С 1 июля 2010 г. в Российской Федерации вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.
Его положения, касающиеся прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в части требований к документам, представляемым таможенным органам, не претерпели каких-либо существенных изменений по сравнению с ранее действовавшими требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации.
При прибытии товаров морским транспортом требуется представление таможенному органу стандартного комплекта документов морского перевозчика.
Как и ранее, при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита наряду с другими документами требуется представление таможенному органу транспортного (перевозочного) документа. При перевозке товаров железнодорожным транспортом таким документом является железнодорожная накладная, оформленная в соответствии с требованиями законодательства в области транспорта.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза от 21 мая 2010 г., в разработке которого участвовали Минтранс России и ОАО «РЖД», предусмотрено, что в случае, если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является железная дорога, в транзитной декларации, в том числе в случае использования в ее качестве транспортного (перевозочного) документа, должен быть проставлен оттиск календарного штемпеля железнодорожной станции отправления, свидетельствующий о принятии груза к перевозке. Ранее указанное требование также было предусмотрено приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Требование о том, что документы, в том числе надлежащим образом оформленная железнодорожная накладная, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, могут быть представлены таможенному органу только после погрузки контейнеров на железнодорожные транспортные средства, таможенным законодательством Таможенного союза не установлено. Все таможенные операции могут быть совершены до погрузки контейнеров на железнодорожные платформы.
Таким образом, возникновение проблемной ситуации в морском порту Восточный не связано с изменением требований таможенного законодательства, а обусловлено следующими причинами.
В указанной логистической схеме перевозки товаров задействованы не только морской и железнодорожный перевозчик, но и посредники между ними и таможенными органами – экспедиторы и таможенный брокер. Действия указанных посредников не скоординированы, каждый из них отвечает и получает коммерческую выгоду только за свой участок: экспедитор – за услуги при прибытии товаров морским транспортом, брокер – за услуги при декларировании таможенной процедуры таможенного транзита. В ФТС России поступают обращения участников ВЭД, содержащие информацию о том, что после регистрации таможенным органом прибытия товаров, возвращения документов экспедитору, который в свою очередь передает их брокеру, и до подачи брокером таможенному органу транзитной декларации проходит до 3-х и более суток. При этом совершение таможенным органом таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по одной транзитной декларации, занимает от 15 минут до 2-х часов (в зависимости от состава товарной партии) и производится в круглосуточном режиме.
При этом, несмотря на то, что экспедитор еще до прибытия судна в морской порт Восточный имеет предварительную информацию в электронном виде о перевозимых товарах, брокер на коммерческой основе заново формирует электронную копию транзитной декларации, а также оформляет транзитную декларацию на бланке установленного образца, хотя в ее качестве может использоваться железнодорожная накладная с комплектом прилагаемых документов.
Таким образом, создаются искусственные препятствия для использования упрощений, предусмотренных таможенным законодательством.
Кроме этого, в нарушение требований упомянутого Соглашения делаются попытки представления таможенному органу не оформленной должным образом железнодорожной накладной в связи с тем, что железнодорожная станция отправления отказывается проставлять в накладной оттиск календарного штемпеля до погрузки контейнеров на железнодорожные платформы. Учитывая, что железнодорожная накладная без указанной отметки не может рассматриваться как заключенный договор перевозки, а железная дорога при этом как перевозчик, т.е. лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, такой документ не может выступать в роли транспортного (перевозочного) документа, а такое лицо – в роли декларанта таможенной процедуры таможенного транзита.
Данная ситуация усугубляется наличием единственного железнодорожного пути, связывающего железнодорожную станцию Находка-Восточная с морским контейнерным терминалом.
Таким образом, имеют место невыполнение перевозчиком требований таможенного законодательства, несогласованность действий участников перевозочного процесса, неразвитость инфраструктуры железнодорожной станции, неприменение упрощений, предусмотренных таможенным законодательством.
ФТС России, осознавая важность развития контейнерных перевозок, выражает заинтересованность в совершенствовании порядка совершения таможенных операций на основе применении современных технологий, в том числе предварительного информирования, при совершении таможенных операций в отношении товаров, перевозимых в контейнерах. При этом соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза в настоящее время является предметом ответственности ФТС России перед государствами – партнерами по Таможенному союзу.
