Интервью начальника Московской областной таможни, полковник таможенной службы Дмитрия Жукова агентству Zelenograd.ru
В студии Zelenograd.ru начальник Московской областной таможни, полковник таможенной службы Дмитрий Жуков. Здравствуйте, Дмитрий Борисович.
— Добрый день.
Ю.К. — Я напомню немного о появлении Московской областной таможни. 22 сентября 2010 года вышел приказ Федеральной таможенной службы «О создании Московской областной таможни» с 5 октября. Она образована путем слияния трех таможен — Зеленоградской, Щелковской и Ногинской. Фактически она начала работать с января?
— Да, по сути, активная деятельность самой таможни началась с 20 января 2011 года.
Ю.К. — Что изменилось после образования Московской областной таможни, есть ли какие-то принципиальные моменты?
— Во-первых, увеличилось количество мест таможенного оформления. Сейчас оформление проходит на 20 таможенных постах и 10 отделах таможенного оформления с ведомственным кодом. В силу того, что регион деятельности Московской областной таможни — Москва и Московская область (за исключением аэропортов) — можно сказать, что на данном этапе точками таможенного оформления покрыто все Подмосковье. В общем, участники внешней экономической деятельности имеют возможность выбора, на каком таможенном посту либо отделе оформления проводить свои операции.
Ю.К. — Ранее вы занимали должность начальника Брянской таможни. Вы столкнулись с какими-то специфическими проблемами, когда стали работать здесь, в Москве?
— Брянская таможня тоже достаточно крупная: 710 километров границы, свыше 1700 должностных лиц личного состава. Для сравнения, в Московской областной — более 1500. Там — граница, здесь — акценты в первую очередь на таможенное оформление. Таможенное законодательство работает что в Брянской области, что в Московской, поэтому каких-то особо специфических проблем нет. Текущая работа.
Ю.К. — Формально Московская областная таможня, если считать от даты создания, работает уже год. Хороший повод подвести первые итоги, обозначить какие-то показатели ее работы.
— За этот год достаточно активно внедрялись перспективные технологии в регионе деятельности таможни и развивалась внешнеэкономическая деятельность. В настоящее время такую деятельность осуществляют более 11 тысяч ВЭД. При этом за девять месяцев этого года взыскано свыше 292 миллиардов рублей в федеральный бюджет, что составляет около 56 % от плана всего Центрального таможенного управления, что является достаточно значимым. Также весьма активно внедрялись перспективные информационные технологии. На данном этапе у нас в электронном виде выпускается около 75 % деклараций, что тоже достаточно удобно. Во-первых, потому что участник внешнеэкономической деятельности может заполнять декларацию, не прибывая на таможенный пост. Во-вторых, можно говорить о значительной антикоррупционной составляющей. Нет физического контакта между участником внешнеэкономической деятельности и должностным лицом, а последовательность проводимых операций сотрудником таможни достаточно прозрачна, потому что программные средства фиксируют все операции и временные интервалы, в течение которых проводится оформление. Я считаю, что это тоже достаточно перспективно, и в таможне на данном этапе эта работа организована на должном уровне.
Ю.К. — Когда шла реорганизация, были опасения, что сотрудники бывшей Зеленоградской таможни частично потеряют рабочие места. Произошло ли это?
— Вы знаете, в силу того что Московская областная была организована путем реорганизации Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен, сейчас наш коллектив — это, по сути, должностные лица этих таможен. Специальную выборку в процентном отношении, сколько должностных лиц из какой таможни, мы не делаем по одной простой причине. В зависимости от места проживания должностных лиц кто-то работает на таможенных постах. И это привязка к дому, она, допустим, может превалировать на каких-то таможенных постах, к которым люди близко живут. Здесь, в административном корпусе, у нас работают сотрудники и Щелковской, и Зеленоградской, и Ногинской таможен. То есть все те, кто хотел бы служить в таможенных органах, они и служат. Сейчас у нас имеется ряд вакансий: они будут официально опубликованы на сайте Центрального таможенного управления, и дополнительно мы укажем этот перечень в средствах массовой информации. Это должностные лица и функциональных отделов, и таможенных постов. Поэтому у всех, кто желает связать свою жизнь и трудовую деятельность с таможенными органами, есть возможность поучаствовать в конкурсе.
Ю.К. — К нам на сайте пришел вопрос от сотрудника таможни по имени Андрей. Он пишет: «Здравствуйте, Дмитрий Борисович. В связи с образованием Московской областной таможни количество служащих, работающих в здании, увеличилось. Очевидно, что таможня выросла из размеров существующих помещений. Будет ли в связи с этим решаться вопрос о “расселении” должностных лиц таможни?». Имеется в виду возможный переезд, аренда, дополнительные площади.
