С 1 июля 2010 года начал функционировать таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Сложилась новая система нормативно-правового регулирования таможенных правоотношений.
Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы ещё не полностью завершилась.
Однако ФТС России были предприняты серьезные усилия по целому ряду направлений, что позволило в целом обеспечить плавный переход к применению нового законодательства.
В первые дни применения Таможенного кодекса таможенного союза одним из наиболее важных вопросов была организация контрольных функций таможенных органов Российской Федерации при перемещении товаров через российско-белорусский и российско-казахстанский участки государственной границы.
Контроль необходимо было организовать таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить беспрепятственную внутреннюю торговлю товарами, имеющими статус товаров таможенного союза, а с другой – обеспечить исполнение Протокола об отдельных изъятиях. Стоит напомнить, что таких изъятий довольно много, особенно в отношении товаров, ввозимых из Республики Казахстан.
С целью своевременного и оперативного решения проблемных вопросов, связанных с практикой применения таможенного законодательства таможенного союза, был создан Ситуационно-консультационный центр ФТС России, куда, практически, в режиме реального времени от таможенных органов поступали вопросы, по которым специалисты структурных подразделений ФТС России в минимальные сроки (не превышающие трех рабочих дней) давали разъяснения.
Дополнительно, в ФТС России была создана горячая линия, работающая в круглосуточном режиме. Любой участник ВЭД или физическое лицо напрямую мог обратиться в ФТС России по телефону горячей линии и задать интересующий вопрос непосредственно специалисту ФТС России.
Для обеспечения бесперебойной работы таможенных органов ФТС России издала ряд писем, которые позволили оперативно информировать таможенные органы об определенных особенностях технологического характера, связанных с новыми правилами перемещения товаров внутри таможенного союза и за пределы таможенной территории таможенного союза.
Принятие вышеперечисленных комплексных мер сняло определенную напряженность, как в работе таможенных органов, так и в бизнес-сообществе. Это в целом позволило избежать задержек при перемещении товаров, как во взаимной торговле с государствами-членами таможенного союза, так и в торговле с третьими странами, предотвратить снижение объемов таможенного оформления, исключить возникновения очереди на границах.
Так, по данным таможенной статистики с января по сентябрь 2010 года внешнеторговый оборот России составил 440,5 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с аналогичным периодом 2009 года возрос на 37,1 %, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 379,8 млрд.долларов США (рост на 38,4 %), со странами СНГ – 60,7 млрд.долларов США (рост на 29,2%).
Несмотря на изменение правовой основы таможенного регулирования, таможенные органы продолжают успешно решать задачу наполнения федерального бюджета.
По итогам 10 месяцев 2010 года ФТС России перечислила в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 3 трлн. 418 млрд. рублей, что почти на 746,3 млрд. рублей (или 27,9 %) больше, чем в 2009 году. Выполнение задания за 10 месяцев 2010 года - 101,3 %.
Данные о поступлении доходов, администрируемых ФТС России, в федеральный бюджет показывают, что сумма поступлений за время функционирования Таможенного союза, июль-октябрь 2010 года (1 трлн. 465 млрд.руб.) на 10% больше суммы, перечисленной за аналогичный период 2009 года (1 трлн.330 млрд.руб.).
Особо хотелось бы отметить динамику перечисления таможенных платежей, уплаченных при импорте товаров.
За 10 месяцев 2010 года в доход федерального бюджета перечислено таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию, на сумму 1 трлн. 384,3 млрд. рублей, что на 310 млрд. рублей (или на 28,8 %) больше, чем в 2009 году. Выполнение задания за 10 месяцев 2010 года по импортной составляющей – 103%.
Выполнение задания за 10 месяцев 2010 года по экспортной – 98,4% (перечислено в бюджет по экспортной составляющей 1 трлн. 975,6 млрд. рублей).
За четыре месяца функционирования Таможенного союза таможенными органами было перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей при импорте на сумму 672 млрд. руб., что на 212,6 млрд. руб. (или на 46,2 %) больше чем в 2009 году.
Данные о поступлении доходов, администрируемых ФТС России, свидетельствуют о повышении экономической активности участников делового рынка и постепенном выходе страны из состояния экономического кризиса.
Исходя из многолетнего опыта работы российской таможенной службы, можно говорить о том, что переход на новые правила всегда является сложным и проблемным процессом. В связи с этим в целях решения проблем функционирования таможенного союза необходима активизация работы по дальнейшему формированию его правовой базы, сближению и унификации таможенного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве.
Разработка проекта федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – законопроект) стала первым шагом на пути приведения российского таможенного законодательства в соответствие с законодательством таможенного союза.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что Таможенный кодекс таможенного союза и разрабатываемые в целях его реализации международные соглашения государств-членов таможенного союза содержат значительное количество отсылочных норм, согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.
