Беларусь может согласиться с предложенным российской стороной вариантом отмены экспортных пошлин на поставляемую в страну российскую нефть, заявил сегодня министр экономики Беларуси Николай Снопков.
"Мы хотим получить (компенсацию) от Беларуси. Пока вариант… чтобы они перечисляли нам все экспортные пошлины на нефтепродукты, которые будут вывозиться из Беларуси… Сейчас (ставка пошлин на нефтепродукты) на уровне 55% от пошлины на нефть… Смысл в том, чтобы повысить в целом экспортные пошлины на нефтепродукты не только для Беларуси, но и для России до уровня 85-90% пошлины на нефть», - сказал в минувший вторник замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов.
Проще говоря, схема следующая: экспортная пошлина на нефтепродукты повышается с нынешних 55% до 85-90% экспортной пошлины на нефть - отменяется экспортная пошлина на весь объем поставляемой в Беларусь нефти – экспортные пошлины при вывозе нефтепродуктов с территории Беларуси в третьи страны полностью (100%) перечисляются в российский (казахстанский) бюджет.
"Как мы можем не согласиться, если в основе этой темы - равные условия хозяйствования. Это и есть то, к чему мы стремимся. Речь идет о равных условиях хозяйствования с точки зрения входа нефти и выхода нефтепродуктов для белорусских и российских нефтеперерабатывающих заводов», - сказал белорусский министр (цитата БелТА).
Похоже, что министр Снопков изрядно погорячился со своим согласительным комментарием, поскольку в сложившейся на данный момент ситуации с поставками нефти в Беларусь предложение России лишь только на первый взгляд может показаться вкусным и сладким. Но в итоге может быть расценено властями как ухудшение даже существующих условий.
После перехода в январе текущего года на новые условия поставки российской нефти в республику (6,3 млн. тонн беспошлинно, вся остальная нефть – по мировой цене) белорусские власти были вынуждены отменить экспортные пошлины на нефтепродукты: импорт нефти с пошлиной – экспорт нефтепродуктов без пошлины. Российский вариант предполагает иную схему: импорт нефти без пошлины – экспорт нефтепродуктов с пошлиной (которая уходит в российский бюджет).
Вроде бы «то на то», но с определенной уверенностью можно предположить, что действующий вариант позволяет белорусским властям зарабатывать несколько больше, чем позволит российский вариант. И речь идет не только о деньгах. Деньги можно уравнять выводом белорусских НПЗ на максимальную загрузку мощностей, что, правда, отрицательно скажется на рентабельности самих предприятий. Уравнять же все остальные преимущества и выгоды не представляется возможным.
Без всякого сомнения, российский вариант идет вразрез с принятыми в стране концепциями, стратегиями (и т.п.) энергетической безопасности. Предложение Шаталова означает возврат к единственному (монопольному) поставщику нефти – можно будет забыть о поставках нефти из Венесуэлы, Ирана и прочих других регионов, поскольку закупка такой нефти по мировым ценам в условиях введения экспортной пошлины просто поставит на колени белорусские НПЗ.
При этом Россия никогда не пойдет на такой вариант, при котором нефтепродукты из российской нефти будут экспортироваться с пошлиной, а нефтепродукты из венесуэльской нефти – без пошлины. Тут бы для начала разобраться, как учитывать нефтепродукты, произведенные из добываемых в республике 1,7 млн. тонн нефти.
Эта проблема решается только одним способом – через создание прозрачной для всех членов таможенного союза системы контроля экспорта нефтепродуктов, которая позволит России в режиме онлайн достоверно отслеживать каждую тонну нефтепродуктов, перемещенную за пределы ТС.
Готовы ли авторитарные белорусские власти к внедрению такого контроля? Ведь такое раскрытие информации автоматически ставит крест на всякого рода скрытых махинациях, демпингах, неучтенных, бартерных и прочих поставках, в том числе и носящих политический характер. При таком контроле уже не покрутишь…
Кроме того, требование о зачислении экспортных пошлин на нефтепродукты прямиком в российский бюджет лишит белорусские власти возможности на протяжении месяца-двух, а порой и дольше (до следующего приезда Чавеса), «вертеть» огромными суммами валютной выручки, серьезная часть которой будет проходить мимо местных финансовых «воротил».
Ну и главное заключается в том, что введение повышенной экспортной пошлины на нефтепродукты до 85-90% от пошлины на нефть приведет к необходимости пересмотра всей схемы работы белорусской нефтянки с точки зрения внутреннего рынка. Следует напомнить, что сегодня поставка нефтепродуктов на внутренний рынок является убыточной для белорусских НПЗ из-за огромных акцизов (около 70% стоимости литра топлива на АЭС) и компенсируется доходами от экспорта.
Повысить экспортную цену из-за введения пошлины Беларусь не сможет - нефтепродукты и так уходят по ценам мирового рынка. Перечисление же пошлины в российский бюджет приведет к резкому сокращению экспортных доходов белорусских НПЗ и в краткосрочном периоде к их убыточности. Избежать убытков можно будет только за счет снижения акцизов (цены на АЗС и без того заоблачные для белорусского потребителя), а это прямая и непоправимая угроза для белорусского бюджета.
Кроме того, введение повышенной экспортной пошлины (снижение доходности экспорта нефтепродуктов) автоматически повлечет за собой отказ от всех схем перекрестного субсидирования белорусских нефтехимических предприятий, многие из которых являются градообразующими. Что-что, а такой расклад белорусские власти вряд ли смогут себе позволить, принимая во внимание переизбрание А.Лукашенко на 4-й с громкими обещаниями о повышении средней зарплаты через 5 лет до 1000 долларов.
Российский вариант хорош тем, что он фактически ставит точку в истории нефтяных войн и выводит белорусскую нефтянку на новый, современный уровень работы. Вместе с тем, он может стать могильщиком столь упорно культивируемого в течение долгих лет белорусского социализма.
Источник http://afn.by/