В процессе подготовки ко второму чтению законопроекта в Госдуме совместная работа Минэкономразвития России и ФТС России с участием Минфина России и Минюста России позволила сформировать 286 поправок к законопроекту «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которые направлены в Правительство Российской Федерации. Поправки затрагивают ключевые направления таможенного регулирования. Реализовано поручение Президента Российской Федерации о сокращении отсылочных норм путем включения в законопроект положений прямого действия. Разработке подлежат 32 акта Правительства Российской Федерации, необходимых для его реализации (вместо 47 – в редакции законопроекта, принятого в первом чтении). Из них половина в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации подлежат разработке ФТС России. Кроме того, более чем в 100 актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации следует внести изменения. Предусмотрено также принятие около 80 нормативных правовых актов ФТС России (в том числе межведомственного характера).
При доработке эксперты ФТС России стремились создать в условиях Таможенного союза систему таможенного контроля, эффективную для государства и минимально обременительную для бизнеса. В частности, за счет четкого определения пределов полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, а также минимизации временных издержек, связанных с совершением таможенных операций при временном хранении, таможенном декларировании и выпуске товаров. Это достигается путем упрощения правовых норм, содержащих требования к лицам, перемещающим товары, за счет уменьшения отсылок.
Созданы условия для комфортного перехода российских лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, на работу в условиях изменившегося законодательства, а также установлены взвешенные критерии при их исключении из реестров. В частности, теперь норма об исключении из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в связи совершением этими лицами административных правонарушений учитывает размер административного штрафа, наложенного на этих лиц, что характеризует тяжесть совершенных правонарушений.
В проект Федерального закона внесены нормы, определяющие порядок применения уполномоченным экономическим оператором предоставленных ему специальных упрощений, включая особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита, порядок получения данного статуса и включения в Реестр уполномоченных экономических операторов, а также порядок исключения из него. Также отражен порядок ведения УЭО системы учета и представления отчетности таможенным органам, а также требования к складским помещениям, на которых УЭО осуществляет хранение товаров.
Установлены требования к обустройству, оборудованию и месторасположению складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.
В проект ФЗ включен ряд положений, направленных на стимулирование инновационной активности российских предприятий.
Статья 210 проекта ФЗ устанавливает возможность представления документов, подтверждающих правоспособность лиц (уставные, учредительные и другие правоустанавливающие) один раз при первом обращении в любой таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации, и исчерпывающий перечень таких документов. Это упрощает процесс подачи документов, сокращает количество копий, которые представляются в таможенные органы, позволяет провести проверку правоспособности лиц на совершение таможенных операций однократно.
Статья 233 проекта ФЗ устанавливает упрощения при помещении под таможенную процедуру экспорта несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Данные упрощения включают в себя сокращенный перечень документов, представляемых при таможенном декларировании, сокращенный перечень сведений, которые подлежат заявлению таможенным органам. Особо оговаривается, что при декларировании несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается.
Таможенные органы уделяют особое внимание вопросу соблюдения предусмотренного Таможенным кодексом Таможенного союза 4-часового срока выпуска в отношении несырьевого экспорта, не облагаемого вывозными таможенными пошлинами. Письмом ФТС России от 02.07.2010 № 01-11/32584 «О соблюдении положений статей 196 и 183 ТК ТС» таможенным органам было поручено провести мероприятия организационно-распорядительного характера, направленные на неукоснительное соблюдение положений статей 196 и 183 ТК ТС, предусматривающих представление таможенным органам сокращенного перечня документов, необходимых для таможенного декларирования, а также сокращенного по сравнению с другими товарами 4-часового срока выпуска. Назначены должностные лица, уполномоченные совершать таможенные операции, связанные с помещением необлагаемых вывозными таможенными пошлинами несырьевых товаров под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. Проводится ежедневный мониторинг соблюдения сроков выпуска товаров; факты несоблюдения установленных сроков выпуска товаров влекут проведение проверочных мероприятий со стороны ФТС России.
Статьи 280 и 284 проекта ФЗ определяют упрощенный порядок временного ввоза (допуска) и временного вывоза коммерческих и научных образцов, перемещаемых для проведения с ними испытаний, исследований, тестирования, проведения опытов, экспериментов. В частности, установлено, что научные или коммерческие образцы, временно ввозимые в Российскую Федерацию, стоимость которых не превышает 300 тысяч рублей, по желанию декларанта могут декларироваться в упрощенном порядке с применением в качестве таможенной декларации письменного заявления организации – получателя (либо отправителя) научных или коммерческих образцов.