Целью законопроекта является установление особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Законопроектом урегулированы вопросы, касающиеся:
системы таможенных органов Российской Федерации, их обязанностей, правомочий и ответственности;
порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов;
информирования и консультирования;
порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
исчисления, уплаты и взыскания таможенных платежей;
особенностей проведения отдельных форм таможенного контроля;
распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность;
особенностей таможенного декларирования, таможенных процедур и перемещения отдельных видов товаров.
Большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство Российской Федерации законопроектом, направлено на упрощение и ускорение таможенных операций при условии недопущения снижения эффективности таможенного контроля при формировании единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Для участников внешнеэкономической деятельности совершенствование таможенного регулирования выражается, в первую очередь, в создании механизма упрощения прохождения таможенных формальностей.
В настоящее время таможенные органы Российской Федерации ориентированы на безусловное и скорейшее применение новелл таможенного законодательства. На постоянной основе проводится мониторинг его применения, по результатам которого формируются предложения для дальнейшего совершенствования законодательства таможенного союза.
Практика применения с июля 2010 года правовой базы таможенного союза выявила ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего урегулирования путем внесения в Таможенный кодекс таможенного союза и в международные договоры государств-членов таможенного союза изменений, как технического характера, так и по существу. Например, в части:
- конкретизации сроков уплаты таможенных платежей при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, а также при недостоверном декларировании;
- установления норм, регулирующих порядок определения таможенной стоимости до фактического ввоза товаров, предусмотренного статьей 193 Таможенного кодекса таможенного союза;
- урегулирования вопросов, связанных с применением системы управления рисками, с учетом принципиальных различий в нормативно-правовом, организационном, методическом и информационно-техническом обеспечении в государствах-членах таможенного союза;
Основная часть перечисленных проблемных вопросов является следствием общей проблемы функционирования таможенного союза – отсутствия унификации в таможенном союзе таких важнейших институтов, как порядок уплаты таможенных платежей, применение ставок таможенных пошлин и налогов, тарифных преференций, льгот по уплате налогов, применения вывозных таможенных пошлин.
Создание единой таможенной территории таможенного союза требует не только повышения эффективности применения существующих таможенных процедур, основанных на мировой практике правоприменения, но и внедрения в работу таможенных органов современных методов и технологий.
Так, в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 с 1 января 2011 года в государствах-членах таможенного союза изменяются правила декларирования товаров (формы декларации на товары, транзитной декларации и порядок их заполнения). На сентябрьском заседании Комиссии была утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, в которой отражены все особенности декларирования товаров, существующие на сегодняшний день в государствах-членах таможенного союза. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности использовать данную Инструкцию при декларировании товаров в любом из государств-членов таможенного союза, не обращаясь к каким-либо национальным подзаконным актам.
Также утверждены унифицированные Классификаторы и перечни нормативно-справочной информации, включающие в себя как единые классификаторы, которые будут применяться во всех трех странах, так и национальные классификаторы, актуальные для применения только в одной из стран.
В 2010 году одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации было развитие электронного декларирования.
Если в начале 2010 года в электронном виде оформлялось 13,8 % всех деклараций (в том числе 2,6 % в сети интернет), то в начале ноября доля электронного декларирования достигла 43% (в том числе 39% в сети интернет). 100 % таможенных органов, уполномоченных принимать декларации на товары имеют необходимую техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования с использованием сети Интернет. Это дает возможность всем желающим участникам внешнеэкономической деятельности применять интернет-декларирование.
Наряду с развитием электронного декларирования, ФТС России в приоритетном порядке реализует задачу по внедрению и расширению применения предварительного информирования. Предварительную информацию о предполагаемых к ввозу товарах и транспортных средствах таможенным органам Российской Федерации представляют таможенные службы иностранных государств и заинтересованные участники внешнеэкономической деятельности.
Для достижения целей увеличения предварительного информирования экономическими операторами ФТС России введен в опытную эксплуатацию Интернет-портал электронного представления сведений, работа которого аналогична Интернет-порталам европейских таможенных служб. Это обеспечивает возможность участникам внешнеэкономической деятельности без дополнительных затрат на подключение к информационным системам таможенных органов представлять в электронной форме информацию о товарах до их прибытия. Предварительное информирование позволяет существенно повысить оперативность работы таможенных органов, обеспечить информационное наполнение системы управления рисками, что позволяет применять принцип выборочности при осуществлении таможенного контроля.
Так, например, время прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска, в том числе благодаря применению предварительного информирования, в 2010 году снизилось в среднем до 19 минут на одно транспортное средство.
Опыт первых месяцев функционирования таможенного союза показал готовность таможенных органов к работе в новых условиях. Все вопросы, возникавшие в переходный период, решались оперативно.
На сегодняшний день таможенные службы государств-членов таможенного союза вышли на новый этап сотрудничества, который позволит государствам, участникам внешнеэкономической деятельности улучшить уровень развития экономики стран, объединившихся в таможенный союз.
Доклад Статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Чайки К.Л. на заседании «круглого стола» в Государственной Думе 11 ноября 2010 года на тему «Изменение правовой базы таможенного регулирования в Российской Федерации: основные результаты правоприменительной деятельности таможенных органов»