С 1 июля 2010 г. в Российской Федерации вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.
Его положения, касающиеся прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в части требований к документам, представляемым таможенным органам, не претерпели каких-либо существенных изменений по сравнению с ранее действовавшими требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации.
При прибытии товаров морским транспортом требуется представление таможенному органу стандартного комплекта документов морского перевозчика.
Как и ранее, при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита наряду с другими документами требуется представление таможенному органу транспортного (перевозочного) документа. При перевозке товаров железнодорожным транспортом таким документом является железнодорожная накладная, оформленная в соответствии с требованиями законодательства в области транспорта.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза от 21 мая 2010 г., в разработке которого участвовали Минтранс России и ОАО «РЖД», предусмотрено, что в случае, если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является железная дорога, в транзитной декларации, в том числе в случае использования в ее качестве транспортного (перевозочного) документа, должен быть проставлен оттиск календарного штемпеля железнодорожной станции отправления, свидетельствующий о принятии груза к перевозке. Ранее указанное требование также было предусмотрено приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Требование о том, что документы, в том числе надлежащим образом оформленная железнодорожная накладная, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, могут быть представлены таможенному органу только после погрузки контейнеров на железнодорожные транспортные средства, таможенным законодательством Таможенного союза не установлено. Все таможенные операции могут быть совершены до погрузки контейнеров на железнодорожные платформы.
Таким образом, возникновение проблемной ситуации в морском порту Восточный не связано с изменением требований таможенного законодательства, а обусловлено следующими причинами.
В указанной логистической схеме перевозки товаров задействованы не только морской и железнодорожный перевозчик, но и посредники между ними и таможенными органами – экспедиторы и таможенный брокер. Действия указанных посредников не скоординированы, каждый из них отвечает и получает коммерческую выгоду только за свой участок: экспедитор – за услуги при прибытии товаров морским транспортом, брокер – за услуги при декларировании таможенной процедуры таможенного транзита. В ФТС России поступают обращения участников ВЭД, содержащие информацию о том, что после регистрации таможенным органом прибытия товаров, возвращения документов экспедитору, который в свою очередь передает их брокеру, и до подачи брокером таможенному органу транзитной декларации проходит до 3-х и более суток. При этом совершение таможенным органом таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по одной транзитной декларации, занимает от 15 минут до 2-х часов (в зависимости от состава товарной партии) и производится в круглосуточном режиме.
При этом, несмотря на то, что экспедитор еще до прибытия судна в морской порт Восточный имеет предварительную информацию в электронном виде о перевозимых товарах, брокер на коммерческой основе заново формирует электронную копию транзитной декларации, а также оформляет транзитную декларацию на бланке установленного образца, хотя в ее качестве может использоваться железнодорожная накладная с комплектом прилагаемых документов.
Таким образом, создаются искусственные препятствия для использования упрощений, предусмотренных таможенным законодательством.
Кроме этого, в нарушение требований упомянутого Соглашения делаются попытки представления таможенному органу не оформленной должным образом железнодорожной накладной в связи с тем, что железнодорожная станция отправления отказывается проставлять в накладной оттиск календарного штемпеля до погрузки контейнеров на железнодорожные платформы. Учитывая, что железнодорожная накладная без указанной отметки не может рассматриваться как заключенный договор перевозки, а железная дорога при этом как перевозчик, т.е. лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, такой документ не может выступать в роли транспортного (перевозочного) документа, а такое лицо – в роли декларанта таможенной процедуры таможенного транзита.
Данная ситуация усугубляется наличием единственного железнодорожного пути, связывающего железнодорожную станцию Находка-Восточная с морским контейнерным терминалом.
Таким образом, имеют место невыполнение перевозчиком требований таможенного законодательства, несогласованность действий участников перевозочного процесса, неразвитость инфраструктуры железнодорожной станции, неприменение упрощений, предусмотренных таможенным законодательством.
ФТС России, осознавая важность развития контейнерных перевозок, выражает заинтересованность в совершенствовании порядка совершения таможенных операций на основе применении современных технологий, в том числе предварительного информирования, при совершении таможенных операций в отношении товаров, перевозимых в контейнерах. При этом соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза в настоящее время является предметом ответственности ФТС России перед государствами – партнерами по Таможенному союзу.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|