В СМИ стала регулярно
появляться информация о том, что, по расчетам ученых
Института проблем рынка (ИПР) РАН, только в 2013 г.
по разработанной ими методике российский бюджет
недополучил от таможни $40 млрд Известно, что
ученые, в том числе ИПР РАН, проводившие
исследования, использовали данные системы таможенно-банковского валютного
контроля Центрального банка России и метод
«зеркальной статистики».
При этом в
исследованиях были использованы данные
внешнеторговой деятельности, полученные от
Федеральной таможенной службы, Центробанка,
Евразийской экономической комиссии, Минфина России и
других организаций.
По словам директора
ИПР РАН Валерия Цветкова, сравнение общей суммы
платежей и фактурной стоимости вывезенных из России
товаров, задекларированных таможенными органами,
позволило определить общий объем заниженной
стоимости при декларировании в 2013 г. в $47 млрд.
Посчитанное аналогичным образом занижение стоимости
при импорте в 2013 г., по оценкам ИПР РАН, составило
$45 млрд.
По оценкам Валерия
Цветкова, нерегистрируемый импорт за 2013 г.
составил $23 млрд. С этих денег не платятся налоги,
это обычная контрабанда, считает он. В целом оценки
ИПР РАН таковы: бюджетные потери при экспортных
операциях в 2013 г. составили $14 млрд; при
импортных операциях — почти $20 млрд, т.е. суммарно
$34 млрд.
По свидетельству ИПР
РАН использование для проверки исходных данных
методику «зеркальной статистики» не только
подтвердили порядок выявленных потерь, но и
позволило установить рост суммы возможных бюджетных
потерь от недоимки таможенных платежей до $40 млрд.
Апеллируя к методу
«зеркальной статистики», ученые ИПР РАН говорят о
том, что основные страны — участники мировой внешней
торговли используют его, чтобы своевременно выявлять
нарушения. При этом подчеркивается, что тот же метод
«зеркальной статистики» использовало и Министерство
внешнеэкономических связей СССР, поскольку он
основан на анализе данных ООН, МВФ, ФТС России и
т.д.
По словам
руководителей группы, предложенная методика ИПР РАН
позволяет отслеживать полноту
собираемости таможенных платежей в онлайн-режиме и
своевременно взыскивать недоимки. Кроме того,
методика ИПР РАН, по мнению ее авторов, также
позволяет увидеть каждого конкретного декларанта и
установить точные маршруты передвижения товаров. В
частности, с помощью указанной методики ученые ИПР
РАН установили, что большинство ввозимых в Россию
духов лишь называются французскими, а производятся в
Польше.
Чем плоха методика
ИПР РАН
ФТС России отмечает,
что методика ИПР РАН является неполной, так как не
учитывает ряд факторов. Она «не содержит новых идей
и подходов к проведению расчетов, не учитывает
логистики доставки товаров (часто не совпадают
страна-экспортер и страна происхождения
товаров)». Результаты таких расчетов
интерпретируются как свидетельство недоимок
поступлений в бюджет, связанных с
работой ФТС России.
В качестве
существенного фактора, определяющего претензии к
качеству методик ИПР РАН, ФТС России рассматривает
подход к выявлению страны происхождения товара. Если
в России под страной происхождения товара понимается
место его производства, то в других странах товары,
произведенные, например, в Китае или Индии, могут
относить к своей продукции.
Кроме того, по
мнению ФТС России, предложенная ИПР РАН методика не
учитывает особенности ведения статистики в разных
странах.
Если рассмотреть
методику ИПР РАН, то, по нашему мнению, она не
отвечает в должной мере каноническому требованию
логического объединения различных методов, которые
конкретизировали бы состав необходимых действий для
решения задачи определения полноты
собираемости таможенных платежей.
Это несоответствие
между классической методикой и предложенной Рабочей
группой технологией определения полноты собираемости
таможенных платежей проявляется и в структуре
методики ИПР РАН и в ее содержательной части,
которая включает:
источники данных для
сравнительного анализа таможенной статистики за
исследуемый период;
определение уровня
расхождений в статистике внешнеторговой деятельности
России и стран торговых партнеров;
определение среднего
уровня допустимых расхождений в таможенной
статистике ведущих стран мира, объясняемого
методологическими причинами;
определение уровня
расхождений в статистике внешнеторговой деятельности
России и стран торговых партнеров, обусловленного
возможными нарушениями таможенного законодательства
и злоупотребления во внешнеторговой деятельности;
определение величины
возможных потерь для бюджета РФ, связанных с
нарушением таможенного законодательства и
злоупотреблениями во внешнеторговой деятельности при
перемещении товаров через границу РФ.
