Избыточные административные барьеры создает и регулирование внешней торговли.
В части экспортного контроля предлагается расширить возможности фирм к самостоятельному осуществлению контроля. Это и институт специалиста по экспортному контролю, и упрощение аккредитации внутрифирменных программ экспортного контроля и вменение ФТС обязанности принимать результаты внутрифирменного контроля. Поправки уже подготовлены.
Помимо совершенствования экспортного контроля в настоящее время требуется оптимизация системы валютного контроля. Предусмотрено, что Банком России будет существенно повышена сумма сделки, освобождаемой от оформления для учета валютных операций паспорта сделки, увеличены сроки предоставления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней.
Помимо этого, Минфином России совместно с другими ведомствами подготовлен пакет изменений в законодательство, предусматривающий сокращение информации в паспорте сделки, переход на электронный паспорт сделки, замену предоставления паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров на указание номера паспорта сделки в таможенной декларации. Также вводятся ограничения на возможности требовать таможенными органами избыточных документов для целей валютного контроля. Предполагается ограничить их требования только теми, которые содержатся в рамках законодательства о таможенном деле. Эти изменения содержатся в подготовленном законопроекте о внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Дополнительно предлагается дифференцировать ответственность за нарушение сроков предоставления информации о валютных операциях в сторону смягчения последствий для нарушителей. На это нарушение в настоящий момент приходится более двух третей всех нарушений в области валютного контроля. Также предлагается освобождение от ответственности в случае получения валютной выручки до момента оформления паспорта сделки. Здесь требуются изменения в КоАП, которые также в настоящее время подготовлены Минфином для согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В части таможенного регулирования - два основных направления работы. Первое – применение на практике тех положений по упрощению таможенного администрирования, которые содержатся в Таможенном кодексе Таможенного союза. Это прежде всего:
- сокращение количества документов, представляемых при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами, с 14 до 7, введение запрета требовать представления иных документов;
- установление сокращенных сроков выпуска таких товаров при экспорте - с 2 дней до 4 часов;
- допуск предприятий малого и среднего бизнеса к применению упрощенных таможенных процедур при ввозе товаров;
- применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товаров, ввезенных для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами.
Для этого необходима разработка и принятие подзаконных актов.
Второе - оптимизация таможенных процедур в соответствии законопроектом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Среди конкретных направлений совершенствования таможенного администрирования можно выделить: переход на электронное декларирование, установление упрощенного порядка декларирования «научных и коммерческих образцов, установление процедур помещения поврежденных образцов под таможенную процедуру уничтожения, а также процедур при временном ввозе/вывозе научных и коммерческих образцов в личном багаже пассажира, экспресс-почтой.
Отдельным блоком проблем является система технического регулирования. Общее мнение – эффективно система так и не заработала. Необходимо ускорять темпы разработки технических регламентов в рамках Таможенного союза. В области стандартизации целесообразно установить порядок признания документов о подтверждении соответствия, протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных зарубежными органами по сертификации, а также знаков соответствия. Это снимет ряд проблем, связанных с отставанием стандартизации от технологических изменений в экономике и позволит ускорить выведение инновационных продуктов на рынок.
Выдержки из доклада министра Э.С. Набиуллиной на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, посвященном вопросам нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в России 29 ноября 2010 г.