таможенные декларации на товары, поданные в ДФО в электронной форме,
обрабатываются в автоматическом режиме. В случае успешного прохождения проверки
они также автоматически регистрируются.
Следующий этап в
цепочке – автоматический выпуск товаров. Эта технология внедряется в ДВТУ с
апреля 2016 года. За первый квартал 2017 года на постах Хабаровский и
Биробиджанский по этой технологии, то есть без участия человека, приняты
решения о выпуске товаров по 131 таможенной декларации.
Ускоряет работу
таможенных органов и предварительное информирование о ввозе товаров. С 1
октября 2016 года, в соответствии со статьей 22 федерального закона «О
свободном порте Владивосток», в морских пунктах пропуска Приморья, входящих в
территорию свободного порта Владивосток, внедрен электронный документооборот
между государственными контрольными органами, экспортерами, перевозчиками и другими
участниками процесса. С этой даты оформление прибытия/убытия морских судов и
перевозимых ими товаров на постах Владивостокской и Находкинской таможен
проходит с применением КПС «Портал «Морской порт». Это сокращает время
прохождения контроля на границе.
С марта 2017 года
таможенный пост Аэропорт Владивосток по распоряжению ФТС России включен в
перечень таможенных органов, использующих электронный документооборот с авиационными
перевозчиками. С 1 апреля для товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
воздушным транспортом, действует обязательное предварительное информирование.
За апрель по новым правилам было оформлено более 90 процентов прибывших авиагрузов.
С 1 октября 2016
года на все товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС через автомобильные
пункты пропуска свободного порта Владивосток, введено обязательное представление
информации в объеме таможенной декларации.
На железнодорожных
пунктах пропуска эту процедуру начали внедрять с 1 июня 2015 года. На сегодня с
ее применением отправлено без малого 98 процентов импортных грузов и почти 95
процентов экспортных.
– Как проходит в ДВТУ эксперимент по
оформлению в электронном виде пассажирских таможенных деклараций на товары?
– На Дальнем Востоке
в этом эксперименте участвуют таможенные посты: Аэропорт Владивосток и
Первомайский (Владивостокская таможня), морской порт Восточный (Находкинская
таможня), Южно-Сахалинский (Сахалинская таможня) и Аэропорт Хабаровск (Хабаровская
таможня). По итогам первого квартала 2017 года зарегистрировано 204
пассажирские таможенные декларации, поданные в электронном виде. Они поданы на
товары личного пользования, перемещаемые в сопровождаемом, несопровождаемом
багаже или доставляемые перевозчиком.
– Что предпринимает ДВТУ для увеличения
конкурентоспособности международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»?
– В прошлом году
ДВТУ уделяло особое внимание транзитным перевозкам по международным
транспортным коридорам (МТК) «Приморье - 1» и «Приморье - 2». Уссурийская
таможня контролирует сухопутные пункты пропуска, задействованные в обслуживании
этих транспортных коридоров, а Находкинская и Владивостокская таможни –
морские. В основном грузы по этим маршрутам перемещаются между контрагентами
КНР, между Китаем и Республикой Корея. Номенклатура перевозимых товаров –
пиломатериалы, моющие и косметические средства, одежда, обувь, кухонные
принадлежности, напитки, соя, кукуруза.
С мая 2016 года ДВТУ
проводит ежемесячный мониторинг грузоперевозок по этим транспортным коридорам –
от прибытия до отправки. В прошлом году было оформлено 794 товарные партии, перемещаемых
как автомобильным, так и железнодорожным видами транспорта. Их общий вес более
52,5 тысячи тонн (более чем в пять раз больше чем по итогам 2015 года).
Динамика эта сохраняется. За январь-март 2017 года уже 223 товарные партии
общим весом более 29,8 тысячи тонн, а за аналогичный период 2016 года – 99
партий общим весом более 1,4 тысячи тонн.
В минувшем году ДВТУ
активно внедряло технологию электронного транзита, хотя первые эксперименты
начались еще в 2015 году в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного
администрирования». Перед нами стоит задача – максимально сократить время на
пропуск транзитных грузов. В декабре 2016 года доля оформленных электронных
транзитных деклараций, подпадающих под условия реализации эксперимента,
превысила 87 процентов. В целом за минувший год в округе было оформлено более
19 тысяч электронных транзитных деклараций. А по итогам первого квартала 2017
года доля оформленных электронных транзитных деклараций в Дальневосточном регионе
составила 93 процента При этом статистика грузоперевозок показывает, что в
первом квартале 2017 года декларирование таможенной процедуры таможенного
транзита при перевозках товаров по транспортным коридорам «Приморье-1» и
«Приморье-2» осуществлялось в электронной форме практически в ста процентах
случаев.
Одна из приоритетных
задач ДВТУ в ближайшей перспективе – максимально быстрое оформление транзита
товаров по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
В 2016 году среднее
время оформления транзитной декларации составляло 50 минут, в первом квартале
2017 года – 27 минут.
По данным
таможенного мониторинга, наиболее значительные временные потери происходят в
морских пунктах пропуска Владивосток, Восточный и на железнодорожном пункте
пропуска Пограничный, хотя напрямую это не зависит от деятельности таможенных органов.
Как показывает практика, длительное нахождение там контейнеров зависит от
оперативности подготовки документов перевозчиками, экспедиторами, декларантами
и другими заинтересованными лицами, а также от графика движения судов, от
скорости погрузки контейнеров и т.д.
– Одним из основных инструментов
создания благоприятных условий для ведения бизнеса на территории свободного
порта Владивосток и ТОСЭР является возможность помещения товаров под таможенную
процедуру свободной таможенной зоны. Сколько резидентов воспользовались этой
процедурой?
– Несмотря на
значительное количество компаний, получивших статус резидентов ТОСЭР и
свободного порта Владивосток, режим свободной таможенной зоны пока не очень востребован.
В прошлом году режимом свободной таможенной зоны на Дальнем Востоке
воспользовались два резидента ТОСЭР – Судостроительный комплекс «Звезда» и
Амурский масло-экстракционный завод. По данным на середину апреля 2017 года, в
зоне деятельности ДВТУ было оформлено 14 деклараций, поданных этими двумя резидентами
в отношении товаров, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны. Вероятно,
другие резиденты воспользуются этим режимом немного позже.
ДВТУ является
сторонником конструктивной работы и готово максимально оперативно реагировать
на поступающие заявления резидентов. Не так давно в ДВТУ прошло совещание по
вопросу создания первой зоны таможенного контроля на участке резидента свободного
порта Владивосток – компании «Остров Русский».
Кроме того, на
Камчатке состоялась рабочая встреча с представителями компании «Новый дом»,
которая является резидентом свободного порта Владивосток. В рамках соглашения о
деятельности на территории свободного порта, заключенного с АО «Корпорация развития
Дальнего Востока», компания «Новый дом» строит в городе Петропавловске-Камчатском
гостиничный комплекс. В ближайшее время резидент начнет работы по обустройству
и оборудованию участка для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной
зоны.
После обустройства и
оборудования участка в соответствии с установленными требованиями резидент
обратится в Камчатскую таможню с заявлением о создании зоны таможенного
контроля, после рассмотрения которого компания «Новый дом» получит возможность применять
таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Источник: журнал Таможня № 13
[420] 2017