Таможенник с профессиональной камерой в руках, делающий панорамную съемку для
игрового или документального фильма... Еще пару-тройку лет назад такое сложно
было себе представить. Сегодня это привычное занятие увлеченных видеотворчеством
энтузиастов из таможенных органов России. И занимаются этим не только
пресс-секретари. В этом можно убедиться, ознакомившись с ходом Первого
Международного киноконкурса о таможне «Верещагин», который приурочен к
знаменательному юбилею таможенной службы – 25-летию ФТС России. Конкурс шагает
по стране уже более трех месяцев и скоро приблизится к своему логическому
завершению: подведению итогов и вручению наград победителям. О том, как проходит
конкурс таможенников-любителей «с «Лейкой» и блокнотом», каковы его
промежуточные результаты рассказывает заместитель руководителя ФТС России,
председатель Жюри Конкурса Татьяна ГОЛЕНДЕЕВА.
– Татьяна Николаевна, таможенники в кинематографе представлены, в
основном, либо героями немногочисленных кинофильмов, либо (что гораздо чаще)
статистами неких проходных сцен. Как получилось, что проводится отдельный
конкурс для таможенников – авторов кинофильмов?
– Да, Вы правы. Наверное, девять из десяти опрошенных наших соотечественников
при упоминании словосочетания «таможня – кино» ассоциативно вспомнят
легендарного Павла Луспекаева из культового фильма «Белое солнце пустыни», да
еще Михаила Боярского с Валентином Гафтом из остросюжетного кинофильма 80-х
годов «Таможня». Запомнился нашим современникам и таможенный инспектор, который
досматривал пассажиров лайнера «Михаил Кольцов», в том числе и Семена Семеныча
из кинохита «Брильянтовая рука». А вот о таможенниках-тружениках видео-производства мы еще не слышали.
Считаю, что появление таких людей в нашем таможенном сообществе – явление
знаковое. Профессия наша постоянно усложняется, в ней сочетаются самые разные
отрасли знаний, освоение которых требует соответствующего IQ. Сегодня
таможенник, это – продвинутый пользователь IT-технологий. Он на ты с десятком
сложнейшего программ таможенного софта. Это относится уже к десяткам тысяч
таможенников, которые пришли в профессию за последние десять лет. Неудивительно,
что этой среде находятся десятки таких людей, которым по плечу освоить сложную
съемочную технику, разобраться с замысловатыми программами видеомонтажа,
звукомонтажа, а хороший литературный и эстетический вкус позволяет им писать
сценарии, диалоги, осваивать основы режиссуры... Так что есть среда –
высокоинтеллектуальные творческие люди, есть тема – профессиональная и
социальная жизнь таможенных коллективов, есть и результат – кино- и
видеопроизводство, которого оказалось вполне достаточно для запуска первого
киноконкурса о Таможне.
– Как получилось, что Первый «Верещагин» (мы уверены, за ним последует
Второй) стартовал именно в этом году?
– Во-первых, нынешний год – юбилейный. И наша таможенная система празднует
25-летие создания ГТК-ФТС России.
За прошедшую четверть века Российская Таможня пережила тектонические изменения.
Самый подходящий повод вспомнить, задуматься, сделать выводы. Языком
кинематографа это можно сделать доходчиво, образно, чтобы запомнилось надолго.
Во-вторых, к этому году в системе ФТС Росси уже сформирована та творческая и
организационно отлаженная среда, которая занимается видеопроизводством на
регулярной основе. С мая 2014 года постоянное вещание ведет Интернет-ТВ-канал
«Таможня-ТВ». У канала с ФТС России заключено соглашение об информационном
взаимодействии, в рамках которого пресс-службы РТУ и ТНП, пресс-секретари
таможен, под руководством Управления по связям с общественностью ФТС России,
готовят и пересылают в «Таможню-ТВ» свои видеосюжеты, а редакция канала
использует их в своих регулярных передачах. За эти два года наши пресс-секретари
уже многому научились. И сейчас многие из них вполне освоили такие жанры как
«документальный фильм» и «видеорепортаж».
– Какие чувства вы испытывали, когда знакомились с конкурсными работами?
– Сначала по-хорошему удивлялась, а затем чувствовала прилив гордости. Как
все-таки много в таможенных коллективах талантливых людей!
