В Калининграде проведено выездное заседание Коллегии ФТС России, где обсуждались вопросы совершенствования таможенного регулирования в особых экономических зонах (далее - ОЭЗ) и развития экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов.
Коллегия отметила, что таможенные органы играют одну из ключевых ролей в администрировании режима ОЭЗ. В качестве одного из способов привлечения инвестиций в российскую экономику и развития производства экспортно-ориентированных и импортозамещающих товаров на территориях особых экономических зон применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее – СТЗ), которая предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, и связанные с этим особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.
ФТС России ведет активную работу по приведению российского законодательства, регулирующего применение таможенной процедуры СТЗ, в соответствие с законодательством Таможенного союза. Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза»», которым в том числе предусмотрено приведение российского законодательства об особых экономических зонах в соответствие с Соглашением о СЭЗ. При подготовке поправок к законопроекту учтена практика функционирования ОЭЗ и применения таможенной процедуры СТЗ. Значительное количество поправок направленно на совершенствование таможенного регулирования на территориях ОЭЗ, в том числе на упрощение совершения отдельных таможенных операций в отношении товаров на территориях ОЭЗ.
После принятия данного закона будут изданы несколько постановлений Правительства РФ и более 10 нормативно-правовых актов ФТС России. Все новации в части таможенного регулирования на территориях ОЭЗ направлены на упрощение проведения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ и при завершении ее действия, а также при временном хранении товаров на территории ОЭЗ. Вносимые поправки позволят сократить финансовые и временные издержки резидентов ОЭЗ.
Выступающие на заседании Коллегии отмечали, что не менее актуальна работа по подготовке нормативно правовой базы, регулирующей функционирование ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Учитывая эксклавное положение Калининградской области, подготовлен проект соглашения, определяющий особенности перемещения товаров и транспортных средств между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Таможенного союза.
Отдельно на теме Калининградской ОЭЗ также остановился начальник Северо-Западного таможенного управления Назип Ахметзакиевич Галикеев в своем докладе «О проблемных вопросах функционирования ОЭЗ в Калининградской области и создания технико-внедренческой ОЭЗ в Санкт-Петербурге и предложения по их урегулированию».
Основной объем таможенного декларирования в Калининградской области в 1 полугодии 2011 года приходился на таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в соответствии с которой оформлено 55,5% от всего объема таможенных деклараций. «Однако в деятельности Калининградской областной таможни по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны и вывозимых с этой территории, имеется ряд проблем», - подчеркнул Назип Ахметзакиевич. По словам докладчика, среди них: отсутствие порядка отзыва сертификатов происхождения товаров, подвергнутых достаточной переработке на территории Калининградской ОЭЗ; необходимость дважды декларировать товары, изготовленные в ОЭЗ с использованием иностранных и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны – сначала в соответствии с процедурой реимпорта, а затем таможенного транзита. «Для решения этих и ряда других проблем Северо-Западным управлением направлены соответствующие предложения в ФТС России», - сообщил начальник СЗТУ.
Коллегия также обсудила Концепцию экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов РФ на период до 2020 года.
Наша справка:
В настоящее время в Российской Федерации созданы 24 особые экономические зоны, в том числе
- 4 промышленно-производственные на территориях Липецкой области «Липецк», Республики Татарстан «Алабуга», Самарской и Свердловсой области «Титановая долина»;
- 4 техническо-внедренческие на территориях г. Москвы (Зеленоград), г. Дубны Московской области и г. Томска;
- 3 портовые на территориях Ульяновской области, Хабаровского края и Мурманской области;
- 13 туристско – рекреационных.
В соответствии с отдельными федеральными законами функционируют ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Планируется к созданию ОЭС промышленно-производственного типа в Рязанской области.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter