В Москве в середине
июля состоялся VI-ой российско-китайский
семинар « Таможенный контроль и таможенное
оформление: практика работы российских и
китайских таможенных органов » .
Организаторами семинара
выступили ФТС России и Главное таможенное управление Китайской Народной Республики( ГТУ КНР ), а соорганизатором – Союз китайских
предпринимателей в России.
Приграничное сотрудничество
В шестой раз это мероприятие
стало площадкой для обмена опытом между российскими и китайскими таможенниками,а также для диалога таможни и бизнеса.
И символично, что обучающий семинар для таможенников состоялся
сразу по окончании встречи лидеров Бразилии, России, Индии, Китая
и ЮжноАфриканской Республики ( БРИКС ) и заседания Шанхайской организации сотрудничества( ШОС ) в Уфе.
Открывая мероприятие,с приветственным словом к гостям и участникам
обратился Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Российской Федерации Ли Хуэй. Он
отметил важность взаимодействия таможенных служб и бизнеса для развития российско-китайских
отношений. Заместитель заведующего Центром по подготовке и переподготовке таможенных
кадров ГТУ КНР Ван Дунхун и Председатель Союза китайских предпринимателей в России
Цай Гуйжу так же подчеркнули важность совместной работы в этой сфере.
– Налаживание конструктивного взаимодействия бизнеса
и государства, совместная работа по установлению
честных и обоюдно приемлемых принципов для реализации совместных проектов – этим задачам мы придаем особое значение, – подчеркнул в своем выступлении начальник Главного
управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России
Дмитрий Жуков.
Основная часть семинара
началась с обсуждения порядка совершения таможенных операций, мер по их облегчению и упрощению, а также особенностей проведения таможенного контроля
службами России и Китая в отношении товаров, перемещаемых через общую границу двух государств.
Начальник службы организации
таможенного контроля ДВТУ Владимир Теремецкий и заместитель начальника отдела таможенного
оформления и таможенного контроля Харбинской таможни Лю Чжунгуо выступили с докладами
на эту актуальную тему.
По словам Владимира
Теремецкого, технология предварительного
информирования применяется на автомобильных пунктах пропуска на российско-китайской
границе с марта 2011 года, а
на железнодорожных пунктах пропуска – с июля 2012 года.
Сообщения о прибытии товаров через автомобильные пункты пропуска на Дальнем Востоке
подаются в 99,3 процентах случаев.
Через железнодорожные
пункты пропуска – в 100 процентах случаев. Участники ВЭД, которые стали использовать предварительное информирование,быстро оценили преимущества новации.
Сократилось и время
прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска.
На Дальнем Востоке
технология удаленного выпуска реализуется в отношении всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, железнодорожного и морского.
В прошлом году в формате
этой технологии зарегистрировано 34,9 процента деклараций.
В первом полугодии
нынешнего года доля таких деклараций составила 13,53 процента.
ЦЭД – реальная помощь
Продолжается развитие
созданных в 2011 году ЦЭДов – Владивостокского
( Владивостокская таможня ) и Приамурского( Хабаровская таможня ) .
С 8 августа2014 года начался эксперимент в автомобильных сопредельных
пунктах пропуска Пограничный – Суйфэньхэ
и Полтавка – Дунин, суть
которого во взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении определенных
видов товаров.
Это зримый результат
успешного сотрудничества на региональном уровне должностных лиц ДВТУ и Харбинской
таможни, основой которого является подписанный
в 2013 году Протокол между ФТС России и ГТУ КНР.
В рамках исполнения
протокола предусмотрен как обмен документами, идентифицированными должностными лицами таможенных
органов сторон, так и предварительной информацией,передаваемой в электронном виде в согласованном
порядке.
Основным документом,используемым сторонами и определяющим состав
сведений передаваемой предварительной информации, является манифест, который содержит информацию, позволяющую идентифицировать перемещаемую партию
товаров.
– По состоянию на 30 июня2015 года, с
использованием манифеста через МАПП Пограничный проследовало на выезд из Российской
Федерации 524 автомашины, – сообщил Владимир Теремецкий.
Российской и китайской
сторонами выработаны предложения по расширению эксперимента, как за счет расширения номенклатуры товаров, так и за счет подключения к нему иных пунктов пропуска.
Сейчас предложения
проходят внутригосударственное согласование.
Заместитель начальника
отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления организации
таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Александр Ступников и начальник
отдела управления участниками внешнеэкономической деятельности ГТУ КНР Ли Фэн подробно
рассказали о состоянии, особенностях и перспективах
развития института уполномоченного экономического оператора ( УЭО ), упрощениях и льготах для законопослушных участников
ВЭД в России и Китае.
Как сообщил Александр
Ступников, по состоянию на январь 2015 года
в реестр уполномоченных экономических операторов включено 130 юридических
лиц.
В основном это производственные
предприятия.
Наиболее часто применяемым
специальным упрощением является выпуск товаров до подачи таможенной декларации ( этот вид упрощения предоставлен 113 лицам
) .
Примерно в равной
степени запрашиваются такие специальные упрощения, как временное хранение товаров на площадках УЭО
( предоставлено 109 лицам ) и проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся на площадках УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного
транзита ( предоставлено 103 лицам
) .
Предварительное таможенное
декларирование товаров применяется 90 УЭО.
Как стать уполномоченным
Ли Фэн рассказал о
системе доверия предприятиям. По его словам, работа по созданию такой системы велась с двухтысячных
годов, а принята она была уже в 2014 году.
На сегодня она включает в себя четыре уровня: от базового до повышенного уровня доверия. Сейчас
в программе участвуют сорок тысяч предприятий, из них около четырех тысяч имеют повышенный уровень
доверия.
Также Ли Фэн пояснил,какие условия необходимо соблюдать, чтобы стать УЭО в Китае.
К основным относятся
обеспечение внутреннего контроля, финансовая
стабильность, законопослушность, безопасность торговой деятельности.
Начальник Отделения
по внедрению перспективных таможенных технологий Сибирского таможенного управления
Юрий Крюков выступил на семинаре с завершающим докладом о практической реализации
проекта « Зеленый коридор ». Проект « Зеленый коридор » определяет порядок взаимоотношения сторон по созданию
и использованию системы обеспечения доставки товаров и транспортных средств под
таможенным контролем.
Проект включает обмен
информацией о перемещаемых товарах между таможенными органами государств, совместный допуск к проекту участников ВЭД, осуществляющих перемещение товаров из Китая в Россию,упрощение таможенных формальностей. Упрощения
для участников проекта « Зеленый коридор
» подразумевают снижение количества мер по
минимизации рисков при прибытии и таможенном декларировании товаров, уменьшение количества досмотров, за исключением случаев срабатывания системы управления
рисками или возникновения форсмажорных обстоятельств.
Кроме того, интенсифицированный информационный обмен между
таможенными службами состава передаваемой информации в этом случае расширен до тридцати
полей таможенной декларации.
– Взаимное признание результатов таможенного контроля
упрощает процесс таможенной очистки на границе и экономит время, – сказал Юрий Крюков – Развитие
этого режима позволит сформировать новую модель торговоэкономических отношений России
и Китая.
Таможенники обеих
стран дали развернутые и полные ответы на вопросы участников ВЭД и представителей
российской и китайской прессы. Участники семинара высоко оценили его значимость
для дальнейшего успешного развития экономических связей между Россией и Китаем.
[/i]
[i]Источник: журнал "Таможня"