Официальный Минск в очередной раз подтвердил неизменность своей позиции по условиям формирования Таможенного союза. Это заявление последовало после того, как Россия и Казахстан объявили о готовности формировать это объединение без Белоруссии. Камнем преткновения для последней остаются экспортные пошлины на нефть. Минск настаивает, что по территории Таможенного союза все товары должны передвигаться свободно, без уплаты таможенных пошлин.
На следующий день после заявления России и Казахстана о готовности создавать Таможенный союз (ТС) без Белоруссии официальный Минск поспешил объявить, что вовсе не отказывается от участия в этом объединении.
В субботу пресс-служба белорусского правительства распространила заявление, в котором, в частности, говорится о неизменности позиции Белоруссии по условиям формирования ТС.
«Со своей стороны Белоруссия подтверждает свое стремление к интеграции с нашими партнерами: Россией и Казахстаном – в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства», – отмечается в сообщении.
В заявлении также подчеркивается, что «основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Белоруссия сохраняет свою готовность к введению в действие в полном объеме единой таможенной территории».
Иными словами, от идеи участия в ТС Минск не отказывается, однако по-прежнему ставит условия, главное из которых сводится к тому, что по территории Таможенного союза все товары должны передвигаться свободно, без уплаты таможенных пошлин.
«Белоруссия исходит из того, что предложенные партнерами по ТС изъятия из режима единой таможенной территории противоречат действующей правовой базе ТС, не согласуются с международными правилами и наносят ущерб интересам субъектов хозяйствования и граждан трех государств», – говорится в заявлении.
При этом в Минске уточняют, что вообще не располагают информацией о содержании тех документов, которые подписали в пятницу главы правительств России и Казахстана. Правда, там уверены, что при желании сторон ситуацию еще можно исправить до 1 июля – даты вступления в силу Таможенного кодекса.
Минск, напомним, проигнорировал заседание Высшего органа Таможенного союза (ВОТС), на котором Россия, Белоруссия и Казахстан должны были окончательно согласовать все позиции по Таможенному кодексу. Белорусский премьер Сергей Сидорский ограничился лишь телефонным звонком в Петербург. «Сославшись на президента Белоруссии Александра Лукашенко, он подтвердил готовность продолжить работу в трехстороннем формате», – сообщил в пятницу глава правительства РФ Владимир Путин.
В итоге две стороны смирились с отсутствием третьей и, договорившись по всем вопросам в двустороннем формате, под вечер заявили об успешном завершении переговоров. «Мы договорились ввести в действие на двусторонней основе с 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза», – заявил российский премьер на пресс-конференции.
К слову, за неделю до этого Путин, Сидорский и казахский премьер Карим Масимов уже встречались в Петербурге и после многочасовых переговоров так и не пришли к компромиссу в «чувствительных» вопросах, что заставило стороны признать, что к назначенному сроку – 1 июля – Таможенный союз не заработает.
Камнем преткновения для Белоруссии остаются экспортные пошлины на нефть. Россия готова поставлять в Белоруссию беспошлинную нефть только для ее внутреннего потребления. Речь идет о 6,3 млн тонн черного золота в год, однако это всего лишь треть от общего объема поставок.
Порядка 15 млн тонн нефти, из которой белорусские НПЗ производят нефтепродукты для экспорта, Россия готова поставлять со стопроцентной экспортной пошлиной, тогда как раньше Белоруссия платила треть от ее размера. Одновременно РФ стала взимать экспортные пошлины на нефтепродукты в торговле с Белоруссией.
Минск так и не простил Москве «нефтяную обиду», разрешить которую надеялся в рамках создания Таможенного союза. В условиях создаваемого ТС все поставки должны осуществляться беспошлинно, считает белорусская сторона.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter