Перечисление таможенных
платежей в доход федерального бюджета
По итогам 2014 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых
таможенными органами, составила 7 100,6 млрд. рублей, что на 535,2 млрд. рублей
(или на 8,2%) больше, чем в 2013 году.
В том числе:
НДС – 1 631,0 млрд. рублей;
ввозные таможенные пошлины – 568,1 млрд. рублей;
вывозные таможенные пошлины – 4 637,1 млрд. рублей;
акцизы при ввозе товаров – 60,1 млрд. рублей;
таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые
физическими лицами – 24,4 млрд. рублей;
таможенные сборы – 16,4 млрд. рублей;
утилизационный сбор – 43,7 млрд. рублей;
вывозные таможенные пошлины, уплачиваемые в соответствии с
Соглашением о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных
пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)
при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории
Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров,
выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 г. – 110,1 млрд. рублей;
иные платежи – 9,7 млрд. рублей.
Сумма поступивших в 2014 году в федеральный бюджет
нефтегазовых доходов, администрируемых таможенными органами, составила 4 597,0
млрд. рублей, что на 14% выше, чем в 2013 году.
Динамика перечислений
таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального
бюджета в 2010 – 2014 годах
Динамика перечислений
таможенных пошлин, налогов при импорте в доход федерального бюджета в 2010 –
2014 годах
Динамика перечислений
вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2010 – 2014 годах
Администрирование взыскания
задолженности по уплате таможенных платежей и пеней
Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и
пеней перед таможенными органами на 1 января 2015 года составляет 42,9 млрд.
рублей, в том числе по таможенным платежам – 23,7 млрд. рублей, по пеням – 19,2
млрд. рублей.
Динамика состояния
задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2010 – 2014 годах
По итогам 2014 года общая сумма задолженности уменьшилась на 4,8 млрд. рублей
(с 47,7 до 42,9 млрд. рублей) или на 10,1%. В 2014 году взыскано задолженности
на сумму 6,8 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 6,3 млрд.
рублей, по пеням – 0,5 млрд. рублей.
Снижение задолженности по уплате таможенных платежей и пеней произошло в том
числе в результате проведенной в 2014 году работы по списанию задолженности,
безнадежной к взысканию. Сумма списанной задолженности составила 9,2 млрд.
рублей, в том числе по таможенным
платежам – 2,7 млрд. рублей, по пеням – 6,5 млрд. рублей.
В целях совершенствования процедуры принудительного взыскания таможенных
платежей разработан проект федерального закона, предполагающий взыскание
таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика
в банках, путем направления документов,
установленных Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном
регулировании в Российской Федерации», в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В целях организации работы по взысканию задолженности по уплате таможенных
платежей и пеней разработан Порядок взаимодействия подразделений таможенных
органов при взыскании таможенных пошлин, налогов в случае недоставки иностранных
товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного
транзита, утвержденный приказом
ФТС России от 23 июня 2014 г. № 1185.
Контроль за
предоставлением льгот по уплате таможенных платежей
Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2014 году,
составила 536,5 млрд. рублей, что на 86,2 млрд. рублей больше аналогичного
показателя 2013 года (450,3 млрд. рублей), в том числе в отношении следующих
товаров:
перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции – 216,7 млрд. рублей;
ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и
вывозимых с этой территории – 173,8 млрд. рублей;
перемещаемых в рамках отдельных международных договоров – 68,8 млрд. рублей;
технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской
Федерации, – 32,9 млрд. рублей;
ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ
для очков, а также сырья и комплектующих для их производства – 29,9 млрд.
рублей;
судов, зарегистрированных в международном реестре судов, – 7,9 млрд. рублей;
вывозимых припасов и ввозимой продукции морского промысла – 2,5 млрд. рублей;
других товаров, в том числе ввозимых в Магаданскую область и вывозимых из нее,
ввозимых в качестве гуманитарной, технической помощи и др. –
4 млрд. рублей.
Администрирование
обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
В целях оптимизации действий должностных лиц таможенных органов по принятию
генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном
декларировании товаров издан приказ ФТС России от 22 мая 2014 г. № 950 «Об
утверждении технологии учета и контроля применения генерального обеспечения
уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании товаров».