Эта
последовательность операций не свидетельствует о
логическом объединении различных методов, поскольку,
например, сопоставление данных по России и ведущим
странам мира G20 само по себе некорректно в силу
различия масштабов и структур рассматриваемых
массивов данных.
Математическое ожидание
Если говорить о
точности оценки, то ФТС России приводит размер
прямого расхождения данных по импорту России и
экспорту стран торговых партнеров, рассматриваемого
в качестве смещения математического ожидания (µФТС)
от истинного значения – математического ожидания
генеральной совокупности (µген), и в 2013
г. она составила минус 5,1% (ΔµФТС = µФТС
- µген < 0). А авторы методики ИПР РАН
вообще не дают оценку точности своей методики, тем
не менее на каком-то основании считают ее эталонной.
Однако если
предположить, что смещение математического ожидания
по методике ИПР РАН не просто существует (что
очевидно), а имеет положительное значение (ΔµРАН
= µРАН - µген > 0), то,
безусловно, расхождение в оценках ФТС России и РАН
при условии, что последние считают точность своей
методики эталонной, существенно возрастает (рис.1).
Рис.1. Расхождение в оценках точности по
методике ФТС России и методике ИПР РАН
Согласно статистике
2013 г. объем экспорта ведущих стран мира (G20)
превосходит объем экспорта РФ в 25,2 раза, а объем
импорта – в 38,7 раза.
Таким образом, если
говорить о соотношении уровня допустимых расхождений
в таможенной статистике ведущих стран мира и России,
то необходимо масштабировать уровень допустимых
ошибок в виде средних отклонений (σ) по ведущим
странам мира (σG20) и в России (σРФ)
в соответствии с законами статистики (рис.2).
Рис.2. Соотношение уровня допустимых расхождений
в таможенной статистике ведущих стран мира и России
исходя из объемов их экспорта и импорта
Если отталкиваться от
методологической ошибки, то тогда для экспорта
товаров из России средняя допустимая ошибка по
сравнению с допустимой ошибкой по ведущим странам
(8,7%) мира G20 будет составлять:
по экспорту из РФ –
43,67%;
по импорту в РФ –
54,08%.
Эти допустимые
расхождения существенно превышают те, что
демонстрируют сами авторы методики ИПР РАН:
при оценке
расхождений при импорте отдельных групп товаров по
16 товарным группам – 20%;
при оценке
расхождений при экспорте отдельных групп товаров по
8 товарным группам (2-значный код ТН ВЭД) – 21%;
при оценке
расхождений при экспорте отдельных групп товаров по
7 товарным группам (4-значный код ТН ВЭД) – 30%.
Из указанного порядка
оценки расхождений выделяются лишь некоторые
позиции. Так, например, при оценке расхождений при
экспорте отдельных групп товаров по 7 товарным
группам (4-значный код ТН ВЭД) выделяется товарная
группа с кодом 2711 – газ. Расхождение экспорта из
РФ и импорта из РФ по этой позиции, по данным за
2013 г., составило 530% в стоимостном выражении ($)
и 439% в весовом выражении (кг). В результате общее
расхождение по 7 товарным группам составляет 48% в
стоимостном выражении и 30% в весовом выражении.
При этом необходимо
отметить, что с июля 2012 г. газ в РФ учитывается по
дополнительным единицам измерения в метрах
кубических. Основная единица измерения (килограммы)
для газа, перемещаемого трубопроводным транспортом,
не заполняется. Таким образом, сопоставлять данные
по газу в килограммах, как это сделано в методике
ИПР РАН, изначально некорректно.
Однако проблема
транзита газа по территории сопредельного
государства, продолжающаяся десятилетиями и
сопровождающаяся как неплатежами, так и хищениями,
является проблемой общегосударственного масштаба.
Эта проблема, к сожалению, не находит своего решения
на высоком межгосударственном уровне и даже при
посреднической роли Евросоюза. В этой связи решение
этой проблемы только в масштабах ФТС России в
принципе невозможно.
