22 октября в Госдуме намечено второе чтение Законопроекта «О таможенном регулировании». В Минэкономразвития (МЭР) полагают, что документ будет принят до конца года. В новых поправках прописано, что таможенники могут ликвидировать посты только по порядку, установленному правительством. В первой редакции Федеральная таможенная служба (ФТС) владела этими полномочиями по согласованию с МЭР. В министерстве объясняют такое решение накопившейся критикой в адрес службы.
По действующему законодательству, полномочия по реорганизации, в том числе ликвидации таможенных постов, сосредоточены полностью ФТС.
"В предлагаемой сейчас редакции законопроекта записана норма, что решение принимается ФТС, но в порядке, который установит правительство", — пояснил А. Точин. По его словам, этот порядок предусматривает обязательное согласование с одним из межведомственных органов правительства РФ, например, погранкомиссией или комиссией по устойчивому развитию экономики. "Правительство пропишет такой порядок принятием специального распоряжения", — сказал он.
Ряд участников внешнеэкономической деятельности предложили поправки к проекту закона о таможенном регулировании, которые позволили бы передать полномочия по реорганизации таможенных постов от ФСТ на уровень правительства, чтобы сделать такое регулирование более эффективным.
Напомним, закон "О таможенном регулировании в РФ", заменяющий внутренний Таможенный кодекс (ТК), должен был вступить в силу еще 1 июля — одновременно с запуском единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Однако его принятие сильно затянулось. Подготовленный ФТС вариант в мае был отвергнут правительством, поскольку увеличивал административную нагрузку на бизнес. Минэкономики написало свой вариант, но на его согласование с другими ведомствами времени уже не хватило. В итоге в июне Госдума приняла сырой, по признанию самих авторов, проект в первом чтении без обсуждения. Далее ФТС и Минэкономики долго делили полномочия по регулированию в таможенной сфере. В начале сентября ведомство Эльвиры Набиуллиной наконец решило узнать мнение бизнеса о новациях законопроекта посредством новой для РФ процедуры публичных консультаций.
Итоги этих консультаций, в которых поучаствовали 40 крупных участников внешней торговли, обнародованы на сайте Минэкономики. Ведомство, в частности, интересовало отношение компаний к изменению срока выпуска товаров. Действующий ТК РФ отводит на это три дня. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС) — два дня, а в случае экспорта товаров, не облагаемых вывозными пошлинами,- четыре часа. При этом союзный кодекс позволяет зафиксировать в национальных законах случаи, при которых выпуск по решению начальника таможни может быть продлен на срок до десяти дней. 18 из 35 компаний, оценивших эти новации, считают, что они упростят нынешние процедуры растаможивания, 17 уверены в обратном. Так, ОАО "Мечел" считает, что проект не указывает реальных оснований для продления срока выпуска, в результате такие решения будут приниматься произвольно и их будет фактически невозможно обжаловать ни в административном, ни в судебном порядке. Корпорация "Моторола" в своем заключении отмечает, что общую норму о сокращении сроков таможенные инспекторы смогут с легкостью обходить, просто не принимая декларации в обработку.