В 2014 году началось тестирование утвержденной распоряжением ФТС России от 13
декабря 2013 г. № 397-р технологии работы с поручительством, оформленным в
электронном виде с применением электронных подписей, при проведении
дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары.
Разработан и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в части внесения денежного
залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном
виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях).
Законопроектом устанавливается норма о предоставлении плательщикам таможенных
пошлин, налогов возможности внесения денежных средств (денег) в качестве
обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и банковских гарантий уплаты
таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также реализации
информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России
и банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями,
обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.
В рамках предоставления государственной услуги по ведению реестра банков, иных
кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи
банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, на 1 января 2015 года в
реестр включено 226 банков и 19 страховых организаций (на 1 января 2014 года –
224 банка и 16 страховых организаций).
Ведение реестра таможенных
представителей
В 2014 году продолжалось развитие института таможенных представителей. В
реестр таможенных представителей были включены 72 организации, исключено 70
организаций.
По состоянию на 1 января 2015 года в реестре таможенных представителей числится
517 организаций. По сравнению с данными 2013 года (515 организаций) количество
юридических лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных
представителей, существенно не изменилось.
Количество административных процедур, совершенных в 2014 году в рамках
предоставления государственной услуги ведения реестра таможенных представителей
(374 административных процедуры), сопоставимо с результатами 2013 года (337
административных процедур), что свидетельствует о стабильности интереса
юридических лиц к осуществлению деятельности в качестве таможенного
представителя.
Предоставление из
федерального бюджета субсидий
С июня 2012 года производится выпуск товаров (за исключением подакцизных
товаров), ввозимых лицами, участвующими в реализации проекта инновационного
центра «Сколково», для целей осуществления исследовательской деятельности
участниками проекта, а также их использования при строительстве, оборудовании и
техническом оснащении объектов недвижимости на территории инновационного центра
«Сколково».
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014
год ФТС России выделены бюджетные ассигнования для предоставления из
федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной
пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации
проекта инновационного центра «Сколково», в размере 400 млн. рублей.
Общая сумма использованных в 2014 году субсидий составляет 236,3 млн. рублей.
Администрирование совершения
таможенных операций в отношении энергоносителей
Администрирование перемещения через таможенную границу Таможенного союза
нефти, газа природного и нефтепродуктов обеспечило поступление в федеральный
бюджет вывозных таможенных пошлин в сумме 4 597,0 млрд. рублей, что на 14,4%
выше, чем в 2013 году (4 019,5 млрд. рублей).
В 2014 году была продолжена работа по централизации таможенного оформления
энергоносителей, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации
трубопроводным, железнодорожным и морским видами транспорта, в едином
специализированном таможенном органе – Центральной энергетической таможне.
В рамках данной работы издан приказ ФТС России от 14 мая 2014 г. № 881 «О
компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении
энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы
27 ТН ВЭД ТС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ТС».
Перечень таможенных органов, наделенных компетенцией по совершению таможенных
операций в отношении нефтепродуктов, вывозимых с территории Российской Федерации
морским транспортом по номенклатуре, оформляемой в Южном федеральном округе, а
также перемещаемых в качестве припасов, предназначенных для использования на
морских судах, убывающих с территории Российской Федерации (за исключением
случаев таможенного декларирования данных товаров с применением транспортных
(перевозочных), коммерческих и (или) иных документов), дополнен таможенными
постами, подчиненными Крымской и Севастопольской таможням.
В целях реализации положений статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая
1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» и установления порядка администрирования
льгот по уплате вывозных таможенных пошлин ФТС России было инициировано издание
постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. № 545 «Об
утверждении Правил подтверждения факта получения (производства) при разработке
нового морского месторождения углеводородного сырья нефти сырой (включая
нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей
транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным
транспортом), газового конденсата природного, газа природного сжиженного и в
газообразном состоянии, широкой фракции легких углеводородов и предоставления
освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров
и правил подтверждения соответствия полученных (произведенных) при разработке
морского месторождения углеводородного сырья газового конденсата природного,
нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие
технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового
конденсата трубопроводным транспортом) и газа природного сжиженного требованиям
(условиям), установленным пунктом 1.2 статьи 35 Закона Российской Федерации «О
таможенном тарифе», и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных
пошлин в отношении указанных товаров».