Если же элиминировать
оценки расхождений при экспорте отдельных групп
товаров по товарным группам (4-значный код ТН ВЭД)
группу с кодом 2711 (газ), то расхождение экспорта
из РФ и импорта в РФ по этим оставшимся группам
товаров уменьшится в разы (см. таблицу).
Оценки расхождений при экспорте
отдельных групп товаров по товарным
группам (4-значный код ТН ВЭД) с учетом
группы «газ» (кодом 2711) и без этой
группы
|
Оценка
расхождений при экспорте отдельных групп
товаров по 7 товарным группам (4-значный
код ТН ВЭД) с учетом товарной группы
«газ» (код 2711), в $ |
Оценка
расхождений при экспорте отдельных групп
товаров по 6 товарным группам (4-значный
код ТН ВЭД) без учета товарной группы
«газ» (код 2711), в $ |
Оценка
расхождений при экспорте отдельных групп
товаров по 7 товарным группам (4-значный
код ТН ВЭД) с учетом товарной группы
«газ» (код 2711), в кг |
Оценка
расхождений при экспорте отдельных групп
товаров по 6 товарным группам (4-значный
код ТН ВЭД) без учета товарной группы
«газ» (код 2711), в кг |
48% |
11% |
30% |
7% |
Факторы отклонения
объема импорта от объема экспорта, проявляющиеся при
использовании «зеркальной статистики», обусловлены
несовпадением методов статистического учета импорта
и экспорта в различных государствах, что в различных
совокупностях стран обусловливает разные значения
отклонений объемов импорта и экспорта.
Это связано с
действием комплекса методологических различий,
характерных именно для этой конкретной совокупности
стран. На международном уровне выделяются следующие
методологические различия:
некоторые страны
учитывают в статистике внешней торговли операции,
осуществляемые в свободных экономических зонах (СЭЗ)
на их территории, другие – нет;
при определении
количества товара в некоторых странах учитывается
вес транспортировочной и складской упаковки
(брутто), в других – определяется вес нетто (без или
с потребительской упаковкой);
временной лаг, когда
экспорт учитывается в рамках текущего отчетного
периода, в то время как соответствующий импорт
страны-партнера – в следующем периоде;
недостоверное
декларирование товара при его ввозе на территорию
государства;
некоторые страны
учитывают реэкспорт, реимпорт или международный
транзит в объеме внешней торговли, несмотря на
рекомендации ООН, в соответствии с которыми импорт
должен определяться по стране происхождения товара,
экспорт – по последней известной стране назначения,
а данные по международному транзиту должны
исключаться из статистики внешней торговли;
в зависимости от
условий поставки в соответствии с международными
правилами Инкотермс в стоимость товара, заявленную
участником ВЭД, могут включаться расходы на
транспортировку до места нахождения получателя, а
также страхование. То есть импорт учитывается в
ценах CIF, а экспорт – в ценах FOB.
Напомним, что
поставка на условиях CIF означает, что продавец
выполнил поставку, когда товар погружен на
транспортное средство в порту отгрузки, а продажная
цена включает в себя стоимость товара, фрахт или
транспортные расходы, а также стоимость страховки
при перевозке.
При поставке на
условиях FOB предусматривается, что продавец обязан
доставить товар в порт и погрузить на указанное
покупателем судно. Расходы по доставке товара на
борт судна, как правило ложатся на продавца. А риск
случайной гибели имущества или его повреждения
возлагается на продавца — до момента пересечения
товаром борта судна, и на покупателя — с указанного
момента.
Применительно к
группе стран, с которыми ведет торговлю Россия,
можно выделить следующие причины, влияющие на
различия объемов экспорта и импорта с этими
странами.
Во-первых, включение
рядом стран в свой экспорт выпущенных в свободное
обращение товаров несобственного происхождения, в то
время как в российской таможенной статистике (в
соответствии с международной методологией учета
товаров, рекомендованной ООН) эти товары учитываются
по стране происхождения. Данная причина оказывает
сильное влияние на величину расхождений в
данных таможенной статистики внешней торговли России
и стран ЕС. В частности, в 2013 г. импорт России из
Финляндии был ниже экспорта Финляндии в Россию на $1
715,8 млн. Однако, по данным ФТС России, в 2013 году
в Россию из Финляндии (страна отправления –
Финляндия) было ввезено товаров на сумму $13 946,3
млн. Основной объем товаров, ввезенных из Финляндии
(71% на сумму $9 970,9 млн.), был произведен в
других странах (ЕС, Китае, США, Японии и
др.). Частично они были включены в экспорт Финляндии
в Россию, а в импорте России они учитываются по
странам происхождения. Ввоз из Финляндии товаров
финского происхождения составил 29% на сумму $3
975,4 млн.