Профессия наша одна из самых сложных. Нашим сотрудникам приходится постоянно
совершенствоваться: набираться новых знаний, изучать новации и в таможенном
законодательстве, и в смежных отраслях права. Я уже не говорю о том, что
таможенный инспектор сегодня, по сути, один из наиболее «продвинутых» в России
IT-специалистов. А ведь у всех семьи, дети. И эти наши коллеги находят время,
чтобы снять хорошее, доброе, профессиональное кино. Ну, а гордость за то, что
все же наши коллеги – настоящие патриоты с большой буквы: патриоты страны,
профессии, коллектива! Это является лейтмотивом абсолютного большинства
конкурсных работ.
– На каком этапе сейчас находится Киноконкурс, определились ли уже очевидные лидеры?
– Конкурс у нас более чем полноценный. Охвачены практически все основные жанры
видеоформата. Понятно, что блокбастеров наши коллеги пока не создают, но самые
распространенные жанры нами охвачены. Наш Конкурс двухэтапный. 31 августа
завершился первый его этап. Тогда Оргкомитет конкурса принимал и регистрировал
заявки конкурсантов и выкладывал их в общий публичный доступ (страничка конкурса
в Интернете на www.Customs-TV.ru). Результаты оказались впечатляющими: более 120
заявок по всем девяти номинациям. Сейчас Жюри Конкурса и привлеченные эксперты
оценивают эти работы по стандартным конкурсным критериям, в том числе по
образности, раскрытости темы, техническому решению и другим параметрам. Это
кропотливая и одновременно захватывающая работа.
– А в каких регионах, таможнях
наши коллеги более других увлечены видеопроизводством?
– Практически в большинстве таможенных коллективов есть свои Герасимовы и
Гайдаи. Где-то их больше, а где-то – меньше. Хорошие заявки у нас от ЦТУ, СЗТУ,
ЮТУ. Много снимают в Приволжье, Сибири и на Дальнем Востоке.
Калининградская областная таможня в видеопроизводстве одна из явных лидеров. Так
что практически вся наша Россия от Калининграда до Владивостока снимает, делает
монтаж, озвучивает и показывает на местных региональных каналах, а также в
регулярных передачах «Таможни-ТВ», вполне кондиционную и приятную для просмотра
кинопродукцию.
– Можно ли уже сейчас говорить о каких-то явных лидерах в каждой номинации?
– Члены Жюри и приглашенные эксперты сейчас находятся на
ответственном этапе отбора претендентов в каждой номинации. Всего, как вы
знаете, у нас девять номинаций, в том числе «Документальный фильм»,
«Научно-популярный фильм», «Игровой фильм», «Видеорепортаж», «Видеосюжет»,
«Сценарий», «Режиссура», «Операторская работа» и «Звуковое оформление». По
каждой номинации Жюри выберет и утвердит трех победителей, которые получат
«Дипломы 1-й, 2-й и 3-й степени» соответственно. Помимо этого, Жюри определит
обладателя главного приза Конкурса, которому будет вручен Памятный Знак «Госпожа
Удача». На сегодня мы уже понимаем, какие работы наиболее сильны и в
значительной степени соответствуют критериям оценки, указанным в Положении о
Конкурсе. Называть эти работы, по понятным причинам, я сейчас не стану.
Во-первых, работа экспертов Жюри еще не прошла даже половину своего пути.
Предстоят еще несколько заседаний, в ходе которых нам нужно обменяться мнениями,
конечно же, поспорить и прийти к единому решению по победителям. Во-вторых, я бы
тогда раскрыла тайну. А без интриги, согласитесь, церемония награждения будет
проходить не так интересно.
– Когда и где состоится эта церемония?
– Первоначально мы планировали провести ее в рамках работы XVII Международной
выставки «Таможенная служба-2016». Но по мере того, как к нам приходило
осознание масштаба отклика наших коллег, начал ощущаться тот высокий дух
патриотизма за страну и любимую профессию, которым проникнуто большинство
конкурсных работ, стало понятно, что провести церемонии в рамках работы выставки
просто нереально.
Оператор выставки «Р.О.С.Таможинформ» мог нам выделить не более одного часа, а
нам нужно втрое больше. Поэтому 21 сентября этого года в ходе работы Оргкомитета
празднования 25-летия ФТС России было решено провести церемонию в виде отдельных
мероприятий Программы празднования 25-летия в один из дней ноября или декабря.
Мероприятие состоится на территории ФТС России с участием всей творческой
общественности таможенных органов России.
– Спасибо, Татьяна Николаевна, за столь интересный рассказ о первом Киноконкурсе «Верещагин». Мы будем с нетерпением ждать зрелищного мероприятия в «Капле» и
обязательно опишем его на страницах журнала «Таможня»!
Беседу вел Николай ЕВСЕНКИН
Источник: журнал Таможня N23 2016 г.