— Можно говорить, что этот вопрос уже решен. Да, действительно, ситуация с размещением очень непростая. Все помещения в административном здании заняты личным составом, имеет место перенаселенность, если можно так выразиться. Но есть рядом стоящее здание, мансардный этаж которого мы предполагаем арендовать. Изначально шел разговор о том, что это будет с 1 ноября. Собственник здания, возможно, не успеет закончить внутреннюю отделку к этой дате; сейчас мы рассматриваем вопрос об аренде этого этажа с 1 декабря. После того, как он будет передан нам в использование, мы начнем перемещение ряда подразделений.
Ю.К. — Возле таможни планировали расширить автостоянку, это уже произошло?
— На самом деле этот вопрос непростой, но мы будем его решать вместе с префектурой Зеленограда. Действительно, подъезд к таможне блокируется машинами, и людям неудобно, и зима скоро начнется, сложно будет чистить проезд. Могут быть мелкие ДТП, приедет ГИБДД — проезд вообще заблокируется. Может быть, будет рассмотрен вопрос выделения нам дополнительного участка под парковку. По крайней мере, мы этим вопросом занимаемся.
Ю.К. — Обычно главная претензия к таможне — это сроки прохождения товаров и транспортных средств. Меняется ли что-то в этом отношении? Укладываетесь ли вы в среднем в утвержденный законом срок?
— Срок производства таможенного оформления регламентирован нормативными документами — Таможенным кодексом. В основной массе декларации на товары выпускаются в установленный срок. Бывают случаи, когда предоставляется неполный пакет документов, либо мы проводим дополнительную проверку. В этом случае принимается решение о продлении сроков оформления, но это носит, скорее, частный характер, нежели массовый. Поэтому основной объем деклараций выпускается в течение одного-двух дней.
А.Э. — Часты ли дополнительные проверки? Может быть, люди жалуются на затягивание сроков из-за того, что запросы дополнительных документов, проверки происходят слишком часто?
— Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию. В качестве примера можно озвучить такую. Участник внешнеэкономической деятельности занимается этим бизнесом не первый год, везет товарную партию, которая состоит из многих позиций. Понимая, что будет проводиться досмотр, после того, как ему данное решение было озвучено, участник ВЭД ничего не предпринимает, чтобы предъявить данный товар к досмотру, а именно разложить на артикульном уровне, чтобы при проведении фактического досмотра было ясно и наглядно. Разумеется, это в определенной степени затягивает оформление. То есть многое зависит и от компетентных действий самих участников внешнеэкономической деятельности.
А.Э. — Они должны подготовить товар к проверке, но не делают этого?
— Да, в ряде случаев это является тормозящим фактором. Но вообще каждую ситуацию надо рассматривать конкретно и в отдельности, абсолютно одинаковых нет.
А.Э. — Вы упомянули, что 75 % деклараций сейчас подаются в электронном виде. Можно ли ожидать, и когда, что это число достигнет 100 %? Вы как-то подталкиваете участников внешнеэкономической деятельности к электронному декларированию со своей стороны?
— В силу того, что электронное декларирование является одним из самых перспективных направлений, — да, мы именно за то, чтобы участник ВЭД максимально использовал этот механизм декларирования. Во-первых, проводится достаточно серьезная разъяснительная работа, в рамках консультативного совета в том числе. Во-вторых, многие из участников внешнеэкономической деятельности, которые уже на практике использовали электронное декларирование, уже не рассматривают бумажные технологии. Они уже поняли, насколько это удобно, быстро и эффективно. Участник ВЭД, находясь у себя в офисе, может удаленно подавать декларацию на таможенный пост, который находится за двести километров. Просто, удобно, нормально, не надо ехать, стоять в пробках и так далее.
А.Э. — Может, тогда и парковка будет не так актуальна возле административного здания.
— Оформление-то происходит не в административном здании, но тем не менее. Те, кто внедрил у себя электронное декларирование, уже четко сделали свой выбор и идут по этому пути. Я думаю, что в ближайшее время, с учетом общих тенденций, те участники ВЭД, которые еще подают на бумаге, пересмотрят этот подход. По крайней мере, мы готовы к увеличению объема декларирования именно в электронном виде и всячески это приветствуем.
Ю.К. — Если говорить о сроках прохождения высокотехнологичной, инновационной продукции, - вероятно, требуется время, чтобы разобраться в каком-либо приборе, прочитать описание. Возможно, потребуется привлекать к этому экспертов. Насколько здесь могут увеличиться сроки прохождения?