Этой причиной, в
частности, обусловлено превышение данных экспорта
Финляндии над импортом России по товарам 84 группы
(реакторы ядерные, котлы, оборудование и
механические устройства), 30 группы
(фармацевтическая продукция), 85 группы
(электрические машины и оборудование) ТН ВЭД.
Также в 2013 г.
импорт России из Латвии был ниже экспорта Латвии в
Россию на $744,5 млн. Основной объем товаров,
ввезенных из Латвии, – 90% (на сумму $5 594,9 млн)
произведен в других странах (ЕС, Китае, США и т.д.)
Ввоз товаров латвийского происхождения составил
всего 10% (на сумму $609,6 млн). Этой причиной
обусловлены причины расхождения в данных экспорта
Латвии и импорта России товаров 84, 85, 30 групп, а
также 22 группы (алкогольные и безалкогольные
напитки и уксус), 40 группы (каучук, резина и
изделия из них), 64 группы (обувь, гетры и
аналогичные изделия; их детали, 87 группы (средства
наземного транспорта, кроме железнодорожного или
трамвайного) ТН ВЭД.
Во-вторых, фактором,
искажающим «зеркальную статистику», является то, что
поставки части товаров из страны А в страну В
осуществляется через территории других стран. Эта
причина расхождения характерна для стран,
значительно удаленных друг от друга. Например,
импорт России из США, Канады, Бразилии выше экспорта
этих стран в Россию. При этом часть товаров
перемещается между этими странами и Россией через
другие страны (например, страны ЕС). При оформлении
экспорта этих стран в качестве страны назначения
может быть указана не Россия, а страны ЕС, а из
стран ЕС эти товары реэкспортируются в Россию. В
России эти товары учитываются по странам
происхождения.
В-третьих,
в таможенной статистике внешней торговли РФ не
учитываются данные о закупках российскими судами и
самолетами бункерного топлива за рубежом, а также
морепродукты, выловленные и проданные с российских
судов за пределами таможенной территории РФ, так как
декларирование этих товаров в России не
осуществляется, но эти товары учитываются на
основании форм отчетности Росстатом отдельно. Так, в
2013 г., по данным Росстата, всего российскими
судами в других странах закуплено бункерного топлива
на сумму $688,3 млн. Оно не включается в статистику
внешней торговли России, в то же время в экспорт
зарубежных стран включается.
В-четвертых,
необходимо отметить влияние на искажение «зеркальной
статистики» такого фактора, как учет экспорта при
неизвестной стране конечного назначения по стране
контракта. Так, в 2013 г. импорт России из
Узбекистана был ниже экспорта Узбекистана в Россию
на $1 951,2 млн. Это расхождение определяется
поставками товаров 27 группы (топливо минеральное,
нефть и продукты их перегонки, битуминозные
вещества). В таможенной статистике Узбекистана
зафиксированы значительные экспортные поставки в
Россию природного газа. При этом в
данных таможенной статистики России импортные
поставки из Узбекистана по данному товару не
зафиксированы. Это объясняется тем, что на момент
оформления газа на экспорт не был известен конечный
получатель товара и учет производителя по торгующей
стране, которой является Россия. При этом фактически
природный газ по трубопроводу транзитом следует
через территорию России в другие страны – Украину,
Грузию. Данные по этому товару в статистику внешней
торговли России не включаются.
В-пятых, различия в
подходах к таможенному оформлению товаров,
перемещаемых физическими лицами. В российской
практике это касается прежде всего ввоза
автомобилей, которые учитываются
по таможенным приходным ордерам и не включаются в
данные статистики внешней торговли. В то же время
страна, откуда был вывезен автомобиль, регистрирует
его как экспорт, если его цена превышает
установленное пороговое значение. Так, расхождения в
данных об экспорте Германии и импорте России товаров
87 группы (средства наземного транспорта, кроме
железнодорожного или трамвайного) ТН ВЭД частично
обусловлены тем, что часть автомобилей, ввезенных в
Россию, оформлена по таможенным приходным ордерам и
не включается в импорт России, в то же время в
экспорт Германии они включаются.
