Неудовлетворительная система администрирования таможенных пошлин привела к тому, что Белоруссия и Казахстан задолжали России 22 млрд рублей, утверждают в ФТС. В ведомстве считают необходимым пересмотреть систему коэффициентов перечисления ввозных таможенных пошлин между странами.
Белоруссия и Казахстан из-за неудовлетворительного администрирования ввозных таможенных пошлин на данный момент должны России 22 млрд рублей, сообщил глава Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов в ходе выступления в Совете Федерации. По его словам, Белоруссия задолжала России 6,3 млрд рублей ввозных пошлин, Казахстан – более 15,5 млрд рублей, передает «Интерфакс».
«Деньги небольшие, но можно было бы их вернуть», – отметил Андрей Бельянинов. Он объяснил сложившуюся ситуацию неудовлетворительным администрированием пошлин со стороны коллег по Таможенному союзу.
«Нужно пересматривать коэффициенты перечисления ввозных таможенных пошлин между странами», – заявил глава ФТС. Он напомнил, что окончательное решение по этому вопросу должен принять Минфин.
Напомним, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин с 1 сентября 2010 года в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии со специальным соглашением. По нему в российский бюджет перечисляется 87,97% от объема ввозных таможенных пошлин, в бюджет Белоруссии – 4,7%, Казахстана – 7,33%. Ранее Белоруссия настаивала на перечислении 5,3% от всего объема ввозных пошлин, а Казахстан – 8,5%.
Месяц назад ФТС РФ подготовила проект указа о снятии с 1 июля таможенного контроля с внутренних границ стран Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Предполагается, что это создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров по территории государств Таможенного союза в режиме взаимной торговли.
Кроме того, подготовлены проекты постановления правительства и указа о ликвидации 16 таможенных органов. В результате реорганизации будут уволены 3600 должностных лиц. Однако в Минфине считают, что издание этих указов преждевременно, поскольку документы о создании таможенной территории еще не подписаны.
Казахстанские таможенники уже заявили о ликвидации постов на границе с Россией и о переводе основного персонала на южную границу Казахстана. К ликвидации таможенных преград готовы и белорусские таможенники, которые также переместятся на другие границы республики.
Заместитель генерального директора по таможенной логистике компании Smart Logistic Group Игорь Куличков не согласен с обвинениями главы ФТС в адрес коллег по Таможенному союзу. По его словам, система администрирования пошлин в России слабее, чем у Белоруссии и Казахстана. «В России никто не может ответить на вопрос, что происходит на таможенных постах. Кроме того, в нашей стране слишком сильно давление бюрократического аппарата. Если у человека, который пересекает границу, возникли какие-либо проблемы, он не знает, куда обратиться. Ни один из чиновников не сможет ему помочь. У ФТС нет желания изменить ситуацию», – сетует Игорь Куличков.
По его мнению, у российских партнеров таможенная система более контролируемая и подвижная. На любой вопрос там можно получить ответ в короткие сроки, а не в течение 30 дней, как это делается в России.
«Многие бизнесмены жалуются на давление со стороны российских таможенных органов, которые заставляют их завышать стоимость ввозимых товаров. И редко кто решается судиться с таможенниками. Подобные действия чиновников объясняются тем, что у ФТС есть план сверху, который регламентирует сумму доходов от пошлин. Ведь российский бюджет на 40% формируется за счет пошлин. Белорусские и казахстанские таможенники так не поступают. Возможно, отсюда и идет такая потеря ФТС», – предполагает профессор Института торговой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский.
Кроме того, немаловажную роль здесь могла сыграть и недостаточная квалификация таможенников, отметил эксперт.
Еще один фактор, который приводит к таможенным потерям, – это коррупция. «В последнее время участились случаи, когда сапоги по документам оформляются как фурнитура для обуви, чтобы уйти от уплаты высокой пошлины», – приводит пример Алексей Портанский.
Источник http://www.vz.ru/