В многоуровневом таможенном законодательстве в рамках Таможенного союза (ТС), хоть это и усложнило их работу, участники внешнеэкономической деятельности разобрались. Однако, по мнению многих экспертов, пока Таможенный союз в целом не оправдывает ожиданий бизнеса.
"Бизнес ожидал, что в Таможенном союзе будет так же, как в Европе, - товары перемещаются свободно, без границ", - говорит Галина Донцова, руководитель группы таможенной и внешнеторговой практики компании Ernst&Young. ТС предполагает свободное перемещение товаров, но этого сейчас нет. Более того, в таможенном законодательстве ТС содержатся положения, ограничивающие эту свободу. Во-первых, это ограничение на свободное перемещение некоторых товаров. Имеются в виду те, на которые еще не установлены единые ставки ввозных пошлин, а также товары, облагаемые экспортными пошлинами в одном из государств-участников или в отношении которых установлены антидемпинговые, специальные пошлины или другие защитные меры. Во-вторых, свободному перемещению товаров мешает так называемый принцип резидентства, в соответствии с которым компания государства - участника ТС имеет право проводить таможенное оформление товаров только в той стране, где компания зарегистрирована.
Что касается закона о таможенном регулировании в Российской Федерации, то, по мнению бизнеса, "революционных преобразований он не содержит, и по нему вполне можно работать". Сейчас, считает Галина Донцова, главная задача в его правильной имплементации. Он содержит около 200 отсылочных норм - больше, чем было в ТК РФ. Закон заработал в конце 2010 года, и пока принята и введена в действие лишь маленькая часть из большого массива постановлений правительства, нормативных актов ФТС, которых этот закон требует. Например, бизнес - прежде всего иностранный - беспокоят задержки с введением института уполномоченного экономического оператора (УЭО). По словам Галины Донцовой, этот институт работает в Европе и в США уже много лет, и компании видят в этом возможность для существенного ускорения и упрощения таможенного оформления и выпуска товаров.
Для того чтобы механизм УЭО заработал, необходимо принять административный регламент, типовое соглашение между оператором и таможенным органом, утвердить формы свидетельства и реестра, определиться с порядком отчетности. Документы, как говорят в ФТС России, "находятся в проработке". В лучшем случае, по мнению экспертов, норма начнет действовать не раньше июня этого года.
В законе, по мнению Галины Донцовой, содержатся важные положения, позволяющие бизнесу надеяться, что его мнение будет учитываться при установлении таможенных правил - это ст. 18 (оценка работы таможенных органов) и ст. 53 (об участии бизнеса в формировании таможенной политики). Критерии, по которым должна оцениваться деятельность таможенных органов, установлены в законе, а правительство должно определить систему показателей, в соответствии с которыми такая оценка будет производиться. В качестве критериев на первом месте - скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек при оформлении, на втором - своевременность и полнота поступлений платежей и на третьем - эффективность противодействия правонарушениям. Однако пока ни 18-я, ни 53-я статьи закона не реализованы.
Кроме того, бизнес беспокоит неодинаковое толкование норм ТК ТС таможенными службами трех государств. Речь идет, например, об условно выпущенных товарах, в отношении которых в соответствии со статьей 211 ТК ТС обязанность по уплате платежей прекращается по истечении пяти лет с момента выпуска. Белоруссия и Казахстан приняли сразу, что пять лет должны считаться с момента первого выпуска товаров, а Россия определила, что этот срок должен исчисляться только с первого июля 2010 года, то есть со дня вступления в силу ТК ТС.
Это важный вопрос для бизнеса, поскольку он связан, например, со льготами, предоставленными для ввоза товаров в уставный капитал. Такие товары освобождались от таможенных пошлин и НДС. Если учесть, что ввоз осуществлялся начиная с 1990-х годов, поясняет Галина Донцова, то ясно, что многое устарело, что-то полностью амортизировано, что-то утеряно. "Поэтому статья 211 ТК ТС предлагает компаниям расстаться с этим металлоломом безболезненно в случаях, когда прошло пять лет с момента ввоза. Однако ФТС России считает, что эти пять лет начинают действовать только с первого июля 2010 года". Пока, говорит Галина Донцова, не удается достигнуть согласия с таможенной службой, хотя "норма вроде бы прямо прописана в законодательстве, но по-разному трактуется на уровне национальных таможенных администраций".
Стоит, наверно, вспомнить и недавнюю историю, связанную со статистическим учетом в ТС. В соответствии со ст. 104 N 311-ФЗ статистика взаимной торговли с государствами - участниками ТС ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном российским правительством. Правительство выпустило постановление, предусматривающее, что отправитель, прежде чем отправить груз, должен на сайте ФТС России заполнить специальную форму, в которой указать наименование товара, цену и, что особенно смущает участников бизнеса, код товара по товарной номенклатуре. "Если в ТС отменено таможенное оформление, если наши компании, особенно торгующие с Белоруссией, уже много лет не оформляют таможенные декларации, то понадобятся услуги таможенных брокеров, чтобы определить код, - говорит Галина Донцова. - Это дополнительное обременение, дополнительные издержки". Постановление, которое должно было вступить в силу с 1 апреля текущего года, по многочисленным просьбам бизнеса, отправлено на доработку и пока отложено до первого июня. - сообщает http://www.rg.ru/