В-шестых, между датой
отгрузки товара на экспорт в стране происхождения и
датой регистрации товара в принимающей стране
возникает временной лаг, который в среднем в мировой
торговле составляет 3–4 недели и варьируется в
зависимости от географического положения стран,
используемого вида транспорта, характера
перевозимого товара.
В-седьмых, различие в
разных странах базисов оценок и методов пересчета
курсов валют. Стоимость импорта в большинстве стран,
в том числе и в России, оценивается на базе цены СИФ
(CIF – Cost Insurance Freight) – коммерческих
условий, определяющих порядок поставки и оплаты
товаров в международной торговле – на границе на
основе стоимости груза, его страхования и
транспортировки, в то же время как страны – торговые
партнеры оценивают стоимость своего экспорта на
границе по цене ФОБ (FOB – Free On Board).
В-восьмых, превышение
данных об экспорте Китая и Республики Корея легковых
автомобилей в Россию (код 8703 ТН ВЭД), над данными
России, об их импорте связано с тем, что при
экспорте в Россию автомобильных машино-комплектов
для их последующей сборки в России, в Китае и в
Республике Корея применяются товарные коды для
готовых автомобилей. Таможенное оформление
российского импорта машино-комплектов осуществляется
с использованием кодов для отдельных автомобильных
узлов и агрегатов.
Дополнительно следует
отметить расхождения, которые могут быть связаны с
ошибками определения страны-партнера, в частности
некорректным определением страны назначения. Так,
наблюдаются значительные расхождения по импорту в
Россию и экспорту Бразилии товаров 17 группы (сахар
и кондитерские изделия их сахара) ТН ВЭД ЕАЭС. Они
связаны с тем, что при оформлении экспорта Бразилии
тростникового сахара в
экспортных таможенных декларациях страной конечного
назначения указана Россия, в то же время как
контрактодержателем в большинстве случаев является
фирма, зарегистрированная в Великобритании, и товары
фактически не поступают в Россию.
В настоящее время в
мировой экономике доминируют транснациональные
корпорации (ТНК), для которых характерно
распределение производственных предприятий в
различных странах, в первую очередь в странах
Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой. Такое
состояние дел вносит существенное расхождение в
порядок определения страны происхождения. В условиях
глобализации и интеграции именно ТНК координируют
деятельность глобальных производственных систем
(ГПС), на долю приходится порядка 80% (!) всего
объема мировой торговли. При использовании методики
РАН произошла подмена понятий. Различие в подходах к
выявлению страны происхождения товара, по нашему
мнению, было подменено выявлением недоимки со
стороны ФТС России.
Существует и целый
ряд других факторов.
В целом как в
совокупности стран G-20, так и в совокупности стран
мира, и стран, с которыми осуществляет внешнюю
торговлю Россия, или в любой другой совокупности
стран действуют одни и те же факторы отклонения
объема импорта от объема экспорта, проявляющиеся при
использовании «зеркальной статистики».
Если же говорить о
проблеме повышения точности методики определения
полноты собираемости таможенных платежей, то ее надо
решать комплексно с учетом полноты, точности,
достоверности и своевременностью предоставляемой
информации.
В этой связи
сравнивать методику ИПР РАН с Методическими
рекомендациями по проведению сопоставительного
анализа данных о внешней торговле РФ со странами –
торговыми партнерами РФ, используемой ФТС России, не
предоставляется возможным.
А тем, кто стремится
к масштабным расследованиям, стоит попытаться
ответить на вопрос, как объяснить, что в 2014 г. по
экспорту и импорту, составившему $804,7 млрд
(21,48%) от уровня ВВП, ФТС России собрала 7,1 трлн
руб. (49% доходов бюджета), а ФНС России со всего
ВВП, составившего $3745 млрд, только 6,2 трлн руб.
(42,8% доходов бюджета).
Владимир Мантусов,
ректор
Российской таможенной академии, д.э.н., профессор
Алексей Тебекин,
проректор
Российской таможенной академии, д.э.н., профессор