— Во-первых, при оформлении высокотехнологичной продукции очень важна грамотная подборка документов, которые подаются с декларацией на товары. Потому что именно от наличия этих документов, от четкости описания того, что, предположим, экспортируется, и, соответственно, от наличия разрешительных документов зависят сроки оформления. В таможне есть ряд функциональных отделов, которые специализируются на контроле по определенным направлениям деятельности. Но участник внешнеэкономической деятельности также должен понимать, что до подачи декларации на товары вопрос должен им прорабатываться и при необходимости он должен заранее получать разрешительные документы. В ряде случаев возникают ситуации, когда экспорт не может быть осуществлен именно из-за отсутствия каких-либо разрешительных документов, которые выдаются иными федеральными структурами.
А.Э. — Это касается товаров двойного назначения?
— Да, это товары двойного назначения.
А.Э. — Многие из которых как раз являются инновационными и высокотехнологичными.
— Что здесь можно посоветовать: первое — самому экспортеру достаточно четко прорабатывать этот вопрос, чтобы понимать, какие документы он будет представлять, и является ли этот пакет документов достаточным. Второй момент — он может письменно обратиться за консультацией в правовой отдел таможни. Консультации проводятся безвозмездно. Он получит развернутый ответ, что необходимо для экспорта продукции данного вида.
А.Э. — Но это все занимает время. Например, описывается такая ситуация, когда предприятие сначала поставило свой станок за рубеж, обязалось обеспечивать сервисное обслуживание. Ломается какая-то деталь, по обязательствам эту деталь нужно заменить за два-три дня, чтобы не останавливался производственный процесс. Они не могут этого сделать в силу таможенных препятствий, они должны найти эти документы, подготовить, проконсультироваться с вашим правовым отделом, получить какие-то разрешения и только потом вывезти. В итоге они, например, заранее создают склад этих запчастей за границей, естественно, несут убытки. В этой ситуации вы можете что-то сделать, посоветовать?
— Я бы немного по-другому сформулировал. В приведенном вами примере поставка не может быть осуществлена не из-за того, что таможня является тормозом, а из-за того, что данный участник внешнеэкономической деятельности заранее не проработал вопрос. Когда он готовился экспортировать этот станок, когда заключал контракт, рассматривал вопрос гарантийной поставки запчастей, все эти вопросы должны были быть проработаны на начальном этапе. Если он этого не сделал, то впоследствии вынужден за это расплачиваться. В данном случае таможня — это всего лишь контролирующий орган, и мы выполняем нормы федерального законодательства. Это не именно таможенный орган по своему усмотрению не разрешает экспортную поставку, он просто обеспечивает выполнение норм федерального законодательства.
А.Э. — Просто вы работаете по своему регламенту?
— Конечно.
А.Э. — В мае 2011 года состоялась встреча Президента с учеными. По результатам этой встречи правительству было поручено принять решение по упрощению порядка и сокращению сроков таможенного и иных видов контроля при перемещении через госграницу научного, лабораторного оборудования и расходных материалов для научных исследований. Какие-то шаги в этом плане были предприняты?
— В регионе деятельности Московской таможни был создан Михневский таможенный пост, у которого определена данная специализация.
А.Э. — Именно через этот таможенный пост можно — или удобнее — везти товары для проведения научных исследований?
— По действующему законодательству, участник внешнеэкономической деятельности может проводить таможенное оформление в любом таможенном органе, за исключением тех позиций, по которым определена определенная компетенция. Поэтому здесь необходимо говорить уже о конкретной категории товара. Именно для поставок инновационной продукции, именно той категории товаров, которую озвучили вы, в том числе и создавался Михневский таможенный пост.
А.Э. — Зеленоградские предприятия через этот пост работают со своей продукцией?
— Может быть. Если они и работают через этот таможенный пост, до нас эту информацию официально они не доводили.
А.Э. — Но они в принципе могут это делать?
— Если категория товаров, которую они оформляют, попадает под ту категорию, на которой специализируется данный таможенный пост, то да, конечно.
А.Э. — Этот таможенный пост в Москве, но для Зеленограда он тоже работает? Потому что я слышал, что Московский регион он пока не обслуживает...
— Нет, у вас не совсем корректная информация. Есть «Положение о таможенном посте», есть категории товаров, которые он уполномочен оформлять. Участник ВЭД, у которого есть необходимость оформить товар именно той категории, на оформление которой уполномочен этот таможенный пост, имеет право его там оформить.
А.Э. — Что касается быстрого импорта товара. Я знаю, что есть такая проблема у организаций, которые занимаются научными исследованиями. Скажем, за рубежом появляется новая разработка, они хотят ее очень быстро посмотреть, разобраться в ней, может быть, сделать для себя какие-то выводы. Они там ее закупают, пытаются ее ввезти, но так как она совершенно новая, и таможенные специалисты не знают, что это такое и как это классифицировать, происходят задержки. Соответственно, это сказывается на их бизнесе, они не могут быстро среагировать на появление нового конкурентного продукта. Что можете посоветовать в этом плане?
— Если вы считаете, что участник внешнеэкономической деятельности, пытаясь ввезти товар, не знает, как его классифицировать, то, наверное, в первую очередь он сам не очень понимает, что ввозит. В данном случае мы проверяем тот код товара, который заявляет участник внешнеэкономической деятельности. Речь идет о том, чтобы вместе с этим товаром был представлен полный пакет документов, тогда проблем с контрольными функциями со стороны таможни не возникает.
А.Э. — То есть это вопрос участника ВЭД?
— Подготовки документов и подготовки самой внешнеэкономической сделки.
А.Э. — «Суперновизна» ввозимого или вывозимого товара не играет роли?
— Она не играет роли. Гармонизированная система, в соответствии с которой происходит классификация, достаточно четко выстраивает этот вопрос, и проблем нет при условии наличия документации и возможности фактического контроля.
А.Э. — Часто ли обращаются предприятия в ваш правовой отдел за консультациями именно в части инновационной и высокотехнологичной продукции?
— В части инновационной и высокотехнологичной обращений не очень много. Просто за консультациями — достаточно регулярно.
Ю.К. — Отвлекаясь немного от инновационной продукции. У меня вопрос о контрабандном товаре: за время вашей работы в Московской областной таможне были ли случаи задержания крупных партий контрабанды?
А.Э. — В прошлый раз мы говорили о мехах.
— Меха задерживали в тот период времени, когда я не возглавлял Московскую областную таможню. Что я могу сказать? Да, правонарушения есть, они выявляются, но сейчас я воздержусь от комментариев по этим вопросам, потому что еще проводятся проверочные мероприятия.
Ю.К. — В начале разговора вы упомянули об антикоррупционной составляющей. Насколько вы, как руководитель, акцентируете на этом внимание? Есть ли случаи правонарушений у сотрудников таможни?
— Во-первых, в структуре таможни есть отдел инспектирования и профилактики правонарушений. Данное подразделение работает, в том числе, на основании той федеральной нормативной базы, которая направлена на соблюдение законности и пресечение коррупционных проявлений. Во-вторых, конечно, в таком большом коллективе определенные проступки люди совершают. Я бы не говорил сейчас о тяжести этих проступков, потому что в каждом конкретном случае надо рассматривать ситуацию отдельно.
Ю.К. — Как раз интересно, какого рода эти проступки.
— Вы знаете, основная категория — это незначительные процедурные нарушения, которые, по большому счету, не играют значимой роли в общем процессе производства таможенного оформления. В ряде случаев это нарушения наших внутренних инструкций, которые опять же не отражаются значимо на общей деятельности таможни в целом. Это обычный рабочий процесс, когда должностное лицо обязывают выполнять необходимые требования, а за несвоевременное выполнение он привлекается к ответственности.
А.Э. — Я бы все же еще вернулся к высоким технологиям. В Зеленограде реализуется проект Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, который, в частности, предполагает свободную таможенную зону, создание таможенного поста в промзоне «Алабушево». Насколько я знаю, там уже идут строительные работы по подготовке инфраструктуры, огорожен периметр. Есть ли у вас какие-то сведения об этой работе?
— Решение о месте размещения таможенного органа — компетенция Федеральной таможенной службы. Именно там принимается решение о размещении либо неразмещении конкретного структурного подразделения с ведомственным кодом на конкретных площадях.
Ю.К. — Дмитрий Борисович, вы живете сейчас в Зеленограде. Как вам здесь нравится? Если сравнить с Брянском?
— Зеленоград удобен, комфортен для жизни. Просто это совсем разные города, они по-разному воспринимаются. У Брянска очень давняя, славная история, это город, который подходит к своему тысячелетию. Это город с одной аурой. Зеленоград это, по сути, тот центр, где развивались передовые технологии, который был создан не так давно. Я бы не хотел говорить, где лучше, где хуже. Это, наверное, некорректно. За те два месяца, что я живу в Зеленограде, я чувствую себя достаточно комфортно.
А.Э. — Было ли что-то за эти два месяца, что вам активно не понравилось, что бы вы хотели здесь изменить?
— Я лучше скажу, что мне очень понравилось.
А.Э. — Мы все знаем о плюсах, хочется о минусах.
Ю.К. — У человека, который приехал недавно, может быть свежий взгляд, он может увидеть больше, чем старожилы.
— Извечную проблему машиномест, в общем-то, все знают, и я здесь не буду, наверное, первым, кто это озвучит. Но я думаю, что эта проблема все-таки решаема. Я видел многоэтажные парковки, которые строятся, так что видно, что работа в этом направлении ведется. Вы знаете, за эти два месяца мне, по большому счету, не бросилось в глаза что-то резко отрицательное. Впечатления в основном положительные и очень приятные.
Ю.К. — Спасибо за беседу. Напомню, в студии Zelenograd.ru был начальник Московской областной таможни Дмитрий Жуков.