Россия предлагает своим партнерам по Таможенному союзу (ТС) отказаться от конкуренции на аграрных рынках и координировать планы сельхозэкспорта. Если же у Белоруссии и Казахстана есть возможность инвестировать в поддержку сельского хозяйства, то пусть вкладывают в Сибири и на Дальнем Востоке, предложил вице-премьер Игорь Шувалов, не пообещав взаимности, пишет «Московские новости».
Вчера на деловом форуме Таможенного союза первый вице-премьер России Игорь Шувалов предложил создать агропромышленное объединение ассоциаций производителей сельхозпродукции и продуктов питания трех стран. По его словам, это нужно, чтобы производители «не конкурировали между собой». Российский министр сельского хозяйства Елена Скрынник сообщила, что переговоры с отраслевыми союзами уже ведутся.
Троеглавое аграрное лобби может заработать после вступления в силу с 1 января 2012 года соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, подписанного в декабре в Москве. Документ предусматривает установление единого для трех стран предельного уровня господдержки аграрного сектора на уровне 10% валовой стоимости сельхозпродукции. При этом для Белоруссии будет действовать переходный период до 2016 года.
Но Россия предлагает не субсидировать продукцию, идущую на рынки друг друга, а сосредоточиться на защите объединенного рынка от демпинга третьих стран, а также на совместном продвижении продукции стран союза на мировые рынки. По словам Шувалова, Россия и Казахстан могут «держать в своих руках» до 20% мирового экспорта пшеницы. Белоруссия экспортирует на мировой рынок около 4 млн тонн молока. А Россия к 2020 году намерена экспортировать до 600 тыс. тонн мясной продукции в год, прежде всего мясо птицы и свинину.
Если же правительства Белоруссии и Казахстана считают, что у них есть большие возможности инвестировать деньги в аграрный сектор, то лучше всего им заняться развитием сельского хозяйства за Уралом, заявил Игорь Шувалов. Россия все равно вынуждена будет «привлечь зарубежные инвестиции со стороны государств АТЭС для поднятия этих местностей». Лучше, если деньги на это дадут союзники.
У трех стран уже есть опыт координации усилий на сельхозрынках. Правда, связан он с засухой прошлого года. Тогда от молочного дефицита Россию спас импорт белорусского молока. После введения Россией эмбарго на экспорт зерна действующие контракты были выполнены за счет казахстанской пшеницы. Но сейчас постепенное улучшение ситуации на российском рынке грозит новым обострением конкуренции. Так, на днях Белоруссии пришлось прекратить поставки к нам молочной сыворотки и сухого молока, цены на которые Минсельхоз и ФАС посчитали заниженными. А первый вице-премьер Виктор Зубков не исключил, что с 1 июля Россия отменит эмбарго и на экспорт зерна.
Отказ от конкуренции на своих рынках и совместная борьба за внешние были бы «идеальной моделью», соглашается гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Но у всех стран свои проблемы, которые влияют и на аграрный сектор. Дело не только в зависимости сельского хозяйства от погоды. Девальвация национальной валюты в Белоруссии неизбежно удешевит производство, передает ИА Казах-Зерно.
Всем сделать хорошо не получится, полагает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Даже в рамках одной страны у разных отраслевых союзов интересы не совпадают: например, животноводам выгодны низкие цены на зерно, а его производителям — высокие. По его мнению, экспортный потенциал по продовольствию у России пока невелик — зерновые и растительное масло.
«У нас пока идет довольно активное импортозамещение, в первую очередь по мясу и по сахару. Но это не имеет отношения к Казахстану и Белоруссии», — подчеркивает Сизов. Поле для сотрудничества он видит только в экспорте зерна. В этом заинтересован Казахстан, у которого нет собственных морских портов для выхода на мировые рынки.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter