В Федеральной таможенной службе прошло заседание Коллегии ФТС России, на котором были рассмотрены актуальные вопросы совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и роли таможенных органов в реализации финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
На заседании отмечено, что в 2012 году ФТС России продолжила осуществлять меры по модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров. 1 февраля 2012 года создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. За 8 месяцев этого года подразделения таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов провели 3857 проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которых возбуждено 3414 дел об административных правонарушениях, а также 31 уголовное дело, доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму свыше 2,385 млрд. руб., взыскано – на сумму свыше 1,565 млрд. руб., что более чем в 1,3 раза превышает показатели аналогичного периода 2011 года.
Средняя сумма таможенных платежей, штрафов, взысканных по результатам одной таможенной проверки, выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Коллегия ФТС России обсудила перспективы развития таможенного контроля после выпуска товаров и взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при его осуществлении.
Это обусловлено необходимостью:
- повышения эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров;
- смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Реализация указанных подходов будет способствовать ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД.
Коллегия ФТС России также рассмотрела вопрос о роли и месте таможенных органов в обеспечении мер, направленных на выполнение рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Российская Федерация с июня 2003 года стала полноправным членом этой международной организации. В 2008 году международными экспертами ФАТФ в ходе оценки соответствия российской системы противодействия легализации (отмыванию) денег и финансированию терроризма рекомендациям ФАТФ выявлен ряд существенных недостатков, в том числе в области контроля за трансграничным перемещением наличных денег.
Начиная с 2008 года Федеральная таможенная служба предприняла ряд мер, направленных на устранение выявленных ФАТФ недостатков, что является важным шагом в деле повышения международного авторитета России, а также закрепления его внешнеполитических позиций на мировой арене.
Проведенная работа позволила обеспечить в текущем году окончательную защиту Российской Федерацией отчета о прогрессе по результатам III раунда оценки соответствия российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма рекомендациям ФАТФ.
Коллегия ФТС России отметила значимость развития деятельности таможенных органов по осуществлению контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств и денежных инструментов. Важность такого контроля обусловлена ростом количества случаев перемещения крупных сумм наличных денег (в сумме, превышающей 1 млн. долларов США в эквиваленте): в первом полугодии 2012 года количество случаев их ввоза увеличилось в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а вывоза – в 2,5 раза.
В настоящее время при непосредственном участии Федеральной таможенной службы предпринимаются дополнительные меры по совершенствованию национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, ведется разработка международного договора, регулирующего взаимодействие и информационный обмен между правоохранительными органами, уполномоченными органами, таможенными органами государств - членов Таможенного союза, подготовлен законопроект, устанавливающий уголовную ответственность и ужесточающий административную ответственность за перемещение в крупном размере наличных средств и денежных инструментов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с недекларированием либо недостоверным декларированием наличных денежных средств и денежных инструментов.
В дальнейшем в целях выполнения обновленных рекомендаций ФАТФ с учетом международной практики выявления и предупреждения незаконного перемещения денежных средств, планируется сделать акцент на практической реализации требований изданных нормативных правовых актов и повышении результативности работы таможенных органов в части выявления лиц, причастных к незаконному перемещению наличных денежных средств и денежных инструментов, и приостановлении средств, перемещаемых ими, на основе совершенствования межведомственного взаимодействия.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter